Тип урока – урок изучения нового.
Вид урока – комбинированный.
Цели урока:
- обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов;
- ознакомление с разными типами сказуемых;
- формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;
Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, схемы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей урока
(приложение, слайд№2)3. Проверка домашнего задания.
4. Словарная работа (слайд№3).
Не путайте слова:
режиссёр – продюсер;
трасса – терраса;
колосс – колос;
металл – алюминий;
финн – финский.
5. Составьте с одной из пар слов предложение и разберите это предложение по членам предложения на доске.
На основе записанного предложения ответьте на следующие вопросы
6. Повторение пройденного
(слайд№4):Что такое предложение?
На какие группы делятся члены предложения?
Назовите главные члены предложения.
На какие вопросы отвечает подлежащее?
Чем может быть выражено подлежащее?
7. Предложения для анализа (слайд№5):
Урок должен начаться вовремя.
Начало урока – это активное повторение.
Трое учеников будут отвечать у доски.
Большинство учеников внимательно слушают учителя.
Подчеркните главные члены предложения.
8. Изучение нового материала.
Мы видим, что сказуемое может быть выражено как одним словом, так и несколькими.
Сегодня на уроке мы с вами ознакомимся с различными видами сказуемых (слайд№6)
Простое глагольное |
Составное глагольное |
Составное именное |
Выражается глаголом в форме одного из наклонений | Вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив | Вспомогательный глагол + именная часть |
Отвечает на вопрос Что делает? |
Отвечает на вопрос Что делает? |
Отвечает на вопрос Что такое
предмет? |
9. Обратите внимание на вопросы.
Простое и составное глагольные сказуемые отвечают на глагольные вопросы, следовательно, выражены они глаголами. Обратите внимание на название: простое, значит, состоит из одного глагола, составное – из двух глаголов: вспомогательного и глагола в начальной форме.
Составное именное имеет в своём составе вспомогательный глагол и именную часть.
10. Ознакомьтесь с таблицей видов сказуемых (слайды№7-9)
1. Простое глагольное |
2. Составное глагольное |
3. Составное именное |
выражается глаголом в форме одного из наклонений Но могут быть и такие случаи…
|
вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив Вспомогательный глагол – выражает грамматическое значение сказуемого. Неопределённая форма глагола – выражает основное смысловое значение глагола. (1. Ученики хотят учиться. |
вспомогательный глагол + именная часть Именная часть может быть выражена:
|
Вспомогательные глаголы. |
||
|
|
11. Рассмотрим алгоритм определения вида сказуемого (слайд№10).
1. Задать вопрос. Определить сказуемое.
а) Продюсер может не согласится с этим сценарием.
Продюсер может что сделать? – может не согласится.
б) Режиссёр казался расстроенным.
Режиссёр что делал? – казался расстроенным
2. Посмотреть на состав сказуемого
а) глагол + Н.Ф. глагола = С.Г.С.
б) глагол + причастие = С.И.С.
12. Попробуем определить вид сказуемого (слайд№11-12):
13. Определим вместе третье лишнее предложение (слайд№13):
- Мартышка вздумала трудиться.
- Воздух, резко подувший с севера, становился чистым, морозным.
- Червонец был запачкан и в пыли.
14. Ещё одна попытка (слайд№14):
- Шли два приятеля вечернею порой.
- Герои решили разобраться.
- Множество людей вышли было на улицу.
15. Закрепление изученного.
Самостоятельно определите лишнее предложение (слайд№15-17) :
- 1. Наш сосед по номеру оказался профессором.
- 2.Состав, загнанный в тупик, начали разгружать.
- 3. Улыбнувшись, она продолжила петь.
- Команда будет выступать на соседнем поле.
- Шестью восемь – сорок восемь.
- Солнце было красное и большое.
- Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
- Восточная половина неба была залита нежно-алым цветом.
- Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.
16. Проверим, правильно ли у вас получилось (слайд№18).
- Наш сосед по номеру оказался профессором.
- Команда будет выступать на соседнем поле.
- Восточная половина неба была залита нежно-алым цветом.
17. Подведение итогов. Домашнее задание
(слайд№19).Составить или найти в литературе примеры предложений с разными видами сказуемых.