Цель проекта:
Показать роль игры в учебном процессе на уроках краеведения.
Задачи проекта:
- Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках краеведения через различные формы игровой деятельности.
- Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
- Толерантное отношение к окружающим.
- Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.
Актуальность проекта:
- Сложившийся у основной массы детей стереотип восприятия нередко заставляет их отрицательно относиться к игровой деятельности на уроке. С одной стороны, им кажется, что деятельность, предлагаемая в стенах школы, учителем, в урочное время не может быть эмоционально привлекательной. С другой стороны, учащиеся могут придерживаться той точки зрения, что игра на уроке “несолидна”, не соответствует их возрастному статусу, не способствует более успешному усвоению материала.
- Необходимо, следовательно, “реабилитировать” игру в глазах подростка, как обычную и удобную форму обучения.
Условия, обеспечивающие реализацию целей и задач игры на уроках краеведения:
- Наличие у учащихся достаточного объема знаний из предшествующих разделов школьного курса.
- Понимание учащимися целей и задач учебной игровой деятельности.
- Психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре.
- Формирование игровых микрогрупп с учетом уровня способностей и направленности интересов у учащихся.
- Формирование игровых групп с учетом взаимоотношений между учащимися, неформального лидерства, актуальных задач развития коллектива класса.
- Наличие предварительной заданной организатором психологической установки учащимся к участию в учебной игровой деятельности.
Система игровых критериев оценки учебно-игровых действий учащихся.
- Соотнесение шкалы игровых оценок со шкалой школьных отметок.
- Постепенный переход к снижению эмоциональной значимости игровой оценки в восприятии ребенка.
- Эмоции в ходе игровой деятельности не должны опережать личную самооценку учащегося.
- Метод изучения действий “соперника”.
- Анализ итогов учебной игры и адекватность полученной оценки на уроке.
Формирование мотивации учащихся через игры развивающего обучения в овладении учебным материалом:
- Стремление к результату.
- Стремление к самой деятельности, независимо от результата.
- Стремление использовать данную деятельность для получения побочного результата.
- Стремление получить общественную оценку своей деятельности (поднять свой авторитет).
Игры развивающего обучения:
- “Игра без слов”.
- “Ассоциации”.
- “Умник и умницы”.
- “Своя игра”.
- “Великие люди земли новгородской”
- “Ярославово дворище”.
- “Улицы города”.
- “Знатоки”.
- “В. Бианки и Новгородский край” и другие.
Ролевые игры в учебном процессе:
Одной из форм игровых методов проведения уроков является метод ролевой игры по типу проблемно-ролевая дискуссионного характера. В отличие от театрализованной игры в проблемной игре происходит лишь распределение ролей и ставится проблема, решить которую должны участники с позиций своих персонажей.
Фольклор на уроках краеведения
Природные условия территории всегда имели большое значение для проживания на ней населения, то чем они занимались. В многочисленных загадках, пословицах и поговорках , приметах передается описание характерных черт природы конкретных территорий. Работа идет не только чисто географическая через наблюдения за погодой и природой, параллельно учащиеся работают и над словом, улучшая свою грамматику и орфографию. Некоторые загадки сочиняют сами учащиеся.
Промыслы и ремесла всегда являлись основой хозяйства региона. Знакомясь со сказками и былинами новгородского края, в которых отражается национальное своеобразие, что позволяет учащимся сформировать представление о декаративно-прикладном искусстве края. Уметь выделять новгородские мотивы и образы.
Игра – это:
- Деятельность.
- Мотивированность.
- Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив.
- Увлеченность.
- Развитие речи.
- Формирование определенных навыков.
- Общение.
- Познание.
- Усвоение учебного материала.
Нами разработано 21 игра по различным темам по краеведение. При разработке игр мы используем, как свои, так и готовые шаблоны игр.
ЧТО? ГДЕ? КОГДА? (Игра по произведениям В.Бианки)