Цели урока:
- Познакомить с технологией ремонта одежды обычными и отделочными заплатами;
- Повысить качество знаний, развивать воображения и творческие способности;
- Воспитывать аккуратность, бережливость к одежде.
Оборудование урока: Ткань, ткань для заплаты, шаблон, игла ручная, ножницы, наперсток, нитки, утюг.
Наглядные пособия:
- Формы накладных заплат;
- Образцы накладных заплат:
- Выписаны термины: штопка, заплата.
План урока:
- Постановка творческой задачи.
- Изучение материала о театральных куклах.
- Практическое выполнение работы.
- Подведение итогов. Объяснение домашнего задания.
Ход урока
I. Организация класса на работу:
- приветствие:
- проверка явки учащихся:
- заполнение учителем классного журнала:
- проверка готовности учащихся к уроку:
- настрой учащихся на работу:
- довести до учащихся план урока:
II. Повторение пройденного материала:
- Как правильно пришить пуговицы на ножке?
- Как правильно пришить пуговицы с дырочками?
- А для чего нужна стойка?
III. Изучение нового материала.
Тема нашего урока: “Ремонт одежды заплатами”.
Во время сделанный ремонт одежды удлиняет срок ее носки, а человек в такой одежде всегда выглядит аккуратным и опрятным. Чтобы дольше сохранить одежду в хорошем состоянии следует приучать себя к бережному отношению к вещам. Нужно своевременно пришивать оторванные пуговицы, зашивать распоровшийся шов или штопать маленькую дырочку, а в случае необходимости и накладывать заплату.
Одежда обычно подвержена механическому воздействию. Это бывает на локтях рукавов, в области колен брюк, низа изделия и т.д. В таких случаях необходимо заштопать или наложить заплату.
Штопать – это заделывать дыру в изделии, переплетая нити, не затягивая края в рубец.
Заплата – это кусок ткани, кожи, нашиваемый на дырявое место для починки.
Заплаты бывают:
- Вставная заплата – вырезанный лоскут кладут на изнанку, приметывают, подгибают край на лицевую сторону и аккуратно пришивают;
- Двухсторонняя заплата – накладывают лоскуты ткани на поврежденную поверхность с двух сторон;
- Накладная заплата – приметывают на лицевую сторону, пришивают петельно-обметочным стежком.
Заплату можно обработать зигзагом на швейной машине, или закрепить с помощью утюга и полиэтилена, который кладут между заплатой и дырой.
Форма заплаты может быть - квадратная, прямоугольная, треугольная, круглая и т. д.
- Какую ткань можно использовать для выполнения заплат? (х/б, шерсть, лен, замш, драп, кожу).
- Какие простейшие ручные швы вы знаете? (сметочный или вперед иголку, петельный, косой).
- Назовите, какие инструменты мы будем использовать при выполнении ручных работ? (игла, ножницы, нитки, наперсток, игольница).
При работе с перечисленными инструментами, мы должны соблюдать ТБ.
IV. Выполнение практической работы.
Выполнение накладной заплаты.
- Сложить ткань по месту разрыва, изнаночной стороной во внутрь.
- Сметать край разрыва.
- Обработать края частыми косыми стежками.
- Удалить сметочный стежок.
- Приутюжить.
- Раскроить заплату выбранной формы.
- Наложить ее на лицевую сторону ткани, приметать.
- Обшить заплату частыми петельными стежками.
- Удалить сметочный стежок.
V. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Я думаю, что данный урок вам пригодится в жизни. Ведь с помощью полученных знаний, можно дать вторую жизнь стареньким вещам.
Домашнее задание: Выполнить заплату на своей одежде.
Список используемой литературы:
- Бузов Б. А. Материаловедение швейного производства – М, 2004.
- Першина Л. Ф., Петров С. В. Технология швейного производства – М, 2004.
- Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор- составитель: Соловьянюк Р. Г.- Бирск, 2004.