Урок окружающего мира "Живая и неживая природа". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: Дать учащимся элементарные представления о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы.

Задачи:

  • Расширить первоначальное представление о живой и неживой природе, определить их взаимодействие;
  • Развить умение анализировать полученную информацию, наблюдательность, внимательность и кругозор учащихся;
  • Воспитание интереса и бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • Иллюстрации предметов созданных трудом человека (зонт, мяч, книга);
  • Карточки с картинками живой (дерево, медведь, бабочка, дети, цветок) природы;
  • Карточки с картинками неживой (камни, звезды, вода, солнце, сосульки) природы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать, все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность
А поможет все узнать наша наблюдательность.

Мне кажется, что радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наш урок с улыбки.

Ребята улыбнитесь друг другу.

2. Повторение изученного материала.

А сейчас мы вспомним, что нового мы узнали на прошлом уроке.

Повторять буде в виде игры.

Как человек может относиться к себе, к людям, к природе и к тому, что они делают.

(На выполнение задания дается 5 минут, в группе дети подбирают слова)

Первый ряд – как относится человек к себе.
Второй ряд – отношение к людям и к тому, что они делают.
Третий ряд – к природе.

Не забывайте, что слова характеризующие отношение могут быть не только положительными, ведь иногда отношение к чему-либо может быть и плохим.

Выиграет команда, которая подберет большее количество слов.

Проверяем задание (записываем на доске):

I ряд II ряд III ряд
Уважительное, доброе… Заботливое, пренебрежительное… Жестокое, бережное…

Учитель: Ребята, какое отношение мы должны воспитывать в себе к окружающему нас миру?
Ученики: Доброжелательное, бережливое.
Учитель: Как нужно относиться к природе?
Ученики: Охранять, беречь, не загрязнять.

3. Работа над новой темой.

Учитель:

- Ребята мы часто с вами произносим такую фразу: “Какая природа, какая красота!” или “Я был на природе”.
- А что такое природа?

Ученики: Сегодня на уроке мы будем искать ответ на этот вопрос.
Учитель: Посмотрите на доске различные картинки, на какие две группы можно их разделить?

Ученики:

- Что сделал человек?
- Что сделала природа?
- 1 группа – зонт, мяч, книга. (Сделал человек)
- 2 группа – медведь, звезды, солнце, цветок, камни, вода, бабочка, сосулька, дети, дерево. (Сделано природой).

Учитель:

- Сейчас мы уберем то, что сделал человек, но оставим то, что сделала природа, распределив это на две группы живое и неживое. (На доске крепим картинки по группам)
- Живое: дерево, медведь, бабочка, дети, цветок.
- Неживое: камни, звезды, вода, солнце, сосулька.

- Сегодня на уроке мы будем изучать, что такое живая и неживая природа.

4. Физкультминутка.

Учитель: Отдых наш физкультминутка.

Занимай свои места
Раз – присели, два – привстали,
Руки к верху все подняли.
Сели встали, сели встали
Ванькой-встанькой словно стали
А потом пустились в вскачь
Словно мой упругий мяч.

5. Продолжение новой темы.

(Работа по учебнику).

Учитель: Между живой неживой природой есть тесная взаимосвязь. Для чего нужны солнце, воздух и вода?

Ученики:

- Без солнца воды и воздуха растения не смогут расти.
- Солнце, вода и воздух – неживая природа они помогают растению, расти.
- Неживая природа необходима для жизни новых существ.

(Беседа по теме урока).

Учитель: Скажите, ребята, а чем живая природа отличается от неживой?

Ученики: - Живое может двигаться (даже растения поворачиваются к свету, сворачивают и разворачивают свои листья или цветы).

(На доске прикрепляется слово) Движение

Учитель: Что еще отличает живое от неживого?
Ученики: Живое растет. Растет.

Учитель:

- Любой живой организм растет и развивается, из ростка вырастает дерево, из ребенка – взрослый.
- А что нужно каждому живому организму?

Ученики: Все живые организмы должны питаться. Питание
Учитель: А что будет, если лишить все живое питания?
Ученики: Оно погибнет. Смерть
Учитель: Ребята, а если живые организмы погибают, почему до сих пор существует жизнь на Земле?
Ученики: Потому что растения, животные и люди рождаются вновь. Размножение

На доске появились самые главные признаки живой природы.

6. Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагается выполнить карточку-тест.

1. Какое выражение правильно?

Природой называют все то,

А) что окружает человека;
Б) что сделано руками человека;
В) что окружает человека, но не сделано его руками.

2. К живой природе относится:

А) солнце;
Б) лягушка;
В) камни.

3. К неживой природе относится:

А) звезды;
Б) грибы;
В) растения.

4. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово).

Растения, грибы, животные, вода, человек – это живая природа.

5. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово).

Солнце, растения, звезды, вода, камни – это неживая природа.

7. Подведение итогов урока.

Учитель:

- Что нового вы узнали о живой и неживой природе?
- Назовите, что относится к живой природе?
- Назовите, что относится к неживой природе?
- О чем сможете рассказать дома родителям?