"...человечество действительно
нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и
замечательных талантах. Если это так, то откуда
они возьмутся?
Их нужно выискивать, развивать и давать им
возможность реализации"
Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989), генетик, эволюционист
В настоящее время выявление и развитие одаренных детей является актуальной проблемой современного образования. Именно такие дети, способные к самообразованию и саморазвитию являются интеллектуальным богатством страны.
Что же понимается под термином “одаренность” и “одаренный ребенок”?
“Одаренность” происходит от слова “дар” и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды (игровой, учебной, трудовой).
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: “все дети являются одаренными” — “одаренные дети встречаются крайне редко”. Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.
Многолетние исследования психологов дают основание для вывода о том, что выявить одаренного ребенка очень сложно.
Для этого необходимо знать основные признаки одаренности, которые проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.
Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “могу” и “хочу”, поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный (могу) и мотивационный (хочу).
Инструментальный аспект поведения |
Мотивационный аспект поведения |
Характеризует способы деятельности
ребенка. Выделяются три основных уровня
успешности деятельности: – быстрое освоение
деятельности и высокая успешность ее выполнения;
– использование и изобретение новых способов
деятельности в условиях поиска решения в
заданной ситуации; – выдвижение новых целей
деятельности за счет более глубокого овладения
предметом, ведущее к новому видению ситуации и
объясняющее появление неожиданных на первый
взгляд идей и решений. Особый тип организации
знаний одаренного ребенка:
|
Характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Признаки: Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности; высокая увлеченность каким-либо предметом или деятельностью; неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов; высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству. Наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии. Мотивация является “запускным механизмом” всякой человеческой деятельности. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. |
Однако поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание и ориентировать на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.
Итак, выделяют следующие критерии видов одаренности:
- Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
- Степень сформированности.
- Форма проявлений.
- Широта проявлений в различных видах деятельности.
- Особенности возрастного развития.
Соответственно можно выделить следующие категории одарённых детей:
- Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями – интеллектуальная сфера.
- Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями – сфера академических достижений.
- Дети с высокими художественными способностями – сфера художественной деятельности.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
- Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психологического склада – творчество.
- Дети демонстрируют хороший уровень двигательных навыков – двигательная сфера.
Рассмотрим виды одаренности по степени ее сформированности и по форме проявления.
По степени сформированности выделяют актуальную одаренность и потенциальную одаренность
Актуальная одаренность – психологическая характеристика ребенка с такими уже достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности, в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.
В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети, или вундеркинды.
Потенциальная одаренность— это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенный потенциал для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).
Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.
По форме проявления можно судить о явной одаренности или скрытой.
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому учителю с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить “зону ближайшего развития” и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким “перспективным ребенком”.
Скрытая одаренность проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу “неперспективных” и лишить необходимой помощи и поддержки. Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п.
По критерию “широта проявлений в различных видах деятельности” можно выделить
— общую одаренность;
— специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).
Таким образом, многообразие сторон одарённости свидетельствует о том, что выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.
Такой процесс невозможен без сотрудничества с родителями. Только в процессе взаимодействия можно успешно решить проблему развития личности, особенно личности одарённой
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать “на глазок”, ориентируясь только на интуицию. Необходимо знать особенности каждой семьи, её отношение к школе, переменам в образовании.
Поэтому подготовку к построению индивидуального маршрута развития ребёнка начинаю задолго до поступления его в школу.
В ходе бесед с воспитателями, изучая документы дошкольников, я опосредованно знакомлюсь с семьями моих будущих учеников. Анализируя полученную информацию, составляю “Социальный паспорт” каждой семьи, где указываю состав и возраст родителей, количество детей, каким по счёту является мой будущий ученик, сферу занятости родителей, образовательный и социальный уровень. В совокупности эти данные предсказывают уровень развития ребёнка.
Часто родителями одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок — единственный смысл жизни. Еще чаще одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка.
Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.
Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.
Параллельно во время посещения занятий, праздников, концертов знакомлюсь с будущими первоклашками.
