Интегрированный урок химии и физики "Электролитическая диссоциация"

Разделы: Физика, Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (96 кБ)


Цели:

  • расширить кругозор учащихся и повысить познавательный интерес к изучению химии и физики;
  • формировать навыки самостоятельной и исследовательской работы при выяснении природы электрического тока в жидкостях; при выведении закона электролиза;
  • развивать логическое мышление учащихся посредством анализа, сравнения, обобщения изучаемого материала;
  • использовать свои знания для решения практических задач.

Задачи занятия: совершенствовать знания о связях процессов в природе. Способствовать совершенствованию интеллектуальных умений (анализа, прогнозирования, умения устанавливать причинно-следственные связи). Продолжить формирование ценностного отношения к исследовательской деятельности как основному способу получения знаний в химии и физике.

Оборудование: интерактивная доска, диск с кинофрагментами "испытание веществ на электрическую проводимость", "электролиз".

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, экспериментальный.

Методы контроля: устный, письменный, тесты.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, Т.С.О., Т.V, компьютерная поддержка.

Девиз: "Чтобы познать, нужно научиться наблюдать!"

I. Фронтальный опрос

Учитель физики:

  • В каких состояниях может находится вещество?
  • На какие группы делятся вещества по проводимости электрического тока?
  • Какая проводимость в металлах?
  • Чем обусловлена собственная проводимость полупроводников?
  • Какая проводимость в газах?
  • Проводимости каких веществ мы еще не рассматривали?

- Мы переходим к новой теме "Электрический ток в жидкостях".

II. Изучение нового материала

Учитель химии:

Для исследования электропроводности растворов воспользуемся прибором для опытов с электрическим током.

ВИДЕО 1 (испытание веществ на электрическую проводимость)

Исследуем электропроводность кристаллического вещества - хлорида натрия. Вывод: кристаллический хлорид натрия не пропускает электрический ток.

Исследуем электропроводность дистиллированной воды. Вывод - тот же. Что же произойдет при растворении хлорида натрия в воде?

Мы наблюдаем, что раствор хлорида натрия проводит электрический ток.

А что такое электрический ток? (Электрический ток есть направленное движение заряженных частиц.)

Откуда в растворе появились свободно заряженные частицы? Рассмотрим механизм образования ионов в растворе (проецирование слайдов на экран).

ВИДЕО 2 (электролиз).

Учитель физики:

А как эти ионы движутся? Хаотически - тепловое движение. А можно ли сделать его направленным? Да, если пропустить через раствор или расплав электролита постоянный электрический ток. Под действием электрического поля ионы приобретают упорядоченное движение, т.е. отрицательные ионы перемещаются к положительному электроду - аноду, а положительные ионы к отрицательному электроду - катоду. Таким образом установится электрический ток. Как называется эта проводимость?

Поскольку перенос заряда в водных растворах электролитов осуществляется ионами, такую проводимость называют ионной.

Учитель химии:

В молекулах сульфата меди связь ионная, и состоят из ионов меди и сульфат-ионов, но ионы в кристалле не могут свободно перемещаться.

Молекула воды образуется при помощи ковалентных полярных связей, разорвать которые трудно. Но в растворе появляются ионы.

Вода - полярное вещество, так как атомы, входящие в ее состав, отличаются величиной электроотрицательности, За счет избыточного положительного заряда на водороде и отрицательного заряда кислорода вода способна притягивать к себе заряженные частицы и полярные молекулы, вследствие чего происходит углубление поляризации связи молекулы. При растворении сульфата меди в воде ионы его взаимодействуют с диполями воды с той силой, с какой диполи воды притягивают к себе ионы меди и сульфат-ионы. А так как силы притяжения между ионами сульфата меди меньше, чем сила ковалентных связей в воде, то сульфат меди в воде диссоциирует по схеме:

Итак, водный раствор сульфата меди состоит из заряженных частиц, и поэтому данный раствор является электролитом.

Выводы:

При растворении электролитов под влиянием электрического поля полярных молекул воды происходит распад молекул электролитов на ионы - этот процесс называется электролитической диссоциацией.

