Обобщающий урок-сказка по теме "Действия с десятичными дробями"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Математика - один из школьных предметов, где на каждом уроке ученики получают большую умственную нагрузку. Одним из важнейших факторов успеха в обучении является интерес к учебному предмету. Поэтому учителю для поддержки интереса учащихся к предмету, необходимо использовать нестандартные формы проведения урока, например, урок-сказку. Упражнения со сказочным сюжетом усиливают интерес ребенка к самому заданию, побуждают его решить проблему. Такие отступления не занимают много времени, зато повышают внимание учащихся, вызывают у них радость, интерес. Эти уроки всегда проходят эмоционально, а это - залог продуктивной работы.

Цель урока: повторить все действия с десятичными дробями.

Задачи урока: привитие интереса к предмету, развитие вычислительных навыков, логического мышления, памяти, грамотной математической речи, воспитание законопослушного гражданина.

На уроке используются: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

Слайд 1. Заставка перед началом урока.

Слайд 2. Вступительное слово учителя:

":Три десятых:Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
:Три десятых - и стены возводятся косо!
Три десятых - и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека -
Станет ядом лекарство, убьет человека".

Эти строки из стихотворения Владимира Лифшица напоминают нам настолько важно, ребята, уметь правильно считать и в том числе выполнять действия с дробями.

Слайд 3.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы "Десятичные дроби" и повторим правила действий с десятичными дробями.

Откройте ваши тетради и запишите число, классная работа.

Слайд 4.

- Сейчас вам предстоит пройти маленький тест на готовность к уроку. Выполните указанные действия и расшифруйте слово:

  • 4,56 + 1,4 =
  • 0,25 * 40 =
  • 5,6: 0,7 =
  • округлите до десятых 17,35
  • 1 : 0,1 =
  • 21,5 - 13,5
5,6 10 0,8 5,96 17,4 4 8 17,3 5,60 100 17 80
д к о с з р а б е ь у м

Слайд 5.

- Итак, у нас получилось слово "сказка".

Слайд 6. Правила игры:

- Ребята, мы отправляемся в сказочное королевство - в королевство десятичных дробей.

Слайд 7.

- Жители королевства - числа. А правит в этом королевстве строгая, но справедливая Королева - Запятая. Она требует от жителей королевства строго соблюдать законы Королевства Десятичных дробей.

Слайд 8. А, помогают королеве министры: сложения, вычитания, умножения, деления, округления  и сравнения.

Слайд 9.

- Для нарушителей закона в королевстве построены темницы, в которые помещаются все виновные в незнании или несоблюдении правил. Незнание законов не освобождает от ответственности.

Сейчас в королевстве кризис - очень большое число жителей оказалось в темницах.

Королева и министры обеспокоены сложившейся ситуацией и обращаются к вам за помощью.

У вас, ребята, сегодня важная миссия - помочь жителям королевства выйти из темниц. А для этого вы должны выяснить, какое правило нарушили помещенные туда числа, рассказать его и исправить ошибки.

Слайд 10.

- Итак, в путь!

Слайд 11.

- Какое правило нарушили обитатели этой темницы?

- Сформулируйте это правило.

- Исправьте ошибки:

(Дети проговаривают правило, исправляют ошибки.)

- И сама королева Запятая отпускает исправившихся жителей королевства на свободу.

Слайд 12.

- Какое правило нарушили обитатели этой темницы?

- Сформулируйте это правило.

- Исправьте ошибки:

:Министр сравнения отпускает числа на свободу.

Слайд 13.

- Какое правило нарушили обитатели этой темницы?

- Сформулируйте это правило.

- Исправьте ошибки:

 

... Министры сложения и вычитания отпускает числа на свободу.

Слайд 14.

- Какое правило нарушили обитатели этой темницы?

- Сформулируйте это правило.

- Исправьте ошибки:

:Министр умножения отпускает числа на свободу.

Слайд 15.

- Какое правило нарушили обитатели этой темницы?

- Сформулируйте это правило.

- Исправьте ошибки:

:Министр деления отпускает числа на свободу.

Слайд 16.

- Какое правило нарушили обитатели этой темницы?

