Цели:
- Обобщить знания учащихся по теме: "Творчество А.С.Пушкина".
- Формировать навыки коллективной работы, умения работать сообща, согласовывать свои действия.
- Воспитывать интерес к русской поэзии, к чтению, к творчеству Пушкина.
- Развивать познавательный интерес, мышление, речь.
Оборудование:
- презентация: "Литературный ринг";
- выставка книг со сказками и стихами А.С.Пушкина;
- таблица ответов к 1 раунду (Приложение 1);
- карточки для игры со стихами А.С.Пушкина (Приложение 2);
- карточки для игры со стихами А.С.Пушкина (Приложение 3);
- иллюстрации из сказок Пушкина;
- сводная таблица баллов (Приложение 4);
- медали для победителей по номинациям (Приложение 5).
Структура игры:
Литературный ринг проводится в форме игры-соревнования двух команд. Названия команды придумывают сами в соответствии с названиями литературных произведений или героев из сказок Пушкина, выбирают капитана. Задания сообщаются в каждом раунде, некоторые задания выдаются на печатных листах За правильно выполненное задание команда получает определённое количество баллов, которые заносятся в сводную таблицу.
Игра в форме литературного ринга может проводиться как среди учащихся одного класса, так и среди учащихся параллельных классов. Количество команд можно увеличить. в зависимости от количества участников.
Ход игры
Организационный момент.
Ведущий: Добро пожаловать на наш литературный ринг. < Cлайд 1>
Сегодня вам предстоит состязание между двумя командами (названия команд). Судить дружеский бой будет многоуважаемое жюри (представление жюри). Ринг будет состоять из раундов -конкурсов по прочитанным произведениям великого русского поэта А.С.Пушкина.
Чтобы стать победителем, нужно правильно и быстро выполнять задания. Готовы?
Пусть победят сильнейшие. Итак, начинаем игру.
Показ презентации.
I раунд - Биографический < Cлайд 2> ( Приложение 1)
На экране по очереди появляются вопросы и 4 варианта ответов к каждому. Команды, обсуждая, отмечают ответы на листах ответов и сдают листы жюри. Жюри проверяет правильность ответов и выставляет за каждый правильный ответ по 1 баллу, результаты заносятся в таблицу. Максимальное количество баллов в этом раунде-5.
1.Укажите портрет А.С.Пушкина < Cлайд 3 >
- А
- В
- С
- D
(А-изображение портрета Н.В.Гоголя, В- изображение портрета М.Ю.Лермонтова, С- изображение портрета А.С.Пушкина, D- изображение портрета Л.Н.Толстого)
Ответ - С
2. Укажите годы жизни А..Пушкина < Cлайд 4>
А 1814-1841
B 1799-1837
C 1809-1852
D 1828-1910
Ответ - В
3. Укажите место рождения А.С.Пушкина < Cлайд 5>
А г.Санкт-Петербург
В с.Михайловское
C г.Москва
D Царское село
Ответ - C
4. Как звали няню А.С.Пушкина? < Cлайд 6 >
A Мария Алексеевна
В Арина Ивановна
C Арина Родионовна
D Ирина Родионовна
Ответ - С
5. В каком учебном заведении учился А.С.Пушкин? < Cлайд 7>
A Московская гимназия
B Царскосельский лицей
С Петербургская гимназия
D Михайловский лицей
Ответ - В
II раунд - Поэтический < Cлайд 8>
Этот раунд состоит из двух конкурсов.
1. Заполни пропуски и вспомни названия. < Cлайд 9> (Приложение 2 )
Команды получают одинаковые карточки со строчками из известных стихотворений Пушкина. В каждом стихотворении есть пропущенные слова. Команды, совещаясь ,заполняют пропуски. За каждое правильно записанное слово команда получает 1 балл. Команда, выполнившая первой задание, получает ещё 1 балл. К каждому стихотворению нужно записать название.
Максимальное количество баллов за конкурс -18.
1.Буря мглою _______ кроет, Вихри _________ крутя; То как зверь она ________, То ___________ , как дитя. ( "________ _______") |
2.Подруга дней моих _________, Голубка ___________ моя! Одна в глуши лесов_________ Давно, _______ ты ждёшь меня. ( "_________") |
3.Сквозь волнистые ________ Пробирается __________ , На ____________ поляны Льет печально _______ она. ( "_______ _____") |
2. Восстанови порядок в стихотворении. Запиши его название. < Cлайд 10 > (Приложение 3)
Каждая команда получает по 2 карточки со стихами Пушкина. Строчки в стихотворениях записаны не по порядку. Команды обсуждают и выполняют задание в карточках. Кто установит правильный порядок в стихах, получает по 2 балла за каждое стихотворение, за скорость - 1 балл. За определение названия ещё по 1 баллу. Максимальное количество баллов -7.
