Цель урока: Познакомитьучащихся с историческими событиями, связанными с Крещением Руси
Задачи урока:
- узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси.
- понять, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны
Оборудование урока: раздаточный материал, мультимедиа проектор (урок сопровождается мультимедийной презентацией)
Ключевые понятия и даты: реформа, христианство, 988 г.
План урока
1. Причины религиозной реформы.
2. Языческая реформа.
3. Крещение Руси.
4. Что такое христианство
Ход урока
I. Изучение новой темы
1. Причины религиозной реформы
Беседа с учащимися
- Давайте вспомним приверженцами, какой веры были славяне? (язычники)
- Кто такой язычник? (человек, который верит во многих богов)
- Что олицетворяли славянские боги? (силы природы)
- Какую роль в жизни славян играли боги?
Князь Владимир стремился объединить славянские племена и защитить русские земли от кочевников. Поэтому он решил провести религиозную реформу. Её девизом стали слова - "Один бог на небе, один князь - на земле". С именем князя Владимира связано важное событие - в 988 году Русь приняла новую веру - христианство.
Записать в тетрадь
РЕФОРМА - преобразования, изменения направленные на улучшение.
2. Языческая реформа
Работа с документом
И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот".
Вопросы к документу
- Ребята, как вы думаете, что попытался сделать Владимир?
- С какой целью он проводит реформу?
Итак, вначале Владимир решил провести языческую реформу и провозгласил верховным богом Перуна. Остальные боги были сохранены, но "подчинялись" Перуну.
Однако эта реформа провалилась.
- Как вы думаете почему провалилась эта реформа?
Славяне не понимали, почему Перун вдруг стал главным богом и поэтому они продолжали поклоняться и остальным богам, причем каждое племя по-прежнему почитало своего бога.
Работа с документом
Вышел Владимир на Днепр, и собралось там людей без числа. Владимир взял царицу, и Анастаса, и попов корсунских, взял и сосуды церковные, и иконы, двух медных идолов и четырех медных коней, что и ныне стоят за церковью святой Богородицы Десятинной и о которых невежды мнят, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам пришел в Киев.
Когда Владимир пришел в Киев, он повелел опрокинуть кумиры - одних велел изрубить, а других предать огню. Перуна же повелел привязать к хвосту коня и волочить с горы по Боричеву взвозу к ручью и приставил двенадцать мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь учувствует, но на поругание бесу, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездье от людей. "Велик ты, Господи, и чудны дела твои!" Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем!
Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо еще не приняли они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им:
- Если пристанет где к берегу, отпихивайте его, а когда пройдет пороги, тогда оставьте его.
Они же исполнили, что им было ведено. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло то место Перуньей отмелью, как слывет и до сего дня. Затем послал Владимир по всему городу сказать:
- Если не придет кто завтра на реку креститься - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом. Услышав это, с радостью пошли люди, говоря:
- Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь и бояре. Наутро вышел Владимир с попами царицыными и с корсунскими на Днепр, и собралось там людей без числа. Вошли в воду и стояли одни по шею, а другие по грудь, молодые у берега, иные держали младенцев, а совершенные летами бродили по воде, попы же стояли и совершали молитвы. И была радость на небесах и на земле о стольких спасаемых душах, а дьявол говорил, стеная:
- Увы мне! Прогоняют меня отсюда! Здесь я мнил иметь жилище и веселился, что служили мне. И вот уже побежден не апостолами, не мясниками, а неведавшим гласа Божьего. И не буду я царствовать здесь.
Люди, крестившись, пошли каждый в дом свой. Владимир же повелел рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял кумир Перуна и другие и где творили им жертвы князь и люди.
И по другим городам начал ставить церкви н определять попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в ученье книжное. Матери же детей этих плакали по ним, как по мертвым, ибо не утвердились они еще в вере.
Владимир просветился сам, и сыновья его, и земля его. И посадил Владимир сыновей своих - Изяслава в Полоцке, Ярослава в Новгороде, Святополка в Турове, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Мстислава же в Тмуторокани. И сказал Владимир:
- Нехорошо, что мало городов около Киева.
И начал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суде, и по Стугне. И стал набирать лучших мужей от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей и ими населил города те. Ибо была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их.
Вопросы и задания:
- Назови причины крещения самого князя Владимира.
- Как князь поступил с кумирами?
- Зачем устраивалось избиение кумиров?
- Добровольно ли крестились жители Киева по описанию летописца?
- Что принесло христианство для людей Древней Руси?
3. Крещение Руси
Владимир начал искать другую религию. По преданию он пригласил послов из Волжской Булгарии (ислам), Хазарии (иудаизм) и Византии(православие) и они рассказали ему о своей вере. Затем в эти страны были направлены послы князя и только выслушав их отчет, Владимир остановил свой выбор на христианстве. Сам князь крестился во время своей поездки в (Херсонес)Корсунь.
4. Что такое христианство
Принятие христианства сыграло огромную роль внашей истории-вера в бога спасителя делала людей честнее, терпимее, учила уважать государственную власть, помогать бедным и несчастным.
На Руси укрепилась власть князя, распространилась письменность, образованность развивалась культура. Древнерусское государство перестало считаться языческим и вошло в число европейских христианских стран.
Записать на доске и в тетради
II. Закрепление
Беседа по вопросам
- Как распространялось христианство?
- Как христианство пришло на Русь?
- Кто принял христианство, какова причина принятия христианства?
- Что изменилось с принятием христианства на Руси, как преобразило христианство Русь?
- Под каким прозвищем князь Владимир вошёл в народное сознание?
Домашнее задание
Напишите мини-сочинение на тему: "Крещение Руси как начало великой русской культуры".