Цель: становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи: обогатить представления ребят о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном); выяснить причины исчезновения лесов, обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу; систематизировать представление о лесе как об экосистеме; совершенствовать речь; расширять кругозор; развивать фантазию; воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть красоту природы и потребность защищать ее.
Предварительная работа: отгадывание загадок о лесе и его обитателях, чтение пословиц и рассказов о лесе, конкурс рисунков и поделок на лесную тему, экспозиция “Дары леса”, беседа “Лес и здоровье”, прослушивание песен о природе, викторины “Что, где, когда растет в нашем крае?”, “Знайка и Незнайка” (о правилах поведения в природе), “Маленькие тайны природы” (конкурс знатоков).
Материалы и оборудование:
плакаты:
1. “Много леса – НЕ ГУБИ,
Мало леса – БЕРЕГИ,
Нет леса – ПОСАДИ!
2. “ Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял:
Прикоснуться к природе
Можно только сердцем”.
3. “ Охранять природу – значит
охранять Родину”
М. Пришвин;
Выставка детских рисунков и поделок по теме “Родная природа”; фотографии растений, занесенных в Красную книгу: кувшинка, ландыш, колокольчик, фиалка, подснежник, сон-трава.
Ход мероприятия
а) Вступительное слово педагога
- Прочитайте плакат №1 (дети читают). Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песнь кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи. Услышал и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
Лесная тишь полна своих чудес.
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка – это лес.
Ты эту сказку сохрани:
Не рви, не мни и не спугни.
б) Выступление детей
1-й ребенок: “Что мы сажаем, сажая леса?”
2-й ребенок:
“Мачты и реи держать паруса,
рубку и палубу, ребра и киль.
Странствовать по морю
в бурю и штиль”
1-й ребенок: “Что мы сажаем, сажая леса?”
3-й ребенок:
“Радиомачты – ловить голоса,
стол, за которым ты будешь писать.
Ручку, линейку,
пенал и тетрадь”
1-й ребенок: “Что мы сажаем, сажая леса?”
4-й ребенок:
“Легкие крылья летать в небеса.
Дом и качели, челнок и скамью,
и деревянную лошадь твою”
1-й ребенок: “Что мы сажаем, сажая леса?”
5-й ребенок:
“Чащу, где бродит барсук и лиса,
чащу, где белка скрывает бельчат,
чащу, где утром вороны кричат”
1-й ребенок: “Что мы сажаем, сажая леса?”
6-й ребенок:
“Лист, на который ложится роса.
Воздух для легких и влагу, и тень.
Все, что сажаем в сегодняшний день”
1-й ребенок: Родина и природа – понятия неотделимые. В моем представлении Родина – это мой город с его зелеными улицами, с чудесной рекой Томью.
2-й ребенок: Лес – это наряд нашей земли. Там, где лес, там чистый воздух. Лес – это дом для зверей, птиц, это грибные поляны и душистая вкусная земляника.
Грибная пора отойти не успела,
Гляди уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому – черника поспела,
А там и малина, брусника, орех!
в) Слово педагога
- Прочитайте плакат №2 (дети читают). Взгляните вокруг, какой большой и прекрасный мир нас окружает: деревья, травы, цветы, солнце. Все это природа!
Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры.
г) Выступление детей
7-й ребенок:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В. Берестов
8-й ребенок:
Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом!
9-й ребенок:
Прекрасна, прекрасна
Родная земля.
Прекраснее мне не найти
Никогда!
Зеленые долы, леса и поля,
И синяя в море вода.
д) Слово педагога
- Все ли знают, как называются эти растения (показывает фотографии кувшинки, ландыша, колокольчика, подснежника и др.).
Этих цветов на земле очень мало. Их надо беречь! Мять, топтать, рвать для букетов их нельзя! Все они занесены в Красную книгу.
е) Выступление детей
4-й ребенок:
Любуйтесь цветами, не рвите,
Для красоты вы их сохраните.
Вьются пчелы над петуньей синей,
Голубь набирает высоту.
Человек становится красивей,
Если рядом видит красоту.
М. Агашина
8-й ребенок:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть –
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. Я. Яшин
9-й ребенок:
Все-все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищь нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
Б. Заходер
ж) Слово педагога
- Родина, родная природа… Эти слова наполнены для нас глубоким смыслом…
з) Выступление детей
5-й ребенок:
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина.
Толстый тополь у ворот.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
З. Александрова
6-й ребенок:
Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как ветер с лугом.
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, любить планету.
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она?
И. Мазин
7-й ребенок:
Ты, дружок,
Смотри не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижать ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка,
Люби цветы, леса,
Простор полей –
Все, что зовется
Родиной твоей.
И. Мазин
8-й ребенок:
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите!
М. Дудин
3. Творческий конкурс “Посвящаем природе”
Исполнение песен, танцев, посвященных природе.
4. Игра со зрителями “Назови сказку о животном”
5. Заключение
а) Слово педагога
- Наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь.
Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина: “Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
б) Исполнение песни “Улыбка”. Музыка В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
Литература
- Смирнова В. В. Тропинка в природу: экологическое образование в детском саду, - СПБ, 2003
- Планета – наш дом. Мир вокруг нас: учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. / Под редакцией Т. А. Сидорчук. – Ульяновск, 2001
- Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. – Минск, 2001
- Классные часы. 2 класс. / Автор-сост. Мартынова Я. Ю. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2009
- Классные часы в 3 – 4 классах / Н. Ф. Дик. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – (Сердце отдаю детям).
- Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. - - Ярославль: “Академия развития”, 1997. – (Серия: “Мои первые уроки”).
- Дни наук в начальной школе: Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам / авт.-сост. Г. И. Василенко и др. – Волгоград: Учитель, 2006