Речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослого и зависит от окружающей среды, в которой растет и развивается ребенок.
К.Д. Ушинский доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретаемых знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка.
Педагог должен организовать обстановку так, чтобы дети могли из нее непринужденно и свободно черпать представления, понятия, образы; создать условия, в которых у них возникло бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь. Организованная обстановка - это фундамент на котором должно строится воспитание и который обуславливает развитие языка.
Основными задачами развития речи являются воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматического строя речи, закрепление и активизация словаря, формирование разговорной и развитие связной речи.
Обучая малыша родной речи, мы одновременно способствуем развитию его интеллекта и высших эмоций.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал “Родное слово- основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний”.
Поэтому речевое развитие занимает одно из главных мест в подготовке детей к школе.
Задачи: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, закрепление темы "Грибы".
Оборудование: Компьютер, проектор, дидактические картинки с грибами, фланелеграф.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята вы были в лесу осенью?
(Рассказ про осенний лес, слайд 2)
Воспитатель: А грибы собирали ?
(Рассказ по картинке какие бывают грибы)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру.
1. Игра “Третий лишний”
Детям предлагаются три картинки, две со съедобными грибами, одна с несъедобным грибом. Нужно выбрать два съедобных гриба. (3-4 слайды)
2. Игра на развитие звуковой культуры речи “Съедобные грибы”
- В траве сидят сестрички, три рыжие …(лисички)
- Эти дружные ребята называются…(опята)
- В березовой роще растет этот гриб и называется он…(подберезовик)
- Сидит на полянке, кричит ну-ка съежка и называется он…(сыроежка) (слайд 5)
3. Игра “Волшебные грибы”
(Упражняемся в подборе прилагательных) (слайд 6)
Воспитатель: Какие могут быть грибы ? (съедобные, несъедобные, ядовитые, полезные, жареные, вареные, соленые, маринованные, сушеные, большие, маленькие…)
Воспитатель: Ребята смотрите нам пришло письмо. Незнайка просит помочь ему собрать съедобные грибы, поможем ему? Тогда отправляемся в осенний лес. (слайд 7)
Воспитатель: Здравствуй незнайка , мы с ребятами получили твое письмо и отправились тебе на помощь.
Незнайка: Здравствуйте ребята, помогите мне пожалуйста собрать грибы.
4. Дидактическая игра “Собери грибы”
Воспитатель: Давайте подскажем незнайке какие можно собирать грибы, а какие нельзя. (слайд 8)
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте вспомним какой гриб, где растет.
Воспитатель: Какой гриб растет под березой? (слайд 9)
- Какие грибы растут на пеньке? (слайд 10)
- Какие грибы растут на лесной полянке? (слайд 11)
- Какие грибы растут под хвойными деревьями? (слайд 12)
Незнайка: Спасибо ребята за помощь, благодаря вам я узнал какие грибы съедобные, а какие не съедобные, где они растут и что с ними можно делать, до свидания ребята. (слайд 13)