Цель внеклассного занятия:
- Привлечь внимание ребят к проблемам охраны окружающей среды.
- Воспитывать любовь, гуманное отношение к природе.
- Предоставить возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Методика проведения игры:
- До игры дети получают задание: познакомиться с Красной книгой, нарисовать плакаты об охране природы.
- Игра проводится в форме соревнования команд.
- После каждого тура игры жюри подводит итог, а команды в это время в ходе презентации получают познавательную информацию по вопросам тура.
- Рассчитана на 45-60 минут.
- Ход игры отражается на доске и в таблице жюри (дидактический материал № 9).
- Игра проводится в 5 туров.
- В конце игры подводится итог с выявлением команды - победительницы, набравшей большее количество баллов.
- Отдельно отмечаются самые активные и эрудированные дети - знатоки.
- Награждение (дидактический материал № 10).
- Карточки с заданиями (1, 2, 3, 5).
- Легенда о лилии кудреватой (4).
- "Ключ" к заданиям для жюри (6).
- О заповедниках Иркутской области (7).
- Справка о Дне Земли (8).
- Таблица по учёту заработанных баллов (9).
- Победные жетоны (10).
Приложения: звуковое сопровождение презентации:
- Инструментальная музыка Ф. Папетти: "Эмануэль" (1), "Маленький цветок" (4), "Сонный берег" (5);
- Аудиозапись "Аве Мария" (Шуберт) (7).
- Песня (плюс) "Не дразните собак" (слова М. Пляцковского, музыка Е. Птичкина) (2);
- Песня (плюс) "Это называется природа" (Слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова) (8);
- Аудиозапись "Гром и шум дождя" (6).
- Мелодия заставки к телепередаче "В мире животных" (3).
ХОД ИГРЫ
Вступление
Включается презентация. На фоне инструментальной музыки (приложение 1) автоматически сменяются слайды с видами природы.
Слайды 1-6. Красивая, яркая природа.
Слайды 7-19. Опустошённая, погибающая природа. На слайдах - слова стихотворения "Красная книга" С. Острового, которые озвучивает ведущий.
Ведущий.
Как это страшно - умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного.
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.И поползёт проказа запустенья.
И пересохнут ниточки воды.
И вымрут птицы, и падут растенья.
И зверь не обойдёт своей беды.И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует, защиты.
Она спасенья просит у людей.
С. Островой. "Красная книга".
Слайд 20. Этим стихотворением мы откроем наше путешествие в мир живой природы, во время которого сделаем несколько привалов, где вы покажете свои знания и эрудицию.
Слайд 21. А слова Острового пусть будут нам девизом и путеводной звездой, ведь сегодня, 22 апреля - День Земли.
Разминка
Слайд 22. Мы знаем, как разнообразен мир живой природы. Попробуйте определить, о ком идёт речь.
Каждой команде предлагается загадка о животных. Если команда не отгадает первый вариант загадки, оцениваемый в 2 балла, то предлагается второй (облегчённый) вариант, оцениваемый в 1 балл. Когда загадка отгадана, по щелчку на слайде появляется картинка-отгадка.
1) Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.
2)
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой - всё равно он будет мой.
1) Хоть и круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач.
2)
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят.
1)
Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.
2)
Блещет в речке чистой спинкой серебристой,
Вильнёт хвостом туда-сюда - и нет её, и нет следа.
1) Много мастеров срубили избу без углов.
2)
Мы - лесные жители, мудрые строители.
Из иголок всей артелью строим дом себе под елью.
- Вот и закончилась разминка, в которой вы узнали птицу, рыбу, зверя и насекомых. Начинаем наше путешествие. А в пути веселее с песней.
Слайды 23-26. Дети поют песню "Не дразните собак" (сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина) (приложение 2). Музыка включается по щелчку, смена слайдов со словами песни - автоматически.
Игра
Слайд 27. 1 тур - "В мире животных".
- Первый привал - в мире животных. На карточках по каждому вопросу назовите животного. Если сообщите о нём дополнительные сведения - получите дополнительный балл.
Команды получают карточки с вопросами (дидактический материал № 1). По щелчку на слайде включается аудиозапись "В мире животных" (приложение 3). Команды одновременно выполняют задание, пока звучит музыка (2 минуты). Затем листочки с ответами сдаются жюри.
Проверка: слайды 28-32 иллюстрируют правильные ответы на вопросы первого тура, ведущий озвучивает дополнительные сведения. Каждое новое животное появляется на слайде по щелчку.
Слайд 28. Самое высокое животное - жираф. Его рост достигает 6 метров.
Самое сильное животное - муравей. Он переносит тяжести, в 10 раз превышающие его собственный вес.
