Цели: повторить и обобщить материал по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология. Работа по закреплению понятий: лексическое значение, исконно русские и заимствованные слова, синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, фразеологические обороты. Обучать анализу и редактированию теста (выявлению и исправлению речевых ошибок). Развивать культуру устной и письменной речи. Воспитывать осознанное отношение к изучаемому. Повторение темы: “Лингвистические словари русского языка”.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, “Словарь русского языка С.И.Ожегова”, “Словарь синонимов русского языка”, “Фразеологический словарь”, “Словарь антонимов русского языка”, “Словарь иностранных слов”.
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы завершаем работу над разделом “Лексика и фразеология”. Наша задача – систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу. (Слайд 1)
II. Теоретическая разминка.
Начнем с теоретической разминки. Вопросы для повторения:
- Что изучает лексикология?
- Какие слова называют исконными?
- Каковы причины заимствования слов из других языков?
- Перечислите основные признаки заимствованных слов.
- Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами?
- Что такое паронимы?
- Что такое фразеологизм?
- Каковы типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски?
III. Тренировочные упражнения.
1. Словарная работа.
По лексическому значению узнать слово и
записать его: (Слайд 2-3)
человек, который противится нововведениям
(К).
Ключ: (слайд 4)
Консерватор
Тенденция
Мировоззрение
Демократия
Эпигон
Различный
Баллада
Многословный
Эмансипация
Приоритет.
2. Сообщение подготовленного ученика по теме: “Словарь иностранных слов”.
3. Лексическая разминка.
- По двум русским синонимам определить соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву “К” и расположены в строгом алфавитном порядке. (Слайд 5)
- Хлопотный, трудный (канительный)
- Прихоть, причуда (каприз).
- Суть, сущность (квинтэссенция).
- Выразительны, своеобразный (колоритный).
- Любезность, похвала (комплимент).
- Уточнение, пояснение (конкретизация).
- Определенно, предметно (конкретно).
- Установление, утверждение (констатация).
- Отвратительный, страшный (кошмарный).
Преклонение, почитание (культ).
Ответы. (Слайд 6)
4. Сообщение подготовленного ученика по теме: “Словарь синонимов”.
5. Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении. (Слайд 7)
Подберите паронимы к словам, составьте словосочетания:
- Драматический - … (драматичный).
- Дружеский - … (дружелюбный).
- Существо - … (сущность).
- Единственный - … (единый).
- Злой - … (злостный).
- Искусно - … (искусственно).
- Подпись - … (роспись).
- Заглавный - … (главный).
6. Сообщение подготовленного учащегося по теме: “Крылатые выражения”.
7. С помощью комбинации “буква – цифра” укажите те крылатые выражения, значение которых поясняется. (Слайд 8)
А) То, что порождает ссору. Б) Мерка, под которую насильственно подгоняется что-нибудь. В) Мир поэзии, поэтов. Г) Злой, свирепый надсмотрщик, страж. Д) Бесследно исчезнуть из памяти людей. Е) Неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе. Ж) О запутанном стечении обстоятельств. З) Правосудие И) Неосуществимая, несбыточная и странная мечта. К) Дар врагу с целью его погубить. |
|
Ключ: А – 10, Б -2, В – 6, Г – 4, Д – 1, Е - 7, Ж – 5, З -3 , И – 9, К — 8. (Слайд 9)
8. Фразеологизм – устойчивое сочетание
слов, которое употребляется как целая единица
речи.
Исправьте ошибки в употреблении
фразеологизмов. (Слайд 10)
Запишите исправленные варианты. Дайте толкование полученным фразеологизмам.
Вспомните как можно больше фразеологизмов со словом сердце. Объясните, что общего в их значениях. (Слайд 11)
Сердце болит, сердце в пятки уходит, сердце горит, сердце екает, сердце изнывает, сердце не на месте, сердце просит, сердце радуется, сердце рвется пополам, сердце сжимается, с легким сердцем, с чистым сердцем, скрепя сердце, золотое сердце, каменное сердце и др.
IV. Самостоятельная работа.
1. Укажите паронимы:
- умственный – интеллектуальный;
- идеалистический – идеалистичный;
- большой – огромный;
- добродушный – великодушный.
2. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду
- неуч;
- невежа;
- профан;
- невежда.
3. Найдите пару слов, которая совпадает по значению:
- гарантийный – гарантированный;
- эффективный – эффектный;
- вражеский – вражий;
- типичный – типовой
4. Укажите слова, лексическое значение которых определено верно:
- авторитарный – принадлежащий автору;
- баритон – самый низкий по звучанию голос;
- эпиляция – обжалование какого-либо решения, постановления;
- индукция – логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу.
5. В каком предложении вместо слова экономный нужно употребить экономичный?
- Кондрат Федоров был экономным хозяином и всегда работал в поле.
- У семьи Васильевых экономный образ жизни.
- Экономный директор завода во время кризиса сумел сохранить рабочие места и выплатить кредиты.
- Экономные методы управления производством позволили сократить расходы.
6. Укажите контекстные синонимы, связывающие предложения:
(1) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведет себя человек в большом городе. (2) Редкая поездка по столице обходится без метро.
7. Какой фразеологический оборот должен закончить предложение?
Ему и слова возразить нельзя, он сразу …
- выходит из себя;
- садится в калошу;
- смотрит сквозь пальцы;
- считает ворон.
8. Подберите ответы – фразеологизмы:
Как говорят о человеке, глухом ко всем доводам?
- Молчит, как в рот воды набрал;
- Смотрит как баран на новые ворота;
- Ему всё как об стену горох;
- Как сыр в масле катается.
9. Укажите ряд, в котором есть "лишний" фразеологизм, (имеющий отличное значение от общего значения ряда).
- Наставлять нос, обводить вокруг пальца, оставить с носом, клевать носом;
- Сбросить бремя, разорвать цепи, развязать себе руки, сбросить хомут;
- Откуда ни возьмись, как снег на голову, как гром среди ясного неба, как обухом по голове.
10. Укажите предложение без речевой ошибки.
- Город достаточно большой, на кривой не объедешь.
- Во всех ситуациях дед умел выйти живым из воды.
- Не успел он бровью шевельнуть, как оказался укутанным в теплое одеяло.
- Не люблю тех, кто в глаза начальству дифирамбы поет, а за глаза грязью поливает.
V. Подведение итогов урока. Выводы. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.
Список использованной литературы:
http://www.openclass.ru/
http://www.uroki.net/
https://urok.1sept.ru/
http://otherreferats.allbest.ru/