Время, потерянное в подростковом возрасте,
потеряно безвозвратно!
Самое главное для подростка – общение. Поэтому для него важно иметь место, где он сможет найти возможность развиваться, расти, учиться понимать себя и других, общаться с интересными людьми в тёплой и доброжелательной атмосфере. Подростки вообще везде общаются и везде учатся. Другое дело, насколько полезен этот опыт и эффективно это развитие.
Тренинг – безопасная среда развития, возможность экспериментировать и двигаться в сторону заранее определённой цели.
Тренинги позволяют подростку в коллективе единомышленников, ощущая принятие и дружеское отношение, поработать над собой, разобраться со своим внутренним миром, отношениями между людьми. Это возможность задуматься и поменять что-то в жизни, стать более уверенным в своих силах, услышать мнение других ребят, понять, что его проблемы не “эксклюзивны” - многие его сверстники сталкиваются с подобными вещами.
В формате тренинга подростки могут научиться ценному и новому для себя, приобрести необходимые навыки. Этим объясняется большая популярность тренингов.
Ключевая проблема в том, что время с 12 по 17 лет уходит безвозвратно, и, если подросток в этот период не научился быть уверенном в себе, правильно общаться со сверстниками, учителями и, конечно, своими родителями, если он не начал воспитывать в себе лидерские качества, то большое будущее его уже не ждет. Потому что мышление, которым человек пользуется для достижения успеха уже во взрослой жизни формируется именно в этот период.
Также по статистике те подростки, которые утратили полноценный контакт со своими родителями в жизни становятся более склонны к асоциальному поведению, к разного рода зависимостям.
Обобщая, можно сказать, что, если подросток впустую потерял это время, потратив его на телевизор, и компьютерные игры, то он уже никогда не сможет исполнить главную мечту любого родителя – не превзойдет их результатов в жизни.
Технология групповой работы.
Успех социально-психологического тренинга, достижение контакта и взаимопонимания в группе и ведущего с группой зависит во многом от сценария и технологии его проведения, на который нанизывается весь методический и технический инструментарий, взятый на вооружение классным руководителем.
Сценарий не сводится к схеме или серии последовательно сменяющих друг друга упражнений. Взаимодействие ведущего и членов группы во многом носит спонтанный характер, несмотря на то, что основные элементы его логики заранее планируются. Педагог постоянно прислушивается к состоянию атмосферы группы и, в зависимости от обстоятельств, вносит существенные коррективы в сам сценарий тренерского действия.
Необходимым условием успешного проведения тренинга является также введение специальных групповых норм, под которыми понимают принятие правил поведения, руководящих действиями участников, и принятие их всеми членами группы. Соблюдение этих норм необходимо для создания комфортной психологической атмосферы для достижения цели тренинга.
Цель: повышение сплочённости группы, совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе.
Формы и методы работы:
- “Мозговой штурм”.
- Моделирование ситуаций в ролевых играх и тренингах.
- Встреча с интересным человеком.
- Итог - выстроить синквейн (рефлексия).
Принципы работы группы:
Активность – разделение отвественности, результат зависит от вас самих, мы – организуем ситуацию.
Конфиденциальность – здесь и теперь, говорим о чувствах в настоящем времени, обсуждаем ситуацию на тренинге.
Конструктивная обратная связь.
Основные правила успешного проведения тренинга:
Правило активности. В групповой работе
участвуют все.
Правило искренности. Каждый участник
искренен, что способствует установлению
доверительных отношений.
Правило равноценности. В группе все равны. В
ней нет статусных различий.
Правило “здесь и теперь”. Обсуждению в
группе подлежит только то, что происходит
непосредственно в ходе тренинга.
Правило конструктивной обратной связи.
Участники договариваются не давать общую оценку
личности, а говорить о поведении. Описывать
происходящее.
Первый этап. “Мозговой штурм”.
На каждую букву слова ЛИДЕР придумать определение этого понятия.
Второй этап. Работа в группах “Геометрические ассоциации”.
Участники тренинга должны почувствовать себя одной из фигур (круг, зигзаг, треугольник, квадрат). Выбрать одну из фигур, которая ему близка, с которой он себя ассоциирует. Затем зачитывается характеристика каждой из фигур.
Вывод: в каждой группе присутствует каждый психологический тип и значит правильно распределяются роли (лидер, исполняющие, генераторы идей)
Третий этап. КТД “Островитяне”.
Представьте, что вы на необитаемом острове. Выберите из списка 10 самых необходимых предметов и прокомментируйте свой выбор:
- аптечка первой медицинской помощи;
- веревка в 30 метров;
- небольшая походная библиотека;
- запас консервов;
- три килограмма шоколада;
- винтовку с оптическим прицелом и запас
патронов;
- магнитофон с наушниками и запасными
батарейками;
- набор настольных игр;
- комплект рабочего инструмента;
- географические карты;
- секстант;
- спасательные жилеты;
- пять килограммов гвоздей;
- большой тент, пропитанный водонепроницаемым
составом;
- гитара;
- спортивный инвентарь;
- электросушилка для рук с зеркалом;
- электрический фонарик с батарейками;
- керосиновая лампа, заправленная керосином;
- складной мольберт с комплектом красок и
альбомом.
Четвёртый этап. Конкурс “Ассоциации”.
Участники делятся на 4 группы.
Участникам тренинга предлагается почувствовать себя одной из фигур (кругом, зигзагом, треугольником, квадратом), выбрать одну из фигур, которая ему близка, с которой он себя идентифицирует. Ведущий зачитывает характеристики каждой фигуры.
Круг – эта фигура символ гармонии, самый доброжелательный из 4 форм. “Круги” стабилизируют группу. Это лучшие коммуникаторы, обладают высокой чувствительностью и развитой эмпатией. “Круги”, относятся к правополушарным мыслителям. Правополушарное мышление – более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное.
Зигзаг – эта фигура символизирует креативность, творчество, ей свойственны активность, целеустремлённость.
Треугольник – эта фигура символизирует стабильность, творчество, коммуникативность.
Квадрат – эта фигура символизирует прямолинейность, твердость, активность.
Пятый этап. Игра “Смекалка и сообразительность”.
Угадайте слова, которые ассоциируются с числами (смотрите презентацию).
Шестой этап. Тренинговое занятие “Давайте увидим лидера”.
Обвести ладошку фломастером и подписать, чья ладошка, передать лист по кругу через одного вправо, в каждом пальчике – лидерские качества человека.
Когда вернётся хозяину – посмотреть.
Седьмой этап. Встреча с интересным человеком.
На тренинге: Александр Викторович Крутиков – проректор по инновационному и научному развитию Одинцовского Гуманитарного Института, руководитель “Школы профессионального успеха”.
Восьмой этап. Создать синквейн.
Лидер – достойный, ведёт, организует, активист, вожатый, видит цель - его не сбить с пути.
Список литературы:
- Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М.: ТЦ "Сфера", 2000.
- Лейбман И. Психологический тренинг сплочения// газета "Школьный психолог", № 13 апрель 2004.