Программные задачи:
- Упражнять детей в образовании прилагательных от существительных.
- Закреплять суффиксальный способ словообразования.
- Учить детей включать относительные прилагательные в предложения.
- Продолжать развивать мелкую моторику кисти руки.
Оборудование: письмо-свиток с печатью, карточки с образцами тканей, карточки из игры “Ателье”, игрушка карета, картина “Лес”, карточки с изображением деревьев – берёза, клён, дуб, рябина, осина, липа, крупные нарисованные листья этих деревьев, изображение Леденцового замка с наклеенными на нем конфетами-леденцами, кукла-фея Карамелька, мешочки с продуктами - рис, гречка, вермишель, пшено и т. п., фигуры-аппликации: фонтан, скамья, клумба, деревья, фонари, на разносе под салфеткой сладости: шоколад, мармелад, зефир, вафли, пряник, карамель на зубочистках, второй разнос, шкатулка с карамелью.
Ход занятия
I. Дети стоят вокруг логопеда.
- Посмотрите, ребята, какое необычное письмо принес сегодня в детский сад почтальон. Интересно, что же в нем? Давайте посмотрим…Ребята, да это же приглашение в гости! Фея Карамелька приглашает нас в свой замок! Согласны вы посетить волшебный замок и навестить фею?
- Тогда давайте собираться (дети подходят к столам).
II.
- Для начала давайте наденем праздничную
одежду. Скажите мне, из чего делают одежду?
- Назовите ткани, которые вы знаете.
- Назовите образцы тканей, которые лежат у вас на
столах.
- На ваших столах лежат карточки – переверните их
– что увидели? (карточки из игры “Ателье” с
прорезанными силуэтами одежды). Вложите ткань
в эту карточку и скажите, из какой ткани сшита
одежда, – какая она?
У меня блузка из шелка – шелковая блузка.
У меня юбка из ситца – ситцевая юбка.
- Теперь мы нарядные и можно отправляться в
путь. Но в сказочный замок не отправишься на
машине или на автобусе! А на чём же можно поехать?
- В замок феи мы поедем в сказочной карете. Вот
она, какая чудесная! (Показ игрушечной кареты).
III.
- Сейчас мы проезжаем лес (дети с логопедом
перемещаются по группе). Как красиво в лесу! А
какие деревья здесь растут! (Подходят к
картине). Здесь и берёзка, и ель… А какие ещё
деревья вы видели в лесу?
- У них у всех красивые резные листочки. А давайте
в подарок фее Карамельке соберём букет из
листьев (на полу разложены нарисованные
листья).
- Идите, поднимайте листочки, несите мне. У тебя с
какого дерева лист? Значит, это листочек, какой?
Это листочек с осины – осиновый листочек.
Это веточка ели – еловая веточка.
IV.
- Давайте посчитаем листики в букете (пальчиковая игра “Листья”).
Один, два, три, четыре, пять – Будем листики мы собирать! Листья берёзовые, листья рябиновые, Листья кленовые, листья осиновые, Листики дуба мы соберём, Фее букет мы отнесём! |
загибать пальцы двух рук, начиная с большого, сжимать и разжимать кулачки, загибать пальцы, начиная с большого, развести руки в стороны, через верх, хлопок перед грудью. |
V.
- Но вот мы уже и в замке. Какие башни! Какие
флаги! А вот и хозяйка замка - фея Карамелька. Она
приготовила нам угощение (раздать мешочки с
продуктами).
- Что можно приготовить из этих продуктов? (суп,
салат, пюре, кашу, запеканку)
каша из гречки – (какая?) – гречневая.
пюре из гороха – (какое?) – гороховое.
- А сейчас фея Карамелька приглашает нас на
экскурсию в свой замок. Посмотрите, из чего
сделан замок? (Из леденцов).
- Значит, замок какой? (Леденцовый).
- А какая в этом замке крыша? дверь? окошко? стены? (Леденцовая,
леденцовое, леденцовые).
VI.
- Давайте украсим двор замка сказочными
сладкими постройками. Подумайте, что можно
разместить во дворе замка?
- Верно, в замке можно построить фонтан, скамейку,
клумбу, посадить цветы, деревья - и сделать всё
это из сладостей! (Детям предлагается с одного
разноса взять бумажную постройку, с другого
кусочек сладости на зубочистке).
Дети составляют предложения:
Я возьму вафли и построю вафельную скамейку.
Я возьму мармелад и сделаю мармеладную клумбу.
VII.
- Фее очень понравились ваши постройки, она рада, что вы украсили её замок и он стал ещё лучше! Она тоже хочет порадовать вас и дарит вам сундучок, доверху наполненный разноцветной сладкой карамелью! Давайте скажем фее спасибо. А теперь возвратимся в группу и расскажем всем о нашем путешествии.