Литературный ринг по творчеству А.С. Пушкина

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Цели:

  • Обобщить знания учащихся по теме: "Творчество А.С.Пушкина".
  • Формировать навыки коллективной работы, умения работать сообща, согласовывать свои действия.
  • Воспитывать интерес к русской поэзии, к чтению, к творчеству Пушкина.
  • Развивать познавательный интерес, мышление, речь.

Оборудование:

  • презентация: "Литературный ринг";
  • выставка книг со сказками и стихами А.С.Пушкина;
  • таблица ответов к 1 раунду (Приложение 1);
  • карточки для игры со стихами А.С.Пушкина (Приложение 2);
  • карточки для игры со стихами А.С.Пушкина (Приложение 3);
  • иллюстрации из сказок Пушкина;
  • сводная таблица баллов (Приложение 4);
  • медали для победителей по номинациям (Приложение 5).

Приложения 1-5.

Структура игры:

Литературный ринг проводится в форме игры-соревнования двух команд. Названия команды придумывают сами в соответствии с названиями литературных произведений или героев из сказок Пушкина, выбирают капитана. Задания сообщаются в каждом раунде, некоторые задания выдаются на печатных листах За правильно выполненное задание команда получает определённое количество баллов, которые заносятся в сводную таблицу.

Игра в форме литературного ринга может проводиться как среди учащихся одного класса, так и среди учащихся параллельных классов. Количество команд можно увеличить. в зависимости от количества участников.

Ход игры

Организационный момент.

Ведущий: Добро пожаловать на наш литературный ринг. < Cлайд 1>

Сегодня вам предстоит состязание между двумя командами (названия команд). Судить дружеский бой будет многоуважаемое жюри (представление жюри). Ринг будет состоять из раундов -конкурсов по прочитанным произведениям великого русского поэта А.С.Пушкина.

Чтобы стать победителем, нужно правильно и быстро выполнять задания. Готовы?

Пусть победят сильнейшие. Итак, начинаем игру.

Показ презентации.

I раунд - Биографический < Cлайд 2> ( Приложение 1)

На экране по очереди появляются вопросы и 4 варианта ответов к каждому. Команды, обсуждая, отмечают ответы на листах ответов и сдают листы жюри. Жюри проверяет правильность ответов и выставляет за каждый правильный ответ по 1 баллу, результаты заносятся в таблицу. Максимальное количество баллов в этом раунде-5.

1.Укажите портрет А.С.Пушкина < Cлайд 3 >

  1. А
  2. В
  3. С
  4. D

(А-изображение портрета Н.В.Гоголя, В- изображение портрета М.Ю.Лермонтова, С- изображение портрета А.С.Пушкина, D- изображение портрета Л.Н.Толстого)

Ответ - С

2. Укажите годы жизни А..Пушкина < Cлайд 4>

А 1814-1841

B 1799-1837

C 1809-1852

D 1828-1910

Ответ - В

3. Укажите место рождения А.С.Пушкина < Cлайд 5>

А г.Санкт-Петербург

В с.Михайловское

C г.Москва

D Царское село

Ответ - C

4. Как звали няню А.С.Пушкина? < Cлайд 6 >

A Мария Алексеевна

В Арина Ивановна

C Арина Родионовна

D Ирина Родионовна

Ответ - С

5. В каком учебном заведении учился А.С.Пушкин? < Cлайд 7>

A Московская гимназия

B Царскосельский лицей

С Петербургская гимназия

D Михайловский лицей

Ответ - В

II раунд - Поэтический < Cлайд 8>

Этот раунд состоит из двух конкурсов.

1. Заполни пропуски и вспомни названия. < Cлайд 9> (Приложение 2 )

Команды получают одинаковые карточки со строчками из известных стихотворений Пушкина. В каждом стихотворении есть пропущенные слова. Команды, совещаясь ,заполняют пропуски. За каждое правильно записанное слово команда получает 1 балл. Команда, выполнившая первой задание, получает ещё 1 балл. К каждому стихотворению нужно записать название.

Максимальное количество баллов за конкурс -18.

1.Буря мглою _______ кроет,

Вихри _________ крутя;

То как зверь она ________,

То ___________ , как дитя.

( "________ _______")

2.Подруга дней моих _________,

Голубка ___________ моя!

Одна в глуши лесов_________

Давно, _______ ты ждёшь меня.

( "_________")

3.Сквозь волнистые ________

Пробирается __________ ,

На ____________ поляны

Льет печально _______ она.

( "_______ _____")

2. Восстанови порядок в стихотворении. Запиши его название. < Cлайд 10 > (Приложение 3)

Каждая команда получает по 2 карточки со стихами Пушкина. Строчки в стихотворениях записаны не по порядку. Команды обсуждают и выполняют задание в карточках. Кто установит правильный порядок в стихах, получает по 2 балла за каждое стихотворение, за скорость - 1 балл. За определение названия ещё по 1 баллу. Максимальное количество баллов -7.

