Математика - один из школьных предметов, где на каждом уроке ученики получают большую умственную нагрузку. Одним из важнейших факторов успеха в обучении является интерес к учебному предмету. Поэтому учителю для поддержки интереса учащихся к предмету, необходимо использовать нестандартные формы проведения урока, например, урок-сказку. Упражнения со сказочным сюжетом усиливают интерес ребенка к самому заданию, побуждают его решить проблему. Такие отступления не занимают много времени, зато повышают внимание учащихся, вызывают у них радость, интерес. Эти уроки всегда проходят эмоционально, а это - залог продуктивной работы.
Цель урока: повторить все действия с десятичными дробями.
Задачи урока: привитие интереса к предмету, развитие вычислительных навыков, логического мышления, памяти, грамотной математической речи, воспитание законопослушного гражданина.
На уроке используются: компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
Слайд 1. Заставка перед началом урока.Слайд 2. Вступительное слово учителя:
":Три десятых:Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
:Три десятых - и стены возводятся косо!
Три десятых - и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека -
Станет ядом лекарство, убьет человека".
Эти строки из стихотворения Владимира Лифшица напоминают нам настолько важно, ребята, уметь правильно считать и в том числе выполнять действия с дробями.
Слайд 3.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы "Десятичные дроби" и повторим правила действий с десятичными дробями.
Откройте ваши тетради и запишите число, классная работа.
Слайд 4.
- Сейчас вам предстоит пройти маленький тест на готовность к уроку. Выполните указанные действия и расшифруйте слово:
- 4,56 + 1,4 =
- 0,25 * 40 =
- 5,6: 0,7 =
- округлите до десятых 17,35
- 1 : 0,1 =
- 21,5 - 13,5
5,6 10 0,8 5,96 17,4 4 8 17,3 5,60 100 17 80 д к о с з р а б е ь у м
Слайд 5.
- Итак, у нас получилось слово "сказка".
Слайд 6. Правила игры:
- Ребята, мы отправляемся в сказочное королевство - в королевство десятичных дробей.
Слайд 7.
- Жители королевства - числа. А правит в этом королевстве строгая, но справедливая Королева - Запятая. Она требует от жителей королевства строго соблюдать законы Королевства Десятичных дробей.
Слайд 8. А, помогают королеве министры: сложения, вычитания, умножения, деления, округления и сравнения.
Слайд 9.
- Для нарушителей закона в королевстве построены темницы, в которые помещаются все виновные в незнании или несоблюдении правил. Незнание законов не освобождает от ответственности.
Сейчас в королевстве кризис - очень большое число жителей оказалось в темницах.
Королева и министры обеспокоены сложившейся ситуацией и обращаются к вам за помощью.
У вас, ребята, сегодня важная миссия - помочь жителям королевства выйти из темниц. А для этого вы должны выяснить, какое правило нарушили помещенные туда числа, рассказать его и исправить ошибки.
Слайд 10.
- Итак, в путь!
Слайд 11.
- Какое правило нарушили обитатели этой темницы?
- Сформулируйте это правило.
- Исправьте ошибки:
(Дети проговаривают правило, исправляют ошибки.)
- И сама королева Запятая отпускает исправившихся жителей королевства на свободу.
Слайд 12.
- Какое правило нарушили обитатели этой темницы?
- Сформулируйте это правило.
- Исправьте ошибки:
:Министр сравнения отпускает числа на свободу.
Слайд 13.
- Какое правило нарушили обитатели этой темницы?
- Сформулируйте это правило.
- Исправьте ошибки:
... Министры сложения и вычитания отпускает числа на свободу.
Слайд 14.
- Какое правило нарушили обитатели этой темницы?
- Сформулируйте это правило.
- Исправьте ошибки:
:Министр умножения отпускает числа на свободу.
Слайд 15.
- Какое правило нарушили обитатели этой темницы?
- Сформулируйте это правило.
- Исправьте ошибки:
:Министр деления отпускает числа на свободу.
Слайд 16.
- Какое правило нарушили обитатели этой темницы?
- Сформулируйте это правило.
