Подготовка к ЕГЭ по русскому языку "Лексика и фразеология"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (686 кБ)


Цели: повторить и обобщить материал по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология. Работа по закреплению понятий: лексическое значение, исконно русские и заимствованные слова, синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, фразеологические обороты. Обучать анализу и редактированию теста (выявлению и исправлению речевых ошибок). Развивать культуру устной и письменной речи. Воспитывать осознанное отношение к изучаемому. Повторение темы: “Лингвистические словари русского языка”.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, “Словарь русского языка С.И.Ожегова”, “Словарь синонимов русского языка”, “Фразеологический словарь”, “Словарь антонимов русского языка”, “Словарь иностранных слов”.

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы завершаем работу над разделом “Лексика и фразеология”. Наша задача – систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу. (Слайд 1)

II. Теоретическая разминка.

Начнем с теоретической разминки. Вопросы для повторения:

  • Что изучает лексикология?
  • Какие слова называют исконными?
  • Каковы причины заимствования слов из других языков?
  • Перечислите основные признаки заимствованных слов.
  • Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами?
  • Что такое паронимы?
  • Что такое фразеологизм?
  • Каковы типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски?

III. Тренировочные упражнения.

1. Словарная работа.

По лексическому значению узнать слово и записать его: (Слайд 2-3)

  • человек, который противится нововведениям  (К).
  • направление развития (Т).
  • система взглядов на природу и общество  (М).
  • одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).
  • последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Э).
  • антоним к слову “идентичный” (Р).
  • сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).
  • антоним к слову “лаконичный” (М).
  • освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).
  • синоним к слову “первенство” (П).

Ключ: (слайд 4)

Консерватор

Тенденция

Мировоззрение

Демократия

Эпигон

Различный

Баллада

Многословный

Эмансипация

Приоритет.

2. Сообщение подготовленного ученика по теме: “Словарь иностранных слов”.

3. Лексическая разминка.

  • По двум русским синонимам определить соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву “К” и расположены в строгом алфавитном порядке. (Слайд 5)
  • Хлопотный, трудный  (канительный)
  • Прихоть, причуда (каприз).
  • Суть, сущность (квинтэссенция).
  • Выразительны, своеобразный (колоритный).
  • Любезность, похвала (комплимент).
  • Уточнение, пояснение (конкретизация).
  • Определенно, предметно (конкретно).
  • Установление, утверждение (констатация).
  • Отвратительный, страшный (кошмарный).

Преклонение, почитание (культ).

Ответы. (Слайд 6)

4. Сообщение подготовленного ученика по теме: “Словарь синонимов”.

5. Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении. (Слайд 7)

Подберите паронимы к словам, составьте словосочетания:

  • Драматический - … (драматичный).
  • Дружеский - … (дружелюбный).
  • Существо - … (сущность).
  • Единственный - … (единый).
  • Злой - … (злостный).
  • Искусно - … (искусственно).
  • Подпись - … (роспись).
  • Заглавный - … (главный).

6. Сообщение подготовленного учащегося по теме: “Крылатые выражения”.

7. С помощью комбинации “буква – цифра” укажите те крылатые выражения, значение которых поясняется. (Слайд 8)

А) То, что порождает ссору.
Б) Мерка, под которую насильственно подгоняется что-нибудь.
В) Мир поэзии, поэтов.
Г) Злой, свирепый надсмотрщик, страж.
Д) Бесследно исчезнуть из памяти людей.
Е) Неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе.
Ж) О запутанном стечении обстоятельств.
З) Правосудие
И) Неосуществимая, несбыточная и странная мечта.
К) Дар врагу с целью его погубить.
  1. Кануть в лету
  2. Прокрустово ложе
  3. Фемида
  4. Цербер
  5. Гордиев узел
  6. Парнас
  7. Прометеев огонь
  8. Троянский конь
  9. Химера
  10. Яблоко раздора

Ключ: А – 10, Б -2, В – 6, Г – 4, Д – 1, Е - 7, Ж – 5, З -3 , И – 9, К — 8. (Слайд 9)

8. Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, которое употребляется как целая единица речи.
Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов. (Слайд 10)

  • Трудиться в поту лица (в поте лица)
  • Положив руку на сердце тебе говорю (положа руку на сердце)
  • Работать спустив рукава (спустя рукава)
  • Согласиться скрипя сердцем (скрепя сердце)
  • Пришел неожиданно, как тать в ночи (как(яко) тать в нощи)

Запишите исправленные варианты. Дайте толкование полученным фразеологизмам.