Самое большое животное - африканский слон. Его рост достигает 4-х метров. Масса - от 6 до 13 тонн. Средняя масса - 8,5 тонн.
Слайд 29. Самая дисциплинированная птица - гусь. Он никогда не попадает под колёса машины.
Самая большая птица - страус. Его рост - до 3-х метров. Вес может достигать 131 кг.
Птицы, не умеющие летать, пингвины и страусы. Пингвин - это мужественная и замечательная птица. Неуклюжие на суше и не способные летать по воздуху, эти птицы умеют "летать" под водой. Страус - самая быстрая птица, которая бегает на двух ногах: может развивать скорость до 100 км/час.
Слайд 30. Самая длинная змея достигает почти 10 метров. Это сетчатый питон и удав анаконда, которые относятся к одному семейству - ложноногие змеи. Они - ближайшие родственники. Различаются между собой местом распространения (Америка, Африка) и способом размножения: удав рождает живых детёнышей, а питон откладывает яйца.
Слайд 31. Самая крупная рыба - китовая акула. Её длина - 12,5 метров, масса - 21 тонна.
Слайд 32. Встречаются рыбы, в названиях которых - орудия труда или инструменты.
Рыба-игла держится повсеместно у берегов Чёрного и Азовского морей. По своим характеристикам схожа с морским коньком.
Рыба-меч одна из самых больших и быстроходных рыб.
Молотоголовые акулы - агрессивные хищники. Известны случаи нападения молотоголовых акул на людей. Ранее считалась одним из самых опасных видов акул - скорее всего, по причине своего зловещего облика. Характерный отличительный признак - необычная форма головы, напоминающая молот, поэтому ещё одно их распространённое название - рыба-молот.
Рыбы-пилы разделены на две группы: пилоносые акулы и пилорылые скаты. Рыба-пила обитает вблизи берегов всех океанов планеты, кроме Северного Ледовитого. Отличительной особенностью рыбы является плоское и длинное рыло, по краям которого растут множество зубов. Рыба-пила достигает в длину 6-8 метров. Максимальный зафиксированный вес составил 2 400 кг.
Слайд 33. 2 тур - "Цветик - самицветик"
- Следующий привал - "Цветик-семицветик". В природе есть цветочные растения, требующие нашей защиты и охраны, так как находятся на грани исчезновения и занесены в Красную Книгу. В конвертах возьмите карточки с буквами и сложите из них названия трёх таких растений.
При открытии слайда автоматически звучит инструментальная музыка (приложение 4).
Звучание прекращается при переходе к следующему слайду (через 2 минуты). Под музыку команды решают анаграммы (дидактический материал № 2). Передают в жюри.
На слайдах - ответы к анаграммам, к которым ведущий даёт дополнительные сведения.
Слайд 34. Подснежник (галантус) включает 18 видов, 6 из которых занесены в Красную книгу России. Название дано по окраске цветов (молочный цветок). Название связано с ранним цветением - цветы появляются сразу из-под снега. У нас в Сибири по этому признаку подснежниками называют сон-траву (прострел), которая тоже нуждается в охране. Существует легенда о сон-траве. Стала как-то нечистая сила прятаться за прострел-траву. Один из архангелов, чтобы раз и навсегда разделаться с нечистью, метнул громовую стрелу и прострелил траву сверху донизу. С тех пор нечистый обходит прострел стороной и ближе 12 верст к нему не приближается, а в старинном травнике по этому случаю записано: "Кто носит траву при себе, от того человека дьявол бежит, в доме - добро держать, а хоромы строить - под угол класть, жить стройно будешь".
Слайд 35. Ландыш. По одной легенде, ландыш так оплакивал уходящую весну, что раненное горем сердце окрасило кровью его слезы (красные плоды после цветения); по другой, ландыш вырос из капель крови св. Леонарда, израненного в битве со страшным драконом. По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына; в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды, спасавшейся от преследования фавнов. По древнерусской легенде появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти.
Слайд 36. Кувшинка - царица вод и цветок Русалок. Латинское название получила по имени одной из водяных нимф. В славянских сказках представление о кувшинках связывается с загадочным образом русалки. Скандинавские легенды говорят, что у каждой кувшинки есть свой друг - эльф, который вместе с ней рождается, вместе с ней и умирает. Согласно древнегреческим мифам, кувшинка была когда-то белой нимфой, но потом она погибла от любви к остававшемуся к ней равнодушным Геркулесу и превратилась в прекрасный цветок. Кувшинку-нимфею также называют "дитя солнца": ее прекрасные цветки раскрываются утром и закрываются с наступлением сумерек. Род насчитывает около 35 видов водных растений, произрастающих в умеренных и тропических областях земного шара - от экватора до Скандинавии и Канады.