1. Унылая пора! Очей очарованье!
Люблю я пышное природы увяданье,
Приятна мне твоя прощальная краса-

В багрец и в золото одетые леса.
( "________")

2.Под голубыми небесами
Великолепными коврами ,
Прозрачный лес один чернеет,
Блестя на солнце, снег лежит;
И речка подо льдом блестит.
И ель сквозь иней зеленеет,
("_______ ____" )

При подведении итогов II раунда просматриваются правильные ответы < Cлайды 11-13>

Результаты заносятся в таблицу.

III раунд - Детективный < Cлайд 14 >

На экране появляются 3 иллюстрации к сказкам и описание одного из героев.

Задание - определить и назвать героя и сказку, в которой он действует. За каждый правильный ответ-2 балла (названы герой и сказка). Команды выбирают вопрос по очереди, обсуждают ответ в команде в течение минуты, отвечают.

Максимальное количество баллов одной команде за конкурс - 6 баллов.

1.

В дорогой собольей душегрейке, < Cлайды 15-16>
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги погрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки. (Старуха "Сказка о рыбаке и рыбке" )

2.

Высока, стройна, бела, < Cлайды 17-18>
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (Царица из "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях")

3.

Смолоду был грозен он < Cлайды 19-20>
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел. (Царь Дадон "Сказка о золотом петушке")

4.

Тихомолком расцветая, < Cлайды 21-22>
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. (Царевна из "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях")

5.

Спит себе на соломе, < Cлайды 23-24>
Ест за четверых,
Работает за семерых;
Досветла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит... (Балда "Сказка о попе и работнике его Балде" )

6.

Днем свет божий затмевает, < Cлайды 25-26>
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит. (Царевна Лебедь "Сказка о царе Салтане")

Правильные ответы появляются на следующем после вопроса слайде вместе с иллюстрацией к ответу.

Итоги раунда заносятся в таблицу.

Физминутка

IV раунд - "Что за прелесть эти сказки!" < Cлайды 27 -32 >

На экране появляются по одному слова из сказки. Команда получает больше баллов, если угадала сказку после открытия наименьшего количества слов (1 слово-5 баллов, 2 слова-4 балла и т.д.)

Максимальное количество баллов одной команде за конкурс - 15 баллов.

1. Жил старик со своею старухою ("Сказка о рыбаке и рыбке" )

2. Жил был поп, толоконный лоб("Сказка о попе и о работнике его Балде" )

3. Три девицы под окном пряли( "Сказка о царе Салтане" )

4. Царь с царицею простился, в путь дорогу..("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" )

5. Какая сказка заканчивается словами: "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок." ("Сказка о золотом петушке" )

Правильные ответы появляются на следующем после вопроса слайде. Итоги раунда заносятся в таблицу.

V раунд - Эрудит < Cлайды 33-43>

Команды по очереди приступают к заданию -выбирают один из четырёх ответов на предложенный вопрос. Каждый правильный ответ - 1 балл.

Максимальное количество баллов одной команде за конкурс - 5 баллов.

1. Средство передвижения Гвидона и его матери по морю. (В бочка)

2. Сколько раз старик ходил к морю и просил золотую рыбку? (В 5)

3. Сколько братьев было у царевны Лебеди? ( D 33)

4. Сколько просьб старика выполнила рыбка? (В 4)

5. Когда родился князь Гвидон? к исходу сентября)

6. В кого не превращался князь Гвидон? ( D муравей)

7. Сколько лет рыбачил на море старик? (D 33)

8. Какого предмета не было в "Сказке о царе Салтане"?( С зеркальце)

9. К кому не обращался царевич Елисей? (D река)

10. В кого не смогла превратить рыбка старуху?(С во владычицу морскую)

Правильные ответы появляются на следующем после вопроса слайде. Итоги раунда заносятся в таблицу.

Подведение итогов

Ведущий. Наш литературный ринг подошёл к концу. < Cлайд 44 >

Вы побывали в трёх разных жанрах литературы: поэзия, детектив, сказка, проявили смекалку, сообразительность, умение работать сообща. Надеюсь, что это соревнование не последнее. "Главное - не победа, а участие!"

Жюри объявляет итоги литературного ринга, называет победителя. По номинациям "Поэтическая тетрадь", "Страницы биографии","Эрудит", "Что за прелесть эти сказки" вручаются медали отличившимся учащимся.

Список литературы.

1. А.С.Пушкин. Избранные произведения.-М.:"Детгиз",1959г.

2. А.Гессен. ":Москва, я думал о тебе!"-М.: изд. "Дет.литература", 1968г.

3. Алтарёва С.Г.,Храмова М.А., и др. Календарные, фольклорные и тематические праздники:1-4 кл.-М.: ВАКО, 2006г.

4. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 кл.- М.: ВАКО, 2006.