- Сформулируйте это правило.

- Исправьте ошибки:

:Министр округления отпускает числа на свободу.

Слайд 17.

А обитатели темницы № 7 не смогли выполнить указанные действия. ?вариант идет на помощь в западное крыло, а ? вариант - в восточное.

Задание выполните на листочках.

Время на выполнение задания 3 минуты.

(12,5 + 83,16): 0,1 - 4,8 * 0,01=

(64,29 + 83,71) * 0,01 - 0,02081 : 0,1=

Через 3 минуты собрать листочки. Проверить ответы.

- У кого такой ответ, поднимите руки. Молодцы, помогли числам и теперь они свободны.

Слайд 18.

Обитатели темницы № 8 не смогли решить задачу. Ребята, помогите им:

Из двух городов, расстояние между которыми 425 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость одного поезда 75 км/ч, а скорость второго в 1,2 раза больше. Какое расстояние будет между поездами через 2,3 ч после начала движения?

Слайд 19.

3 минуты на запись решения в тетрадях.

Слайд 20.

Проверка решения задачи:

1) 75 * 1,2 = 90(км/ч) - скорость второго поезда

2) 75 + 90 = 165(км/ч) - скорость сближения поездов

3) 165 * 2,3 = 379,5(км) - пройдут два поезда за 2,3 ч

4) 425 - 379,5 = 45,5(км)

Ответ: поезда будут на расстоянии 45,5 км.

- И еще одна темница опустела.

Слайд 21.

Обитатели темницы № 9, тоже, не смогли решить задачу. Поможем им.

Маршрут автобуса состоит из трех равных участков. На первом участке автобус шел 3,3 ч со скоростью 60 км/ч, а на каждом следующем участке увеличивал скорость на 6 км/ч. Сколько времени потратил автобус на весь путь?

Слайд 22.

3 минуты на запись решения в тетрадях.

Слайд 23.

Проверка решения задачи.

1) 60 * 3,3 = 198(км) - длина одного участка

2) 60 + 6 = 66(км/ч) - скорость на втором участке

3) 66 + 6 = 72(км/ч) - скорость на третьем участке

4) 198 :66 = 3(ч) - время на втором участке

5) 198 :72 = 2,75(ч) - время на третьем участке

6) 3,3 + 3 + 2,75 = 9,05(ч)

Ответ: на весь путь автобус потратил 9,05ч

- И еще одна темница опустела.

Слайд 24.

Обитатели темницы № 10 не смогли решить задачу на смекалку. Ребята, помогите им:

В банку попал 1 микроб, и через 3,5 минуты банка была наполнена микробами, причем известно, что количество микробов ежеминутно удваивалось. За сколько минут банка была наполнена микробами наполовину?

Проверяем ответ и слушаем объяснение.

Ответ: За 2,5 минуты, т. к. за 3,5 минуты банка будет уже заполнена.

Ну, что ж, последняя темница опустела.

Ваша миссия, дети, по освобождению и обучению жителей сказочного королевства, помещенных в темницы, выполнена.

Слайд 25.

Жители сказочного королевства и правительство благодарят вас за помощь, и на прощание дарят вам книгу "Из истории десятичных дробей".

Слайд 26. Из истории десятичных дробей:

Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.

- К этой истории мы еще вернемся.

Слайды 27 - 29. (при наличии времени рассмотреть три приведенные слайда из презентации по истории десятичных дробей, которая прилагается к работе и взята из интернета http://studentbank.ru/).

Слайд 30.

Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.

- А какой урок, ребята, вы извлекли из этой сказки?

(Нужно соблюдать правила действий с десятичными дробями.)

- А еще?

Слайд 31.

Подвести детей к выводу, что нельзя нарушать законы государства, в котором мы живем или находимся; что нельзя нарушать правила и устав того учебного заведения, в котором мы учимся!

Слайд 32. Соблюдайте законы и выполняйте правила, и тогда вы облегчите жизнь себе и окружающим вас людям.

Слайд 33.Домашнее задание.

На уроке использованы материалы интернета (рисунки, презентация об истории десятичных дробей: http://studentbank.ru/).