Слайд 37. 3 тур - "Осторожно, заповедник!"
- Мы ступаем на территорию заповедника. На этом этапе вы постараетесь узнать животных и растения, которые занесены в Красную книгу.
На слайде щелчком включается инструментальная музыка (приложение 5).
Командам предлагаются карточки с изображением редких и исчезающих видов представителей животного и растительного мира (дидактический материал № 3). Надо подписать их название.
Через 1 минуту карточки передают в жюри. На слайдах - проверка.
Слайды 38-46. Изображения животных и растений с карточек с подписями их названий.
Комментарий к слайду 41: разновидностью тюленя является байкальская нерпа, обитающая только в озере Байкал. Она находится под защитой государства.
Комментарий к слайду 43: для сохранения и популяризации соболя в Иркутской области создан Баргузинский заповедник на берегу Байкала, один из старейших заповедников России.
Комментарий к слайду 46: Существует легенда, связанная с лилией кудреватой (дидактический материал № 4).
Слайд 47. - Об этих животных и растениях вы сможете узнать из Красной книги, которая встречается в разных оформлениях, а также выпускается специально для школьников.
Слайд 48. 4 тур - "Переполох в зоопарке"
Командам выдаются таблицы с названиями животных и их характеристиками (дидактический материал № 5). Надо за 1 минуту навести порядок в зоопарке: соединить линией животного и его характеристику.
Слайд 49. Проверка составленных словосочетаний.
Слайд 50. 5 тур - "Мы знатоки и защитники природы" (дидактический материал № 6).
- На последнем привале вы проявите свою эрудицию и знания. Капитаны по очереди выбирают на слайде листик с заданием, команда 20 секунд обсуждает и даёт ответ.
Слайды 51-58: вопросы и ответы 5-го тура. Дополнительные сведения к вопросу № 3 - дидактический материал № 7 (о заповедниках Иркутской области).
Каждый листочек является гиперссылкой для перехода к вопросу. После прозвучавшего ответа по щелчку на слайде появляется текст примерного правильного ответа. Затем по гиперссылке в верхнем левом углу (звёздочка) происходит возврат на главную страницу 5 тура.
- Ну вот, наше путешествие подошло к концу. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: "Является ли человек царём природы?"
(Ответы детей)
- Конечно, человек силён, ему ничего не стоит истребить всех животных, вырубить лес или осушить болота. Но будет ли от этого наша жизнь лучше? Конечно, нет. Обедняя природу, мы обедняем себя.
- Мы с вами должны сохранить и сберечь природу. Вы можете сделать очень много.
Слайд 59. Переход - через гиперссылку в верхнем левом углу (звёздочка).
- Вспомните заповеди друзей природы:
- Не оставляйте непогашенным костёр;
- Не бросайте мусор;
- Подкармливайте зимой птиц;
- Помыли руки - закройте кран;
- Уходя из комнаты - погасите свет.
И, главное, старайтесь любить и понимать природу, и она ответит вам тем же. Тогда не случится того, что случилось однажды в лесу.
Слайд 60.
Сценка "Сказка о чистоте Земли"
Действующие лица: ведущий, Кот, Пёс, Хрюшка, Барашек, Заяц, Мать-земля.
Ведущий.
Вот как-то раз в урочный час
В прекрасный солнечный денёк
Собрался дружный громкий класс
У костерка на огонёк.
С собою взяли, кто что мог:
Еды, питья, хоть завались. (Звенит звонок)
а мне пора, звенит звонок.
Себя узнаешь ты, всмотрись. (Уходит)
Пёс.
Р-р-р-аф, р-р-аф, я первый, никого.
Принёс тушёнку я с собой.
Вот банка, запах ничего.
Желаешь, поделюсь с тобой.
Хотя не дам, нас будет много,
Сейчас придут сюда друзья.
О! кажется, ведёт дорога
Ещё кого - то: Эй, сюда!
Кот.
Привет, браток, не опоздал я?
Где остальные?
Пёс. Щас придут. Чего принёс?
Кот. Я? Одеяло, чтоб на земле создать уют.
Пёс. А что поесть?
Кот.
Мур, мур, дружочек,
Пакетик, правда, небольшой,
Селёдку, хлебушка кусочек,
Надеюсь, хватит нам с тобой. (Садится рядом)
Хрюшка.
А вот и я, "чистюля" знатный.
В ведре помоев хватит всем!
Пёс.
Да, прямо скажем, небогато.
Ну что ж, присаживайтесь, сэр.
(За сценой раздаётся блеянье).