При тепловом (хаотическом) движении может происходить обратный процесс - рекомбинация - ионы разных знаков при встрече могут снова объединиться в нейтральные молекулы. В растворе электролита наряду с ионами находятся и молекулы.

Учитель химии: Этот процесс называют электролизом. Процесс выделения на электроде вещества, связанный с окислительно-восстановительными реакциями, называют электролизом.

Учитель физики: Итак, при электролизе на катодах происходит выделение вещества. От чего зависит масса вещества, выделяющегося за определенный промежуток времени? Масса вещества, выделившегося на электроде равна:

m = moi * Ni ,

где moi - масса одного иона,

Ni - число ионов, достигших электродов.

Из курса физики и химии мы уже энаем:

moi = M/NА,

где М - малярная масса,

NА - число Авогадро.

где n - валентность,

е - заряд электрона,

I - сила тока,

t - время

Если введем постоянную k = M/NA * n * e , то получаем m = k * I t ,

где k - электрохимический эквивалент вещества, коэффициент пропорциональности, зависящий от природы вещества.

Вывод: масса вещества, выделившегося на электроде за время t при прохождении электрического тока, пропорциональна силе тока и времени. Это утверждение, полученное нами теоретически, впервые было установлено экспериментально Фарадеем, носит название закона электролиза Фарадея.

Выступление учащегося: Майкл Фарадей (1711 - 1867) - английский физик, основоположник учения об электрических и магнитных полях. М.Фарадей родился в предместье Лондона в семье кузнеца. Свое образование он получил в начальной школе. В возрасте 13 лет ему пришлось поступить учеником в переплетную мастерскую. Увлекшись чтением книг, особенно по электричеству и химии, Фарадей начинает сам проделывать описанные в них опыты. И в 1813 году (22 года) он был принят на работу в лабораторию известного английского химика Г.Дэви. Так сказал о нем Столетов: "Никогда со времени Галилея свет не видел стольких поразительных и разнообразных открытий, вышедших из одной головы, и едва мы скоро увидим другого Фарадея:"

Учитель физики: А сейчас решим задачу на данный закон Фарадея.

Задача: При никелировании детали в течении 50 минут сила тока, проходящего через ванну, была равна 2 А. Какова масса, выделившегося вещества на детали, если электрохимический эквивалент никеля k = 3 * 10 в степени - 7 кг/Кл?

Учитель химии: Любое научное открытие интересно только тогда, когда находит практическое применение.

Электролиз широко используется для получения наиболее активных металлов (щелочных, щелочно-земельных, алюминия, магния), некоторых активных неметаллов (фтор, хлор) и сложных веществ (гидроксида натрия и калия).

Для очистки металлов от примесей (рафинирование). Так полученную из руды неочищенную медь отливают в форме толстых листов, которые помещают в ванну в качестве анодов. При электролизе медь анода будет растворяться, примеси выпадают на дно, на катоде, сделанном из особо чистой меди будет оседать чистая медь.Дорого обходится такая рафинированная медь с примесью всего 0,1% и менее, но все затраты покрываются стоимостью извлеченных из нее серебра, золота, селена, теллура.

Электролитическим путем покрывают поверхность одного металла тонким слоем другого (никелем, хромом, оловом, золотом и т.д) для защиты поверхности от коррозии.

Если на поверхность металла нанести слой графита, то электролизом можно получить точную копию с рельефной поверхности. Это гальфанопластика, открыт русским ученым Б.Якоби, который в 1836 г применил этот способ для изготовления полых фигур в Исааковском соборе в Санк-Петербурге.

Учитель химии.

Заключение.

  • Электрический ток в жидкостях создается движением ионов.
  • Причины их появление электрическая диссоциация.
  • Электролиз - сложный процесс, происходящий не только внутри жидкости, но и на электродах.
  • При создании определенных условий можно получить целевой продукт с заранее заданными свойствами.

IV. Для закрепления изученного материала можно предложить учащимся выполнить тест с последующей взаимопроверкой (приложение 1).

V. Подведение итогов. Оценки за урок.

VI. Домашнее задание