1. Унылая пора! Очей очарованье! Люблю я пышное природы увяданье, Приятна мне твоя прощальная краса- В багрец и в
золото одетые леса. |
2.Под голубыми небесами Великолепными коврами , Прозрачный лес один чернеет, Блестя на солнце, снег лежит; И речка подо льдом блестит. И ель сквозь иней зеленеет, ("_______ ____" ) |
При подведении итогов II раунда просматриваются правильные ответы < Cлайды 11-13>
Результаты заносятся в таблицу.
III раунд - Детективный < Cлайд 14 >
На экране появляются 3 иллюстрации к сказкам и описание одного из героев.
Задание - определить и назвать героя и сказку, в которой он действует. За каждый правильный ответ-2 балла (названы герой и сказка). Команды выбирают вопрос по очереди, обсуждают ответ в команде в течение минуты, отвечают.
Максимальное количество баллов одной команде за конкурс - 6 баллов.
1.
В дорогой собольей душегрейке, < Cлайды 15-16>
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги погрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки. (Старуха "Сказка о рыбаке и рыбке" )
2.
Высока, стройна, бела, < Cлайды 17-18>
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (Царица из "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях")
3.
Смолоду был грозен он < Cлайды 19-20>
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел. (Царь Дадон "Сказка о золотом петушке")
4.
Тихомолком расцветая, < Cлайды 21-22>
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. (Царевна из "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях")
5.
Спит себе на соломе, < Cлайды 23-24>
Ест за четверых,
Работает за семерых;
Досветла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит... (Балда "Сказка о попе и работнике его Балде" )
6.
Днем свет божий затмевает, < Cлайды 25-26>
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит. (Царевна Лебедь "Сказка о царе Салтане")
Правильные ответы появляются на следующем после вопроса слайде вместе с иллюстрацией к ответу.
Итоги раунда заносятся в таблицу.
Физминутка
IV раунд - "Что за прелесть эти сказки!" < Cлайды 27 -32 >
На экране появляются по одному слова из сказки. Команда получает больше баллов, если угадала сказку после открытия наименьшего количества слов (1 слово-5 баллов, 2 слова-4 балла и т.д.)
Максимальное количество баллов одной команде за конкурс - 15 баллов.
1. Жил старик со своею старухою ("Сказка о рыбаке и рыбке" )
2. Жил был поп, толоконный лоб("Сказка о попе и о работнике его Балде" )
3. Три девицы под окном пряли( "Сказка о царе Салтане" )
4. Царь с царицею простился, в путь дорогу..("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" )
5. Какая сказка заканчивается словами: "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок." ("Сказка о золотом петушке" )
Правильные ответы появляются на следующем после вопроса слайде. Итоги раунда заносятся в таблицу.
V раунд - Эрудит < Cлайды 33-43>
Команды по очереди приступают к заданию -выбирают один из четырёх ответов на предложенный вопрос. Каждый правильный ответ - 1 балл.
Максимальное количество баллов одной команде за конкурс - 5 баллов.
1. Средство передвижения Гвидона и его матери по морю. (В бочка)
2. Сколько раз старик ходил к морю и просил золотую рыбку? (В 5)
3. Сколько братьев было у царевны Лебеди? ( D 33)
4. Сколько просьб старика выполнила рыбка? (В 4)
5. Когда родился князь Гвидон? (А к исходу сентября)
6. В кого не превращался князь Гвидон? ( D муравей)
7. Сколько лет рыбачил на море старик? (D 33)
8. Какого предмета не было в "Сказке о царе Салтане"?( С зеркальце)
9. К кому не обращался царевич Елисей? (D река)
10. В кого не смогла превратить рыбка старуху?(С во владычицу морскую)
Правильные ответы появляются на следующем после вопроса слайде. Итоги раунда заносятся в таблицу.
Подведение итогов
Ведущий. Наш литературный ринг подошёл к концу. < Cлайд 44 >
Вы побывали в трёх разных жанрах литературы: поэзия, детектив, сказка, проявили смекалку, сообразительность, умение работать сообща. Надеюсь, что это соревнование не последнее. "Главное - не победа, а участие!"
Жюри объявляет итоги литературного ринга, называет победителя. По номинациям "Поэтическая тетрадь", "Страницы биографии","Эрудит", "Что за прелесть эти сказки" вручаются медали отличившимся учащимся.
Список литературы.
1. А.С.Пушкин. Избранные произведения.-М.:"Детгиз",1959г.
2. А.Гессен. ":Москва, я думал о тебе!"-М.: изд. "Дет.литература", 1968г.
3. Алтарёва С.Г.,Храмова М.А., и др. Календарные, фольклорные и тематические праздники:1-4 кл.-М.: ВАКО, 2006г.
4. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 кл.- М.: ВАКО, 2006.