Цель – формирование нравственных качеств у воспитанников.
Задачи:
- Формировать представление о правилах дружбы и качествах необходимых для дружбы;
- Воспитывать умение дружить и бережно относиться друг к другу;
- Развивать навыки работать в сотрудничестве.
Слайд 1.
Как хорошо, что в мире есть друзья!
Улыбка друга – солнце в час ненастья.
И отступает ледяная мгла
Перед теплом сердечного участья.
Нина Спирина
Звучит песня “Дружба верная”.
Ведущий 1. Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем воспитательском часе?
Ответ детей: “О дружбе”.
Слайд 2-3.
Мозговой штурм “Дружба – это …”, “Зачем дружба нужна людям?”
Ведущий 2. Правильно. И я сразу прошу вас ответить на 2 вопроса:
“Дружба – это …?”.
“Зачем дружба нужна людям?”
Дети рассуждают вслух, что значит “дружба” и зачем она нужна? Ведущий во время обсуждения, записывает высказывания детей на доске, а затем вместе с детьми подводит итог и дает определение понятию “дружба” и ответу на вопрос “зачем она нужна”.
Слайд 4.
Игра “Расскажи о друге”
Ведущий 1. Ребята, есть ли у вас друзья? Я сейчас приглашаю подойти ко мне двоих друзей.
Дети выходят им даются мелки, и они на классной доске пишут ответы на вопросы ведущего (дети не видят ответы друг друга).
Вопросы:
- Когда у твоего друга день рождения?
- Какого цвета глаза у твоего друга?
- Что любит делать твой друг в свободное время?
- Любимый мультфильм твоего друга?
- Любимое блюдо твоего друга?
Сравниваются ответы.
Вывод: друзья имеют общие интересы и интересуются жизнью своего друга.
Слайд 5.
Ведущий 2. Послушайте стихотворение Агнии Барто “Требуется друг”.
Инсценировка стихотворения.
Все живут – не тужат,
А со мной не дружат.
Бант у Кати расписной,
Красные колготки.
И характер кроткий.Я шепчу:
- Дружи со мной…
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: Но ты учти -
Ты во всём должна идти
Другу на уступки.Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной, -
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита!Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: - А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим.
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.А девчонки на дыбы.
Говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг!
Ведущий 1. Ребята, а вы хотели бы стать другом этой девочкой? А почему?
Ведущий выслушивает варианты ответов детей и подводит детей к выводу, что девочка хотела получить от дружбы выгоду, а это уже не дружба.
Слайд 6.
Игра “Ситуация”
Ведущий 1. Поговорка гласит: “Чтобы иметь хороших друзей, надо самому быть хорошим другом”.
- Как вы её понимаете? Соответствует ли оно действительности?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации:
Ведущий приглашает детей к доске, называет ситуацию и предлагает ребенку отойди туда, где написано “ДА” и “НЕТ”.
Ситуации:
- Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадку, чтобы его списать. Согласишься?
- Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Ты станешь делать как он?
- Твой друг получил плохую оценку и просит тебя не говорить об этом воспитателю. Ты сделаешь, как он просит?
- Твой друг знает, что тебе подарили деньги и просит купить ему игрушку. Выполнишь ли ты просьбу друга?
- Твой друг украл вещь, ты это увидел. Друг просит никому об этом не говорить. Расскажешь ли ты об этом другим?
- Твой друг сделал что-то плохое, а получаешь ты. Ты сохранишь это втайне?
После обсуждения ситуаций с детьми, делается вывод, что настоящий друг, не предложит другу сделать что-то плохое.
Слайд 7.
Мозговой штурм: “Друг – это тот, кто…”
На доске написано предложение “Друг – это тот, кто…”
Ведущий предлагает ответить на этот вопрос детям. Ребята по очереди говорят о том, кого можно назвать другом, а ведущий составляет на доске перечень ключевых слов, например:
- взаимная помощь
- эмоциональная близость
- понимание
- верность
- поддержка
- умение хранить тайны и др.