Вспомните как можно больше фразеологизмов со словом сердце. Объясните, что общего в их значениях. (Слайд 11)

Сердце болит, сердце в пятки уходит, сердце горит, сердце екает, сердце изнывает, сердце не на месте, сердце просит, сердце радуется, сердце рвется пополам, сердце сжимается, с легким сердцем, с чистым сердцем, скрепя сердце, золотое сердце, каменное сердце и др.

IV. Самостоятельная работа.

1. Укажите паронимы:

  • умственный – интеллектуальный;
  • идеалистический – идеалистичный;
  • большой – огромный;
  • добродушный – великодушный.

2. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду

  • неуч;
  • невежа;
  • профан;
  • невежда.

3. Найдите пару слов, которая совпадает по значению:

  • гарантийный – гарантированный;
  • эффективный – эффектный;
  • вражеский – вражий;
  • типичный – типовой

4. Укажите слова, лексическое значение которых определено верно:

  • авторитарный – принадлежащий автору;
  • баритон – самый низкий по звучанию голос;
  • эпиляция – обжалование какого-либо решения, постановления;
  • индукция – логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу.

5. В каком предложении вместо слова экономный нужно употребить экономичный?

  • Кондрат Федоров был экономным хозяином и всегда работал в поле.
  • У семьи Васильевых экономный образ жизни.
  • Экономный директор завода во время кризиса сумел сохранить рабочие места и выплатить кредиты.
  • Экономные методы управления производством позволили сократить расходы.

6. Укажите контекстные синонимы, связывающие предложения:

(1) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведет себя человек в большом городе. (2) Редкая поездка по столице обходится без метро.

7. Какой фразеологический оборот должен закончить предложение?

Ему и слова возразить нельзя, он сразу …

  • выходит из себя;
  • садится в калошу;
  • смотрит сквозь пальцы;
  • считает ворон.

8. Подберите ответы – фразеологизмы:

Как говорят о человеке, глухом ко всем доводам?

  • Молчит, как в рот воды набрал;
  • Смотрит как баран на новые ворота;
  • Ему всё как об стену горох;
  • Как сыр в масле катается.

9. Укажите ряд, в котором есть "лишний" фразеологизм, (имеющий отличное значение от общего значения ряда).

  • Наставлять нос, обводить вокруг пальца, оставить с носом, клевать носом;
  • Сбросить бремя, разорвать цепи, развязать себе руки, сбросить хомут;
  • Откуда ни возьмись, как снег на голову, как гром среди ясного неба, как обухом по голове.

10. Укажите предложение без речевой ошибки.

  • Город достаточно большой, на кривой не объедешь.
  • Во всех ситуациях дед умел выйти живым из воды.
  • Не успел он бровью шевельнуть, как оказался укутанным в теплое одеяло.
  • Не люблю тех, кто в глаза начальству дифирамбы поет, а за глаза грязью поливает.

V. Подведение итогов урока. Выводы. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

Список использованной литературы:

  1. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений.
  2. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.
  3. Пучкова Л.И. ЕГЭ 2010. Русский язык. Типовые тестовые задания.
  4. Цыбулько И.П., Бисеров А.Ю. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. Русский язык.
  5. Белокурова С.П. Задания по культуре речи.
  6. Материалы сайтов:

http://www.openclass.ru/

http://www.uroki.net/

https://urok.1sept.ru/

http://otherreferats.allbest.ru/