Цель: Дать обучающимся сведения о различных источниках, с помощью которых мы узнаём о прошлом.
Задачи:
Образовательные: разъяснить понятие "исторические памятники": дать представления о видах, познакомить с методами исторического исследования.
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, запоминанию; развивать устную речь обучающихся.
Воспитательные: прививать интерес к изучению отечественной истории.
Материалы и оборудование: Презентация
Основные знания: Исторические памятники: устные, письменные, вещественные.
Основные термины и понятия: Исторические памятники, археологи, былины.
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Оргмомент Актуализация знаний, объявление новой темы.
Изучение нового материала.
Первичное закрепление нового материала.
Подведение итогов Домашнее задание Индивидуальное задание |
Вводное слово учителя. - Говорят ли вещи? О чём они могут рассказать людям? Были времена, когда люди не знали грамоты. Не могли они оставить описание их жизни. И всё же мы о них знаем. Откуда? Об этом вы узнаете на уроке. Сообщение темы: "Исторические памятники" (слайд 1). - Человек оставляет на земле след, по которому можно восстанавливать прошлое. Прошлое учёные восстанавливают по историческим памятникам. Словарная работа. - Исторические памятники - вещественные, устные, письменные источники, по которым учёные-историки изучают жизнь людей в прошлом (слайд 2). - Исторические памятники делят на группы (слайд 3): вещественные, устные, письменные. (слайд 4) Исторические памятники:
- Начертите такую же таблицу в тетради. Рассказ учителя: - Немало осталось нам в наследство вещественных исторических памятников: остатки поселений, осколки посуды, украшения и многое другое. Работа с учебником: стр.9, 1-3 абзацы Работа со слайдом 5. - Назовите вещественные памятники? - Почему эти предметы называют "вещественные памятники"? - Почему эти вещи относятся к историческим памятникам? - С помощью слайда, заполните таблицу "Исторические памятники" (столбик "Вещественные") Рассказ учителя: - В земле находят разные предметы. Ими пользовались люди в давние времена. Найти вещественные памятники помогают раскопки земли. Раскопками занимаются археологи. Словарная работа: археологи (работа со слайдом 6)
Читает рассказ для дополнительного чтения на стр. 14 - Для чего ведутся раскопки? - Какими инструментами пользуются археологи? Рассказ учителя. - От поколения к поколению, из уст в уста передаются предания, легенды о далёких временах. Это устные памятники знаний о прошлом (слайд 7). Работа с учебником стр. 11-12. - Какие исторические памятники были самыми первыми? - Назовите некоторые устные памятники. - О чём помогают узнать устные памятники? - Одним из самых любимых устных памятников у детей являются загадки: Учитель загадывает загадки (работа со слайдом 8). - Хвост пушистый, мех золотистый, - Под полом таится, кошки боится (по щелчку). Мышь - Хвост крючком, нос пятачком (по щелчку). Поросёнок - С помощью учебника заполните в тетради второй столбик таблицы "Исторические памятники", "Устные". - Перечислите то, что вы выписали. - Что означает слово "былина"? (слайд 9) - Под какой инструмент пели былины? Слайд 10. - Кто изображён на экране? - Какой инструмент они держат в руках? - Какую песню-сказание о подвиге богатырей они исполняют? - Послушайте былину о богатырях. - О подвиге каких богатырей пелось в былине? - За что сражались богатыри?
Рассказ учителя. - Как только люди научились писать, то они стали записывать всё, что с ними происходило. Так появились письменные памятники. Работа со слайдом 11. - Когда люди ещё не изобрели бумагу, они писали на деревянных дощечках, глиняных табличках. Но самым распространённым материалом для письма в старину была кора берёзы -береста. Эти письменные памятники называют берестяными грамотами. Ручек в то время не было, поэтому писали по бересте специальными острыми металлическими палочками. Слайд 12. Эти палочки называли писало. С появлением бумаги люди стали писать гусиными перьями, которые обезжиривали и заостряли. Перо макали в чернила и выводили буквы на бумаге. - С помощью слайда на экране, заполните последний столбик таблицы в тетради "Письменные". Слайд 11. - Итак, повторим всё, о чём мы говорили. Для этого постарайтесь отгадать кроссворд. Слайд 13. По горизонтали 1. Тема сегодняшнего урока. Исторические памятники 2. Монеты, одежда, оружие - это какие памятники? Вещественные По вертикали 3. Былины, загадки, народные песни - это какие памятники? Устные 4. Газеты, книги, берестяные грамоты - это какие памятники? Письменные - А сейчас я предлагаю вам поиграть. Внимание на экран. Перед вами три сундука и различные предметы. Каждый из вас по очереди должен "положить" вещь в нужный сундук. Если сундуки будут заполнены правильно, то они закроются. - Скажите, почему сундук "Устные исторические памятники" остался открытым. - Что мы можем "наговорить" в сундук? - Давайте все вместе расскажем русскую народную сказку "Репка". Я начну, а вы по очереди будете продолжать. - Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может! - Позвал дед бабку: - Посмотрите, сундук закрылся! Молодцы, ребята! Комментирует, объявляет оценки за работу Подготовить рассказ о том, какие исторические памятники есть в нашем городе? Обвести на карточке изображения письменных памятников. |
Слушают
Записывают тему в тетрадь. Слушают
Вначале один человек читает вслух, затем записывают в тетрадь Слушают
Выполняют таблицу в тетради Слушают
Один ученик читает, остальные слушают Дают полные ответы
Заполняют таблицу
Слушают Вначале один человек читает вслух, затем записывают в тетрадь Следят за чтением учителя Дают полные ответы Слушают
Читают самостоятельно Дают полные ответы
Слушают Отгадывают
Заполняют таблицу в тетради Зачитывают 1-2 человека. Читают. Ответ: гусли
Дают полные ответы. Ответ: былину Слушают. Ответ: об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче За веру православную, за Русь-матушку Слушают
Заполняют таблицу в тетради
Устные памятники нельзя положить, их можно рассказать или услышать. Пословицы, загадки, былины, сказки:
Продолжают
Слушают учителя Записывают домашнее задание. |