Слайд 8.
Ведущий 2. Ребята, у нас на доске прекрасный цветок. Прочитайте, пожалуйста, что написано на экране.
Дети читаю: Дружба - это прекрасный цветок, и в сердце его Любовь.
Затем ведущий выносит красочный цветок и вызывает желающих прочитать, что же написано на его лепестках. Дети по очереди подходят, отрывают лепесток, и читают, что на нем написано.
Надписи на лепестках:
- Будь всегда рядом, ненавязчиво, даже если тебя об этом не просят.
- Будь мудрым отойти на время, если есть такая необходимость.
- Не завидуй.
- Не злословь.
- Будь отзывчивым не только в горе, но и в радости.
- Соблюдай правило личных границ друга, но помни и о своих.
- Каждый имеет право на ошибку, и друг тоже.
- Не будь жадным. Душевное тепло не оценить денежными знаками, и, в то же самое время, оно бесценно.
- Там, где ирония и сарказм, скрыта враждебность, там нет Дружбы.
- Поступай с другом так, как хочешь, чтобы он поступал с тобой.
- Дружба любит чистоту и не терпит грязи. В грязи она гибнет.
После прочтения каждого высказывания идет его обсуждение. Как дети понимают его и согласны ли они с ним.
Вывод: Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний. От друга ждут верности и преданности, у друга ищут поддержку и помощь в трудную минуту. К другу идут с радостью и он разделит её с вами, к другу идут и с печалью и он поймет и поддержит вас в трудную минуту. Друг поймёт ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.
Ведущий 1:
Старайся быть искренним,
и тогда будет цвести, и приносить радость -
этот прекрасный цветок - Дружба,
ведь в сердце его - Любовь.
Ведущий 2. Ребята, знаете ли вы о том, что выявлены основные, неписанные правила дружбы?
Психологи М. Аргайл и М. Хендерсон провели в Англии, Италии и Гонконге обширный опрос, в ходе которого установили, что у друзей должны быть: ...
Просмотр слайдов № 9-19 презентации.
Обмен:
- Делиться новостями о своих успехах.
- Выказывать эмоциональную поддержку.
- Добровольно помогать в случае нужды.
- Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе.
- Возвращать долги и оказанные услуги.
Интимность:
- Уверенность в другом, и доверие к нему.
Отношение к третьим лицам:
- Защищать друга в его отсутствие.
- Быть терпимым к остальным его друзьям.
- Не критиковать друга публично.
- Сохранять доверенные тайны.
- Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого.
Координация:
- Не быть назойливым, не поучать.
- Уважать внутренний мир и автономию друга.
После просмотра слайдов, ведущий предлагает детям обсудить совпадают ли данные исследования с их мнениями, высказанными в ходе воспитательского часа.
Слайд 20.
Ведущий 1. Ребята, сегодня на воспитательском часе мы обсудили, что такое дружба и кого можно назвать настоящим другом, узнали о правилах дружбы. Давайте будем помогать друг другу, ценить и беречь своих друзей. Помни! Друзья - это те люди, которые дорожат тобой, а ты дорожишь ими. Спасибо за занятие.
Список литературы
- Свиридова О.В. Классный час “Что такое настоящая дружба?” https://urok.1sept.ru/articles/584688/.
- Паскал В.В. Классный час на тему “Дружба”. http://edu.of.ru/corrschoolunr/default.asp?ob_no=35136.
- Шмидль Ольга Владимировна, Классный час "Что такое дружба" https://urok.1sept.ru/articles/418163/.
- Янцен Н.С. Классный час по теме “Дружба”. http://www.openclass.ru/node/179291.
- http://anstars.ru/publ/32-1-0-1470.
- http://www.zavuch.info/community-home/groups/viewbulletin/176-10+законов+дружбы?groupid=136.
- http://fotki.yandex.ru/users/balatons/view/292329/?page=4.