Цель урока – развитие навыков слитного, раздельного и дефисного правописания неопределенных местоимений-существительных.
Задачи:
Обучающая – научить правильно писать неопределенные местоимения-существительные
Развивающая – развитие правописных навыков и орфографических умений, связанных с изучением данного правила
Воспитательная – воспитание бережного отношения к языку
Оборудование: учебник “Русский язык”, 5 класс (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2-х книгах. Под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева. – М.: БАЛАСС, 2005); презентация Power Point, дидактические материалы к урокам русского языка в 5 классе.
Тип урока – урок закрепления изученного.
Технологии: ИКТ, проблемного обучения
Ход урока
1. Реализация домашнего задания.
У доски 1 учащийся выписывает из домашнего упражнения все местоимения с указанием их разряда (упр.143, Комисарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику “Русский язык” Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Комисаровой Л.Ю., Текучёвой И.В. Пособие для учащихся. – М.: Баласс, 2009)
Тестирование по теме “Разряды местоимений-существительных” (карточки для индивидуальной работы)
Языковая разминка. Презентация. Слайд 1.
2. Опрос учащихся. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос. Презентация. Слайд 2. Что мы знаем о неопределенных местоимениях-существительных?
- Неопределенные местоимения-существительные называются так потому, что указывают на ….
- Не изменяются по родам, числам и падежам неопределенные местоимения-существительные…..
- Неопределенные местоимения-существительные образуются от…………… способом.
3. Формулирование темы и целей урока
.– Проанализируйте записи. Презентация. Слайд 3.
Что объединяет эти слова?
Почему они разделены на три группы?
НЕКТО |
КТО-ТО |
КОЕ У КОГО |
– Сформулируйте тему и цели урока.
4. Постановка проблемных вопросов.
5. Решение проблемы. Изучение нового материала.
6. Развитие орфографических умений
.- Упр.490, коллективно. Составить словосочетания с полученными местоимениями.
- Объяснительный диктант по упр.492
Спросишь у кого-нибудь, посоветуйся с кем-нибудь, поговори кое с кем, догадался кое о чем, беседовать о чем-либо, сомневаться в чем-то, разбираться кое в чем.
- Тестирование. Презентация.
- Найдите лишнее слово в каждом ряду :
Кое (с) кем, кое (у) кого, кого (то)
Не(кто), не (что), не (кого)
С кем (то), как (то), о чем (то)
- Запишите по памяти:
Жалобу кому(то)
Ветер шлет на что (то)
И бушует люто:
Не услышал кто (то).
7. Подведение итогов. Задание на дом.
Назовите ключевые слова темы.
Расскажите о правописании неопределенных местоимений-существительных
На дом: стр.84-85, упр.494. Творческое домашнее задание: создайте небольшую презентацию с контрольными тестами по теме (5-6 тестовых заданий). Придумайте грамматическую сказку по теме урока.