Лексико-грамматическое занятие "Путешествие в карамельный замок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  1. Упражнять детей в образовании прилагательных от существительных.
  2. Закреплять суффиксальный способ словообразования.
  3. Учить детей включать относительные прилагательные в предложения.
  4. Продолжать развивать мелкую моторику кисти руки.

Оборудование: письмо-свиток с печатью, карточки с образцами тканей, карточки из игры “Ателье”, игрушка карета, картина “Лес”, карточки с изображением деревьев – берёза, клён, дуб, рябина, осина, липа, крупные нарисованные листья этих деревьев, изображение Леденцового замка с наклеенными на нем конфетами-леденцами, кукла-фея Карамелька, мешочки с продуктами - рис, гречка, вермишель, пшено и т. п., фигуры-аппликации: фонтан, скамья, клумба, деревья, фонари, на разносе под салфеткой сладости: шоколад, мармелад, зефир, вафли, пряник, карамель на зубочистках, второй разнос, шкатулка с карамелью.

Ход занятия

I. Дети стоят вокруг логопеда.

- Посмотрите, ребята, какое необычное письмо принес сегодня в детский сад почтальон. Интересно, что же в нем? Давайте посмотрим…Ребята, да это же приглашение в гости! Фея Карамелька приглашает нас в свой замок! Согласны вы посетить волшебный замок и навестить фею?

- Тогда давайте собираться (дети подходят к столам).

II.

- Для начала давайте наденем праздничную одежду. Скажите мне, из чего делают одежду?
- Назовите ткани, которые вы знаете.
- Назовите образцы тканей, которые лежат у вас на столах.
- На ваших столах лежат карточки – переверните их – что увидели? (карточки из игры “Ателье” с прорезанными силуэтами одежды). Вложите ткань в эту карточку и скажите, из какой ткани сшита одежда, – какая она?

У меня блузка из шелка – шелковая блузка.
У меня юбка из ситца – ситцевая юбка.

- Теперь мы нарядные и можно отправляться в путь. Но в сказочный замок не отправишься на машине или на автобусе! А на чём же можно поехать?
- В замок феи мы поедем в сказочной карете. Вот она, какая чудесная! (Показ игрушечной кареты).

III.

- Сейчас мы проезжаем лес (дети с логопедом перемещаются по группе). Как красиво в лесу! А какие деревья здесь растут! (Подходят к картине). Здесь и берёзка, и ель… А какие ещё деревья вы видели в лесу?
- У них у всех красивые резные листочки. А давайте в подарок фее Карамельке соберём букет из листьев (на полу разложены нарисованные листья).
- Идите, поднимайте листочки, несите мне. У тебя с какого дерева лист? Значит, это листочек, какой?

Это листочек с осины – осиновый листочек.
Это веточка ели – еловая веточка.

IV.

- Давайте посчитаем листики в букете (пальчиковая игра “Листья”).

Один, два, три, четыре, пять –
Будем листики мы собирать!
Листья берёзовые, листья рябиновые,
Листья кленовые, листья осиновые,
Листики дуба мы соберём,

Фее букет мы отнесём!
загибать пальцы двух рук, начиная с большого,
сжимать и разжимать кулачки,
загибать пальцы, начиная с большого,
развести руки в стороны,
через верх, хлопок перед грудью.

V.

- Но вот мы уже и в замке. Какие башни! Какие флаги! А вот и хозяйка замка - фея Карамелька. Она приготовила нам угощение (раздать мешочки с продуктами).
- Что можно приготовить из этих продуктов? (суп, салат, пюре, кашу, запеканку)

каша из гречки – (какая?) – гречневая.
пюре из гороха – (какое?) – гороховое.

- А сейчас фея Карамелька приглашает нас на экскурсию в свой замок. Посмотрите, из чего сделан замок? (Из леденцов).
- Значит, замок какой? (Леденцовый).
- А какая в этом замке крыша? дверь? окошко? стены? (Леденцовая, леденцовое, леденцовые).

VI.

- Давайте украсим двор замка сказочными сладкими постройками. Подумайте, что можно разместить во дворе замка?
- Верно, в замке можно построить фонтан, скамейку, клумбу, посадить цветы, деревья - и сделать всё это из сладостей! (Детям предлагается с одного разноса взять бумажную постройку, с другого кусочек сладости на зубочистке).

Дети составляют предложения:

Я возьму вафли и построю вафельную скамейку.
Я возьму мармелад и сделаю мармеладную клумбу.

VII.

- Фее очень понравились ваши постройки, она рада, что вы украсили её замок и он стал ещё лучше! Она тоже хочет порадовать вас и дарит вам сундучок, доверху наполненный разноцветной сладкой карамелью! Давайте скажем фее спасибо. А теперь возвратимся в группу и расскажем всем о нашем путешествии.