Открытый урок биологии в 11-м классе "Этапы эволюции человека"

Разделы: Биология


Цель:

  • Сформировать у учащихся представления об общих предках человека и человекообразных обезьян, о древнейших, древних и ископаемых людях современного типа.
  • Научить школьников сравнивать предков человека и объяснить их сходства и различия; выявлять черты биологической и социальной организации у каждого из них.
  • Убедить старшеклассников в том, что человек мог произойти длительный путь исторического развития, сопровождающийся постепенным усложнением его биологической и социальной организации.
  • Развивать у учащихся умение выделять прогрессивные черты в облике и образе жизни предков современного человека и объяснять причины их появления в процессе эволюции.

Метод урока: лекция

Форма учебной деятельности: экскурсия в музее Антропологии

Оборудование: таблицы, иллюстрирующие этапы и направления эволюции человека, ИКТ.

Термины: австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец.

Приложение 2

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, урок-экскурсия «Этапы эволюции человека». Мы отправляемся в экскурсию в музей Антропологии, чтобы узнать как произошло эволюция человека. Как и в любой экскурсии, вы возьмете с собой путеводители, тетради и ручки, с вами будут экскурсоводы. (Учитель раздает всем путеводители). Экскурсоводами являются сами учащиеся. Прежде чем отправится в экскурсии в тетрадях начертите таблицу и по – ходу экскурсии заполните ее.

Карта-путеводитель:

  • Зал «Загадки реки «Дирин урэх»»
  • Зал «Исходные формы – австралопитеки»
  • Зал «Древнейшие люди – питекантропы»
  • Зал «Древнейшие люди – синантропы»
  • Зал «Древние люди – неандертальцы»
  • Зал «Первые современные люди – кроманьонцы»

II. Изучение нового материала

Анализ палеонтологических находок позволяет выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян.

Посмотрим родословную человека и человекообразных обезьян (Приложение 1, слайд 3). Подчеркну, что представленная схема родословная человека носит гипотетический характер. Напомню также, что если название предковой формы оканчивается на «питек», то речь идет пока о еще обезьяне. Если в конце названия стоит «антроп», то перед вами – человек (слайд 4). Правда, это не означает что в его биологической организации обязательно отсутствуют признаки обезьяны. Необходимо понимать, что признаки человека в данном случае преобладают.

Олонхо – сахалар тылынан народнай айымньыларын мунутуур чыпчаалынан аатырар. Олонхо5о киьи аймах айыллыыта биир ураты миэстэни ылар. Олонхо5о этиллэринэн Уеьэ танаралар уол о5ону теретеллер. Ол Дьулуруйар Ньургун Боотур эбит. Саха ураанхай сайда, ууьуу турдун диэн Орто дойдуга аан бастакы дьоннору – Саха Саарын Тойону, Саабыйа Баай Хотуну туьэрэллэр. (отрывок песни из якутского эпоса-олонхо).

Вопросы: Эпоска хоьулларынан киьи аймах хайдах айыллыбыт эбитий? (Танаралар айбыттар)

А как же рассматривает наука на этот вопрос? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в экскурсию.

Зал «Загадка речки Дирин» (слайд 7, приложение 1)

  • 1982 год – на правой стороне речки Дирин были найдены остатки костей древних людей.
  • Они жили в каменном веке (примерный возраст 3800 лет).
  • По составу почвы – 3,2 – 1,8 млн. лет.
  • Орудии труда, которые были найдены в речке Дирин были похожи на использованных орудий труда Африканскими древними людьми.
  • Около Алдана, Индигирки тоже найдены остатки --– 35 – 10 тыс. лет

II. Зал «Исходные формы – австралопитеки» (слайд 8, учащиеся сами готовят заранее сообщение)

  • Исторический возраст – 1,5 – 5,5 млн лет
  • Место обнаружения – Южная Африка, Восточная Африка, ущелье Олдовай (Танзания), долина р. Омо (Эфиопия), р-н оз. Рудольф (Кения)
  • Вид – зинджантроп, парантроп, плезиантроп
  • Объем мозга – около 600 куб. см
  • Масса – до 70 кг
  • Рост – 150 – 155 см –
  • Особенности черепа – массивные челюсти, небольшие резцы и клыки
  • Орудия труда – палки, камни
  • Использование огня – отсутствовал
  • Речь – отсутствовал