- Исправьте ошибки:
:Министр округления отпускает числа на свободу.
Слайд 17.
А обитатели темницы № 7 не смогли выполнить указанные действия. ?вариант идет на помощь в западное крыло, а ? вариант - в восточное.
Задание выполните на листочках.
Время на выполнение задания 3 минуты.
(12,5 + 83,16): 0,1 - 4,8 * 0,01=
(64,29 + 83,71) * 0,01 - 0,02081 : 0,1=
Через 3 минуты собрать листочки. Проверить ответы.
- У кого такой ответ, поднимите руки. Молодцы, помогли числам и теперь они свободны.
Слайд 18.
Обитатели темницы № 8 не смогли решить задачу. Ребята, помогите им:
Из двух городов, расстояние между которыми 425 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость одного поезда 75 км/ч, а скорость второго в 1,2 раза больше. Какое расстояние будет между поездами через 2,3 ч после начала движения?
Слайд 19.
3 минуты на запись решения в тетрадях.
Слайд 20.
Проверка решения задачи:
1) 75 * 1,2 = 90(км/ч) - скорость второго поезда
2) 75 + 90 = 165(км/ч) - скорость сближения поездов
3) 165 * 2,3 = 379,5(км) - пройдут два поезда за 2,3 ч
4) 425 - 379,5 = 45,5(км)
Ответ: поезда будут на расстоянии 45,5 км.
- И еще одна темница опустела.
Слайд 21.
Обитатели темницы № 9, тоже, не смогли решить задачу. Поможем им.
Маршрут автобуса состоит из трех равных участков. На первом участке автобус шел 3,3 ч со скоростью 60 км/ч, а на каждом следующем участке увеличивал скорость на 6 км/ч. Сколько времени потратил автобус на весь путь?
Слайд 22.
3 минуты на запись решения в тетрадях.
Слайд 23.
Проверка решения задачи.
1) 60 * 3,3 = 198(км) - длина одного участка
2) 60 + 6 = 66(км/ч) - скорость на втором участке
3) 66 + 6 = 72(км/ч) - скорость на третьем участке
4) 198 :66 = 3(ч) - время на втором участке
5) 198 :72 = 2,75(ч) - время на третьем участке
6) 3,3 + 3 + 2,75 = 9,05(ч)
Ответ: на весь путь автобус потратил 9,05ч
- И еще одна темница опустела.
Слайд 24.
Обитатели темницы № 10 не смогли решить задачу на смекалку. Ребята, помогите им:
В банку попал 1 микроб, и через 3,5 минуты банка была наполнена микробами, причем известно, что количество микробов ежеминутно удваивалось. За сколько минут банка была наполнена микробами наполовину?
Проверяем ответ и слушаем объяснение.
Ответ: За 2,5 минуты, т. к. за 3,5 минуты банка будет уже заполнена.
Ну, что ж, последняя темница опустела.
Ваша миссия, дети, по освобождению и обучению жителей сказочного королевства, помещенных в темницы, выполнена.
Слайд 25.
Жители сказочного королевства и правительство благодарят вас за помощь, и на прощание дарят вам книгу "Из истории десятичных дробей".
Слайд 26. Из истории десятичных дробей:
Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.
- К этой истории мы еще вернемся.
Слайды 27 - 29. (при наличии времени рассмотреть три приведенные слайда из презентации по истории десятичных дробей, которая прилагается к работе и взята из интернета http://studentbank.ru/).
Слайд 30.
Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.
- А какой урок, ребята, вы извлекли из этой сказки?
(Нужно соблюдать правила действий с десятичными дробями.)
- А еще?
Слайд 31.
Подвести детей к выводу, что нельзя нарушать законы государства, в котором мы живем или находимся; что нельзя нарушать правила и устав того учебного заведения, в котором мы учимся!
Слайд 32. Соблюдайте законы и выполняйте правила, и тогда вы облегчите жизнь себе и окружающим вас людям.
Слайд 33.Домашнее задание.
На уроке использованы материалы интернета (рисунки, презентация об истории десятичных дробей: http://studentbank.ru/).