Исторические памятники. 7-й класс

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель: Дать обучающимся сведения о различных источниках, с помощью которых мы узнаём о прошлом.

Задачи:

Образовательные: разъяснить понятие "исторические памятники": дать представления о видах, познакомить с методами исторического исследования.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, запоминанию; развивать устную речь обучающихся.

Воспитательные: прививать интерес к изучению отечественной истории.

Материалы и оборудование: Презентация

Основные знания: Исторические памятники: устные, письменные, вещественные.

Основные термины и понятия: Исторические памятники, археологи, былины.

Тип урока: Сообщение новых знаний.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Оргмомент

Актуализация знаний, объявление новой темы.

 

 

 

 

Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

Домашнее задание

Индивидуальное задание

Вводное слово учителя.

- Говорят ли вещи? О чём они могут рассказать

людям? Были времена, когда люди не знали грамоты. Не могли они оставить описание их жизни. И всё же мы о них знаем. Откуда? Об этом вы узнаете на уроке.

Сообщение темы: "Исторические памятники" (слайд 1).

- Человек оставляет на земле след, по которому можно восстанавливать прошлое. Прошлое учёные восстанавливают по историческим памятникам.

Словарная работа.

- Исторические памятники - вещественные, устные, письменные источники, по которым учёные-историки изучают жизнь людей в прошлом (слайд 2).

- Исторические памятники делят на группы (слайд 3): вещественные, устные, письменные.

(слайд 4)

Исторические памятники:

  • Вещественные
  • Устные
  • Письменные

- Начертите такую же таблицу в тетради.

Рассказ учителя:

- Немало осталось нам в наследство вещественных исторических памятников: остатки поселений, осколки посуды, украшения и многое другое.

Работа с учебником: стр.9, 1-3 абзацы

Работа со слайдом 5.

- Назовите вещественные памятники?

- Почему эти предметы называют "вещественные памятники"?

- Почему эти вещи относятся к историческим памятникам?

- С помощью слайда, заполните таблицу "Исторические памятники" (столбик "Вещественные")

Рассказ учителя:

- В земле находят разные предметы. Ими пользовались люди в давние времена. Найти вещественные памятники помогают раскопки земли. Раскопками занимаются археологи.

Словарная работа: археологи (работа со слайдом 6)

 

Читает рассказ для дополнительного чтения на стр. 14

- Для чего ведутся раскопки?

- Какими инструментами пользуются археологи?

Рассказ учителя.

- От поколения к поколению, из уст в уста передаются предания, легенды о далёких временах. Это устные памятники знаний о прошлом (слайд 7).

Работа с учебником стр. 11-12.

- Какие исторические памятники были самыми первыми?

- Назовите некоторые устные памятники.

- О чём помогают узнать устные памятники?

- Одним из самых любимых устных памятников у детей являются загадки:

Учитель загадывает загадки (работа со слайдом 8).

- Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадёт (по щелчку). Лиса

- Под полом таится, кошки боится (по щелчку). Мышь

- Хвост крючком, нос пятачком (по щелчку). Поросёнок

- С помощью учебника заполните в тетради второй столбик таблицы "Исторические памятники", "Устные".

- Перечислите то, что вы выписали.

- Что означает слово "былина"? (слайд 9)

- Под какой инструмент пели былины?

Слайд 10.

- Кто изображён на экране?

- Какой инструмент они держат в руках?

- Какую песню-сказание о подвиге богатырей они исполняют?

- Послушайте былину о богатырях.

- О подвиге каких богатырей пелось в былине?

- За что сражались богатыри?

 

Рассказ учителя.

- Как только люди научились писать, то они стали записывать всё, что с ними происходило. Так появились письменные памятники. Работа со слайдом 11.

- Когда люди ещё не изобрели бумагу, они писали на деревянных дощечках, глиняных табличках. Но самым распространённым материалом для письма в старину была кора берёзы -береста. Эти письменные памятники называют берестяными грамотами. Ручек в то время не было, поэтому писали по бересте специальными острыми металлическими палочками. Слайд 12. Эти палочки называли писало. С появлением бумаги люди стали писать гусиными перьями, которые обезжиривали и заостряли. Перо макали в чернила и выводили буквы на бумаге.

- С помощью слайда на экране, заполните последний столбик таблицы в тетради "Письменные". Слайд 11.

- Итак, повторим всё, о чём мы говорили. Для этого постарайтесь отгадать кроссворд.

Слайд 13.

По горизонтали

1. Тема сегодняшнего урока. Исторические памятники

2. Монеты, одежда, оружие - это какие памятники? Вещественные

По вертикали

3. Былины, загадки, народные песни - это какие памятники? Устные

4. Газеты, книги, берестяные грамоты - это какие памятники? Письменные

- А сейчас я предлагаю вам поиграть. Внимание на экран. Перед вами три сундука и различные предметы. Каждый из вас по очереди должен "положить" вещь в нужный сундук. Если сундуки будут заполнены правильно, то они закроются.

- Скажите, почему сундук "Устные исторические памятники" остался открытым.

- Что мы можем "наговорить" в сундук?

- Давайте все вместе расскажем русскую народную сказку "Репка". Я начну, а вы по очереди будете продолжать.

- Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!

- Позвал дед бабку:
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!
- Позвала бабка внучку:
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!
- Позвала внучка Жучку:
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!
- Позвала Жучка кошку:
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!
- Позвала кошка мышку:
мышка за кошку,
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, - вытянули репку!

- Посмотрите, сундук закрылся! Молодцы, ребята!

Комментирует, объявляет оценки за работу

Подготовить рассказ о том, какие исторические памятники есть в нашем городе?

Обвести на карточке изображения письменных памятников.

Слушают

 

 

 

Записывают тему в тетрадь.

Слушают

 

 

 

Вначале один человек читает вслух, затем записывают в тетрадь

Слушают

 

Выполняют таблицу в тетради

Слушают

 

Один ученик читает, остальные слушают

Дают полные ответы

 

 

 

Заполняют таблицу

 

Слушают

Вначале один человек читает вслух, затем записывают в тетрадь

Следят за чтением учителя

Дают полные ответы

Слушают

 

 

Читают самостоятельно

Дают полные ответы

 

 

 

Слушают

Отгадывают

 

 

Заполняют таблицу в тетради

Зачитывают 1-2 человека.

Читают.

Ответ: гусли

 

Дают полные ответы.

Ответ: былину

Слушают.

Ответ: об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче

За веру православную, за Русь-матушку

Слушают

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные памятники нельзя положить, их можно рассказать или услышать.

Пословицы, загадки, былины, сказки:

 

 

 

 

Продолжают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя

Записывают домашнее задание.