Открытый урок в 9-м классе по теме "Способы записи алгоритмов"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


I. Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Присаживаемся. Посмотрите, все ли готовы к уроку, всё ли на партах есть необходимое? (запись в рейтинг)

Кто сегодня отсутствует? (запись в рейтинг)

П. Проверка д/з

- Вам было задано д/з. Каждый выбрал задание своего уровня (слайд 2) Презентация.

- Давайте проверим. Для этого у вас на столах у каждого есть оценочные листы Приложение.

Напротив этапа проверка д/з вы поставите соответственно баллы: "5", "4" или "3" (показать алгоритмы).

Поднимите руки у кого 5 баллов, у кого 4 балла?

Кто допустил ошибки.

Домашнее задание

СКИ состоит из следующих команд: прибавить 1, умножить на 2.

За меньшее количество шагов, не более 6, составить алгоритмы преобразования:

на "3" на "4" на "5"
1 -> 7 1 -> 11 1 -> 15

III.АОЗ

- Давайте вспомни, что такое алгоритм?

- Посмотрите на экран и скажите, данная последовательность является алгоритмом? (слайд 3)

Инструкция получения кипятка.

  1. Открыть кран.
  2. Налить в чайник воду.
  3. Поставить чайник на плиту.
  4. Зажечь спичку.
  5. Ждать, пока вода не закипит.
  6. Поднести спичку к горелке.
  7. Выключить газ.

Как должна выглядеть последовательность, чтобы её можно было назвать алгоритмом?

Сколько свойств алгоритма мы изучили?

Сейчас вы в оценочных листах, сопоставите и вспомните эти свойства, посмотрев задание на экране (слайд 4).

Вам необходимо поставить в соответствие свойство с пояснением.

Свойства алгоритма

  • Разбиение алгоритма на шаги Дискретность;
  • Использование алгоритма для решения однотипных задач Массовость;
  • Получение правильного результата за конечное число шагов Результативность;
  • Каждый шаг алгоритма должен входить в СКИ и быть записан на понятном языке для исполнителя Выполнимость и понятность.
  • Строгая последовательность шагов Детерминированность;

- Давайте посмотрим на ключ к заданию "Свойства алгоритма" (показать ответы) и поставим баллы за это задание по критериям в оценочные листы.

IV. ФНЗ Подведение к цели урока

Сейчас мы вернёмся к нашему алгоритму "Приготовления кипятка" и ответим на вопрос "С помощью чего записан этот алгоритм?" (слайд 5).

Сегодня мы с вами должны выяснить, а какими ещё способами можно представить алгоритм? Поэтому тема сегодняшнего урока "Способы записи алгоритма".

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Объяснение материала

- Чтобы выяснить какие способы записи алгоритма существуют, снова обратимся к экрану (слайд 6).

Вы видите здесь, что один и тот же алгоритм записан четырьмя способами. И можете ответить на вопрос "Сколько способов записи алгоритма?"

Задание. Найти путь s при известной скорости v и времени t.

I способ II способ III способ IV способ
Определить v

Определить t

Найти s= v*t

скорость время путь
v t s= v*t
Program put;

var v, t, s:integer;

Begin

readln (v, t);

s:=v*t;

write (s);

End.

- Сейчас давайте подпишем название способов. Итак, посмотрите на I способ, какое название он имеет и почему? И т.д.

А теперь запишем эти способы в тетрадь.

  • Словесный способ (на естественном языке).
  • Табличный способ (с помощью таблиц).
  • Графический способ (на языке блок-схем).
  • Программный способ (на формальном языке).

Алгоритм РАЗМИНКА под музыку выполняют алгоритм (слайд 7).

  • Язык блок-схем

Ребята, а где вы встречали алгоритмы, записанные словесным способом?

  • А табличным способом?

А язык блок-схем и программный мы с вами более подробно изучим на наших уроках.

Я просила ученика подготовить материал для изучения языка блок-схем. Пожалуйста! (показ презентации ученика "Язык блок-схем")

Спасибо! Ребята, запишите заголовок по центру тетради Язык блок-схем.

Вернёмся к блокам.

V. ФПН

Мы с вами будем составлять блок-схемы как в тетради, так и с помощью программы Dia. Она позволяет создать блок-схемы по принципу графического редактора.

Давайте зарисуем блоки по образцу и с пояснениями (слайд 8).

А теперь послушайте задание (слайд 9): на 4 балла

Задание. Зарисовать блок-схему нахождения площади прямоугольника S по двум сторонам а и b в тетради (демонстрирует). на 5 баллов

Задание. Зарисовать блок-схему нахождения площади квадрата S по стороне

- А теперь проверим правильность выполнения задания, а вы ставите балл в оценочный лист (показать ответы).

VI. ИТОГ

Наш урок подходит к концу, подсчитайте набранное количество баллов и поставьте по критериям оценку за урок.

Кроме этой оценки, ученик, подготовивший презентацию, получает дополнительную оценку за объяснение языка блок-схем "5".

И немного ярких красок давайте добавим вот на этот цветок. Сейчас каждый будет выходить, и раскрашивать свой лепесток с объяснением (рефлексия "Цветок").

VII. Д/3 (слайд 10)

Материал в тетради (для всех).

Составить алгоритм приготовления любого простого кулинарного блюда в виде блок-схемы (по желанию).

- Для образца я вам раздам "Алгоритм приготовления чая".