Барашек.
А вот и я, вот пепси - кола. Стаканчики с собою есть.
Я рад увидеть вас всех снова. А вы что принесли поесть?
Кот. Кефир и хлеб.
Пёс. Вот пепси - кола.
Хрюшка. А вот помои, хватит всем.
Заяц. А не забыли вы зайчонка? Торт я принёс, бисквит и крем.
Садится со всеми. Животные разливают пепси-колу, пьют стаканчики бросают на землю, бутылку тоже.
Барашек.
Пусть поваляется, пустая, она уж больше не нужна.
Стаканы тоже побросаем. Ведь не квартира, а земля.
(Бросают стаканы под ноги).
Кот.
Пакет пустой, его - туда же.
Остатки рыбы пусть гниют.
Мы никому про то не скажем.
Не видно нас, не засекут.
Пёс.
Консервы съедены, ребята.
Пустая банка - прочь её.
Немножко было маловато.
Хрюшка.
Питьё закончилось моё.
Ведро - пустое, бросим, братцы. (Бросает)
Мы сыты и довольны все.
Кот.
А не устроить ли нам танцы,
Соскучился я по попсе.
Включает магнитофон. Звучит весёлая музыка, все танцуют.
В разгар пляски происходит резкая смена настроения.
Звучит удар грома и шум дождя (приложение 6, включается на слайде щелчком).
Хрюшка. Неужто дождик, было ясно.
Барашек. Прогнозам никогда не верь.
Заяц. А как повеселились классно!
Кот. Щас громыхнёт!
Пёс. Умолкни, зверь!
Слайд 61. Звучит Ave Maria (приложение 7). Выходит Земля - матушка. На ней - зелёная накидка с прикреплённым мусором: пачками сигарет, бутылками, стаканчиками. На голове капюшон, лица почти не видно.
Пёс.
Мадам, Вы кто? Мы Вас не звали!
Как неопрятны Вы, грязны!
Хрюшка.
О, сколько грусти в Вас, печали.
И чем же Вы огорчены?
Мать - Земля.
Узнать меня должно быть трудно
Хоть я - родимая Земля.
Такая - в праздники, такая - в будни.
Да, вами я засорена.
Услышьте Вы мою молитву.
К Вам обращаю я её.
Ещё немного, я погибну.
Услышьте слово Вы моё.
Становится на колени, обращается к зрителям.
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут.
Бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски.
Конфету съел - и что, малыш,
Бросаешь фантик, не глядишь?
Пуста бутылка, всё испил?
А унести не стало сил?
Услышьте голос мой родной.
Я плачу дождевой слезой.
Я задыхаюсь, не молчу -
Землетрясеньями кричу.
Я гневаюсь раскатом грома.
Хочу быть чистой и здоровой.
Ведущий.
Давайте выйдем все во двор.
Очистим мы земной ковёр
От мусора, нечистоты,
Кругом посадим мы цветы.
И станет больше доброты,
Надежды, веры, теплоты.
Любить друг друга нам всегда!
Мы смоем грязь, уйдёт беда.
С Земли снимают накидку, собирают в мешок мусор. Земля - в чистой одежде с венком на голове.
О, боже! Как она чиста!
Явилась миру красота.
Смотрите, и бумажек нет
От нами съеденных конфет.
(хором) Не поднимать чтоб, не бросай.
И Землю-мать оберегай.
Ведущий. Чтобы вы всегда любили нашу Землю, послушайте справку о ней.
Библиотекарь рассказывает о празднике День Земли (дидактический материал № 8).
Награждение команд - победительниц (дидактический материал № 9).
Слайд 62. - Давайте закончим нашу встречу словами Михаила Пришвина: "Птице - воздух, рыбе - вода, зверю - лес, а человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину".
Слайды 63-66. На слайдах - слова песни.
Дети поют песню "Это называется природа", сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичкова (приложение 8). Песня включается на слайде по щелчку, смена слайдов - автоматически.
Слайд 67. Спасибо за внимание и сотрудничество в путешествии.
Интернет-ресурсы.
- http: // mp3ostrov.com/file. - Инструментальная музыка Фаусто Папетти. В мире животных.
- http: // qifportal.ru/view/:htm/ - Анимационные картинки животных.
- http: // imaqes.yandex.ru/yandsearch/ - Картинки о природе.
- http: // trasa.ru/irkts_zapov.html- О заповедниках Иркутской области.
- http: // www.musicmeqabox.net/ - Песни для детей (плюс).
- http: // ru.wikipedia/wiki/ - Цветы. Рыбы.
- http: // animalworld.com.ua/news/news_352 - Лилия кудреватая.
- http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-zemli/