Количество часов по теме: 4 часа.
Цель урока: Добиться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки.
Задачи урока: Изучить истоки, условия и принципы бытования, технологию изготовления и художественно-образное своеобразие традиционной народной куклы-оберега.
Оборудование: Лоскуты, ножницы, вата, нитки, карандаш, пособие “Традиционная народная кукла” <Рисунок 1>.
План урока.
- Организационная часть.
- Знакомство с историей тряпичной куклы.
- Выполнение творческого процесса в материале.
- Просмотр и подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационная часть.
Проверка готовности учащихся к уроку, наличие всех материалов, необходимых для занятий.
2. Знакомство с историей тряпичной куклы.
Тряпичные крестьянские куклы, так же как и глиняные игрушки, произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Сама ткань – результат одного из самых значимых женских занятий – считалась священной, обладающей защитными функциями. Устойчивые признаки тряпичных кукол у разных народов передавались из поколения в поколение в течение длительного времени: простая конструкция, созданная без употребления иглы, безликость, ярко выраженные женские признаки (наличие груди, длинной косы) или женские детали костюма. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в нее злых сил. Кукол стали наделять рисованным или вышитым лицом только к концу XIX века, под влиянием городской игрушки, важной деталью куклы была грудь – напоминание о ее связи с культом плодородия и материнства. Кукол наряжали в национальный костюм, это был знак принадлежности к культу предков, поклонение. Кукла становилась оберегом. Ее клали в колыбель девочке, мальчику – лук со стрелой. В России мастера создавали куклы для своей семьи, а потом для продажи. Игрушек у крестьянских детей было мало, выполняли их из того, что было под рукой.
Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду. Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами девочки учились прясть, шить, вышивать. С 5-ти лет они сами их изготавливали. С куклами играли до 8-ми лет все, как девочки, так и мальчики. Кукол берегли, передавали по наследству. Молодухе после свадьбы разрешалось играть в куклы. Играя с куклами, изображали все деревенские праздники, особенно свадьбу.
Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре. Кукла считалась лучшим подарком.
Много кукол, которые выполняли функцию оберегов. Куклу или ребенка давали невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Невесте давали коробку, в которой было много маленьких коробок, а на самом дне лежала кукла. Красота русской девушки материализовалась в кукле: белолица, с пышной грудью, красиво одета.
Куклу-неразлучницу дарили молодоженам. Она выполнялась из красной ткани и желтых ниток. “Коляда” – символ солнца и добрых отношений в семье.
Россия – огромная, многонациональная страна. Около 150 народов живут на ее необъятных просторах. Сложные повороты истории соединили и сплотили на огромной территории в единую общность огромное население, которое зачастую называют одним собирательным именем – русские. С давних времен за границами России повелось считать русскими всех, кто принял православие и подчинился власти московских князей. По праву в ряд традиционных русских кукол ставят вепсскую куклу, сохранившую имя создавшего ее народа. Сегодня вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с северно-русскими.
Вепсская кукла – это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из них же выдергивают нитки для путанки и связывания деталей куклы. В семье для своих детей куклы выполняли из старых вещей. Это был ритуал кровной близости. Считалось, что ношенная ткань хранила родовую силу и воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подол рубахи и фартуков. Лоскут всегда рвали руками. Кукла берет на себя сглаз и порчу, нездоровье, печаль, неудачу, избавляя своего хозяина от невзгод жизни. Поэтому в конце года ее сжигали вместе со своей негативной информацией, которую она взяла на себя.
Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, показывая родственную любовь и заботу.
3. Выполнение творческого процесса в материале
Вепсская кукла оберегала ребенка от порчи и сглаза. Ее вешали у изголовья колыбели.
Теперь приступим к выполнению традиционной народной куклы-оберега.
Для этого нам нужно взять 5 прямоугольных лоскутов, ножницы, нитки, вату.
Показывается процесс выполнения куклы.
<Рисунок 2> На однотонный прямоугольник ткани кладется кусочек ваты.
<Рисунок 3> Перематывается нитью.
<Рисунок 4> Левый и правый кончики перематываются. Это голова и руки куклы.
<Рисунок 5> Берем 2 цветных прямоугольника, на середину каждого кладется по кусочку ваты.
<Рисунок 6> Один прямоугольник перематывается нитью и другой, точно также, перематывается нитью.
<Рисунок 7> Детали Рисунка 6 связываются вместе.
<Рисунок 8> Рисунок 4 соединяется с Рисунком 7.
<Рисунок 9> На голову полученной фигурки повязывается кусочек ткани (платок).
<Рисунок 10> Прямоугольный лоскут повязывается на талию куклы (фартук).
<Рисунок 11> Вепсская кукла готова.
<Рисунок 12> Выполненные работы.
4. Просмотр и подведение итогов урока
Учащиеся выставляют готовые работы для просмотра <Рисунок 12>. Урок прошел успешно. Дети познакомились с историей возникновения тряпичной куклы. На примере Вепсской куклы познакомились с технологией ее выполнения.
Литература
- Е.И. Ковычева “Народная игрушка” М. “Владос” 2010 г.
- Курсы повышения квалификации по теме: “Основы преподавания ДПИ в образовательном процессе ДХШ, ДШИ” г. Краснодар 2011 г.