III. Зал «Древнейшие люди – питекантропы» (слайд 9, учащиеся сами готовят заранее сообщение)

  • Исторический возраст – 1,6 млн лет – 200 тыс. лет
  • Место обнаружения – остров Ява
  • Вид – Homo erectus
  • Объем мозга – около 1100 куб. см
  • Рост – 165 – 170 см –
  • Особенности черепа – с мощным надглазничным валиком, уплощенным и низким сводом, выступающим затылком
  • Орудия труда – палки, камни более совершенные
  • Использование огня – поддерживал, но не умел добывать
  • Речь – зачаточная

IV. Зал «Древнейшие люди – синантропы» (слайд 11, учащиеся сами готовят заранее сообщение)

  • Исторический возраст – 1,6 млн – 400 тыс. лет
  • Место обнаружения – Китай, пещера Чжоу – Гоу – Дянь, близ Пекина
  • Вид – Homo erectus
  • Объем мозга – около 1000 куб. см
  • Рост – около 150 см –
  • Особенности черепа – более высокий лоб и свод черепа
  • Орудия труда – примитивные каменные орудия
  • Использование огня – поддерживал, но не умел добывать
  • Речь – зачаточная, примитивная

Вывод: (слайд12)

  • Эволюция насекомоядных млекопитающих, вероятно, привела к возникновению приматов.
  • Эволюция древних человекообразных обезьян привела в возникновению австралопитека, который, возможно, был непосредственным предком древнейших людей.
  • Древнейшие люди уже имели как черты биологической, так и признаки социальной организации.

V. Зал «Древние люди – неандертальцы» (слайд13, учащиеся сами готовят заранее сообщение)

  • Исторический возраст – 200 – 28 тыс. лет
  • Место обнаружения – Германия, долина Неандерталь реки Дюссель. В дальнейшем найдены более чем в 400 местах Евразии и Африки
  • Вид – Homo neanderthalensis
  • Объем мозга – около 1200 – 1400 куб. см
  • Рост – около 165 – 170 см –
  • Особенности черепа – сильно развит надглазничный
  • валик, приплюснутый сверху затылок, широкие зубы, слабо развитыы подбородочный выступ
  • Орудия труда – более совершенные кремниевые и костяные орудия
  • Использование огня – поддерживали и умели добывать огонь
  • Речь – зачаточная, продвинутая

Вывод: (слайд14)

  • У древних людей признаки социальной организации усиливаются и уже достигают значительного уровня развития.
  • Эволюция предков человека шла по пути увеличения объема мозга, совершенствования навыков труда и развития внутри групповых связей.
  • Возможно, предковой формой ископаемых людей современного типа был неандерталец.

VI. Зал «Первые современные люди – кроманьонцы» (слайд 15, учащиеся сами готовят заранее сообщение)

  • Исторический возраст – появились около 50 тыс. лет назад
  • Место обнаружения – Франция, грот Кроманьон. Найдены также на территориях Китая, Палестины, Чехии, в Африке и Азии, а в нашей стране – около Воронежа и Владимира
  • Вид – Homo sapiens, Человек разумный
  • Объем мозга – около 1350 – 1600 куб. см
  • Рост – около 165 – 170 см –
  • Особенности черепа – высокий лоб, отсутствие сплошного надглазничного валика, большой обьем мозга, хорошо развит подбородочный выступ, более изящные лицевой отдел и зубы
  • Орудия труда – разнообразные орудия из камня, кости и рога – резцы, скребки, сверла, иглы, наконечники для дротиков, стрел, копий и гарпунов
  • Использование огня – поддерживали и умели добывать огонь
  • Изготовление одежды, устройство жилья – умел сшивать шкуры животных и изготавливать из них одежду и жилье
  • Возникновение искусства – рисунки на стенках пещер, каменные и костяные фигурки
  • Речь – членораздельная

Вывод: (слайд 16)

  • Кроманьонец, являющийся представителем ископаемых людей современного типа, отличался высоким уровнем социальной организации, а по своим биологическим признакам уже был сходен с современным человеком.
  • Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.

III. Закрепление (слайд17)

  • От каких обезьян возникла эволюционная ветвь, ведущая к человеку?
  • По каким признакам можно утверждать, что древнейшие люди – это предки человека?
  • Какими современными методами можно определить возраст предковых форм человека?
  • Какие данные позволяют утверждать, что древние люди – это прогрессивный тип человека?

IV. Задание на дом (слайд18)

  • Повторить материал об этапах эволюции человека.
  • Докончить заполнение таблицы (используя учебник, № 62, 63)
  • Сравнить неандертальца и кроманьонца, выяснить их отличие и сходство.