Второй шаг – первые встречи с родителями в школе. Собеседования в неформальной обстановке способствуют установлению доверительных отношений. Я даю возможность родителям рассказать всё то о своей семье, с чем бы хотели они меня познакомить, выясняю необходимые сведения для своей дальнейшей работы:
– особенности здоровья ребёнка;
– особенности характера;
– образ жизни семьи;
– микроклимат семьи и т.д.
Такая форма работы позволяет установить особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Хотя такое внимание впоследствии может мешать развитию самостоятельности, однако именно оно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей.
До первого родительского собрания у первоклассников, а у родителей на собрании, провожу анкетирование “Палитра интересов”.
Анкета включает вопросы, направленные на выявление способностей и склонностей детей в различных сферах деятельности – двигательной, творческой, интеллектуальной и лидерской. У одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам, в этом случае следует рассматривать определенную направленность интересов младшего школьника.
Анализируя ответы в анкетах, условно выделяю следующие категории одарённых детей:
- Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
- Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
- Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психологического склада.
- Дети с высокой двигательной активностью.
Для родителей провожу конференцию “Одарённые дети. Степень влияния педагогов и родителей на их развитие”.
В заключение совместной работы прошу родителей отнести своего ребёнка по имеющимся у него способностям к одной из шести сфер одарённости.
Серьёзный разговор заканчиваю пожеланием: родители, которые желают своим детям достичь больших высот в жизни, хотят, чтобы их дети были успешными, необходимо постоянное сотрудничество с ними и их учителями, положительное отношение ко всем начинаниям детей. Если они, родители будут ответственно относиться к своим родительским обязанностям, то ребёнок действительно станет таким, каким вы (родители) его себе представили, внимательно проанализировав способности в разных сферах деятельности.
Совместно с родителями ставим цель: Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также – одарённых детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии.
Для достижения цели определили задачи:
Таким образом, подготовленные родители становятся полноправными участниками учебно-воспитательного процесса в классе.
Следующий шаг – создание вместе с детьми маршрута для развития способностей и его реализация.
Презентуются следующие формы работы с детьми по категориям одарённости.
1. Интеллектуальная категория
- Занятия по свободному выбору — факультативные (организация малых групп).
Такая форма организации позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей:
- “Логика”, “Очумелые ручки”, “Почемучки”, “Заниматика”, “Грамматейка” (родители помогают детям выбрать занятие, которое можно по желанию поменять).
- Детское научное общество, конференция “Первые шаги в науку” – на первом этапе работа проводится с родителями по изучению создания исследовательской работы или реферата, затем только постепенно обучение написанию работ проходят дети.
- Участие в конкурсах, олимпиадах за пределами школы.
2. Творческая и художественная категория
- танцевальный кружок
- театральные постановки с родителями
- конкурсы сочинений, стихотворений, рисунков
- выставки, музеи
3. Общения и лидерства — особый дар свойственной далеко не всем людям, умение общаться, умение завладеть вниманием окружающих.
Это проявляется через работу органов ученического самоуправления в классе:
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны – воспитание патриотических чувств, чувства сострадания к ближним и родным;
- Литературные гостиные – способствуют развитию творческого воображения, уважительное общение со взрослыми;
- Выступления в детских садах – формируют доброжелательное отношение к младшим.
4. Двигательная или спортивная категория
- занятие по выбору “Быстрые, смелые, ловкие”,
- соревнования в классе, между классами – развивают двигательные навыки
- “Малые олимпийские игры”
2 этап. Выбор занятий по интересам и склонностям
Обучение детей в системе дополнительного образования предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
В начале года приглашаю для детей и на родительские собрание представителей из спортивной школы, художественной, музыкальной, центра дополнительного образования детей и как результат 93-95% учащихся обучаются дополнительно.
Современные исследования показывают, что для достижения высокого уровня в любой области даже очень способные дети нуждаются в одобрении, общении и постоянной моральной поддержке.
Вместе с родителями продумываем разумную систему поощрения успехов одарённого ребёнка. У учащихся важно сформировать понятие: результат – не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.
Одаренность—конечно, дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность—пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный—философ и шут,
Чаще всего, ещё трудный ребенок.
Остается проблема раннего выявления одаренного ребенка, обеспечение грамотной педагогической поддержкой его гармонического развития и социализации.