Введение
Что значить быть патриотом? какой смысл вкладывается в понятия патриотизм, патриотическое воспитание?
Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля объясняет слово “патриот” так: “Любитель отечества, ревнитель о благе его”. Толковый словарь русского языка С. Ожегова даёт следующее определение:“Человек, преданный своему отечеству, своему народу”.Словарь современного русского литературного языка даёт такое толкование:”Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине”. С категорией патриот неразрывно связана патриотизм.
Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающая его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственного начало в конкретные для Отечества дела и поступки. “ Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом”, - подчеркивал В.Г.Белинский.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально- экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства,
Исходя из всего сказанного выше, важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения.
Воспитывать патриота значить формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция.
С чего начинается патриотизм? Н.А. Добролюбов считал, что он начинается с любви к родному краю.
Первая ступень формирования патриотизма. Формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.
Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине- деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.
Третья ступень формирования патриотизма- воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям.
Воспитание в системе образования зачастую осуществляется не комплексно, а по направлениям: гражданское, правовое, экологическое, краеведческое воспитание и т.п.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан РФ, “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г”
- Конвенция о правах ребёнка.
- ЗаконыРФ, РС(Я)“Образовании”.
- “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г”.
И предназначена для учащихся 1-4 классов муниципального общеобразовательного учреждения Тумульской средней общеобразовательной школы Мегино- Кангаласского улуса. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско- патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форум, методов и приемов педагогических воздействий и опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства воспитательной среды.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблем гражданско - патриотического воспитания.
Необходимость формирования новой системы патриотического воспитания младших школьников, при этом методы и формы патриотического воспитания видоизменяются и обновляются по мере происходящих политических, экономических и социальных перемен в стране.
Цели и задачи программы:
Целью Программы является любовь Отечеству, развитие у учащихся чувства патриотизма , чувства гордости за свой народ.
Задачи: Воспитание любви к школе, селу, краю, Отечеству.
- Использование всех возможных средств для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям народа саха.
- Развитие форм ученического самоуправления.
- Развитие гражданско-патриотических и нравственных чувств.
- Организация всех видов деятельности, способствующих сплочению классного коллектива.
Этапы реализации Программы.
Тематика определена по классам.
1 класс 2008- 2009 уч. г.г. – подготовительный этап.
- Кто я и где я живу.
- Я и мой класс (адаптация к школе).
- Я и моя семья (изучение родословной).
- Помогаем семье (помощь и забота о старших и
младших).
- Отдыхаем с семьей ( семейные праздники,
спортивные праздники).
Каждый за всех, все за одного.
Наша школа – дом родной.
Моя улица, мой посёлок.
История нашего наслега (300-летие Доллунского
наслега).
История ветпункта – проект.
ВОВ в моей семье (поисковая работа)
“Ветераны ВОВ наслега” (исследовательская
работа)
Поездка на родину Героя- с. Сымах музей им. Ф.К.
Попова.
4 класс – 2011-2012 уч. г.г. итоговый этап.
Природа родного края Их именами гордится наш наслег. Тимуровская помощь. Значение символики. Краеведение . Поездка в Соттинский музей Усть- Алданского улуса.
Мероприятия по реализации Программы
Мероприятия | Период исполнения | Ответственные |
Привлечение родителей учащиеся к организации ипроведению мероприятий(родсобрание, встречи, конференции, классные часы и др.) | 2008- 2012 г. | Классный рук. Родком . |
Участие в НПК “патриотизм истоки и современность”доклады учащихся | ежегодно | Классный рук. Родители, учителя –предметники. |
Участие учащихся в военно-учебном сборе “ Школа выживания”. | ежегодно | Военком улуса, отцы, учителя- мужчины, фельдшер. |
Конкурсы на лучшее литературное творчество по граж данскому париотическим тематикам. | ежегодно | Классный руковод., родители. |
Проект “Ветпункт”. | ежегодно | Классный руковод., вожатые. |
Проведение спортивных соревнаваний “Мама, папа и я спортивная семья”. | 2008- 2012 г.г. | Физорг класса, учитель физкультуры. классный рук.,отцы. |
Участие в турслёте. | ежегодно | Классный руковод., родители. |
Участие в благотворительной акции. | ежегодно | Классный руковод., родители. |
Проведение классного концерта. | 1 раз в год | Классный руковод., Родители, хореограф, учитель музыки. |
Проведение выставок поделок ( родители + дети). | ежегодно | Классный руковод., Родители, учащиеся. |
Встречи с ветеранами тыла ВОВ, ветеранами локальных войн. | ежегодно | Классный руководитель, учащиеся. |
Тимуровская помощь ветеранам. | 2 раза в год. | Классный руководитель, учащиеся. |
Классные часы, беседы, лекции, праздники утренники на гражданско- патриотическую тему. | ежегодно | Классный руководитель, учащиеся, зам.
директора по воспительной работе, ОДО. |
Проведение уроков Мужества. | ежегодно | Классный руководитель. |
Участие в смотре Песни и строя. | ежегодно | Физорг класса, учитель физкультуры. Классный рук.,отцы. |
Предполагаемые конечные результаты
Осуществление настоящей программы позволит:
- продолжить работу над совершенствованием системы патриотическому воспитания в школе.
- сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции.
- оказывать ежедневную помощь каждому ребёнку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей. Эффективность патриотического воспитания может быть объективно оценена только с учётом мнений самих учащихся об этой работе. Учет их отношения, взглядов и замечаний по рассматриваемой проблеме позволить оценить действенность реализуемых образовательными учреждениями методов воспитания, уровень сформированности у школьников ценностных ориентаций, преданности Родине и своему народу.
Учащимися было предложено выбрать словосочетания и эпитеты, которые ассоциируются с понятием “Патриот”.
Частное (в %) и ранговое распределение ответов школьников по приоритетности качеств, отражающих сущность понятия патриот
“Быть патриотом” означает | Количество респондентов |
Отстаивать интересы Родины | 21,1 (4) |
Уважать всех национальностей моей страны | 10,5 (5-6) |
Гордиться Родиной и переживать за неё | 29,8 (2) |
Любить и уважать Родину | 33,3 (1) |
Быть преданным к Родине | 26,3 (3) |
Защитить Родину | 10,5 (5-6) |
Быть националистом | 5,3 (7) |
Демонстрировать показную любовь к Родине | 1,8 (8) |
Использованная литература:
- “Патриотическое воспитание” И.А Пашкович Волгоград изд. “Учитель” 2006 г.
- “Патриотическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста в процессе обучения” Г. Якутск 2003 г. Ф.В. Габышева, Е.С. Никифорова.
- “Классный руководитель” Москва 2007 г. №7; 2003 г. №5; 2003 г. №4
- “Воспитание школьников” Москва 2006 г. №6 №5 №2; 2007 г. №1 №5
- “ Народное образование Якутии”. Якутск 2002 г. №4
- “Начальная школа” Москва 2004 г. №12
- “Школьная библиотека” Москва 2009 г. №4-5.