Разработка метапредметного
урока-исследования по химии в 7-м классе по теме:
"Чистые вещества и смеси"
От простого – к сложному
Учебник: Химия – вводный курс учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна – М., Дрофа, 2009.
Урок № 4 в теме “Математика в химии”.
Цели урока:
1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.
2. Развивающая: Формировать умение распознавать чистые вещества и смеси, составлять план действий разделения смесей. Развивать у учащихся различные виды памяти, мыслительной деятельности, и умение обращаться с лабораторным оборудованием.
3. Воспитательная: Способствовать формированию интереса к знаниям, умениям, самооценке своей деятельности. Воспитывать у учащихся чувство осторожности при работе с бытовым газом, лекарственными средствами и смесями других вредных для здоровья веществ, чувство патриотизма и любви к Родине.
Методы обучения: проблемный, исследование.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Оборудование для урока химии: компьютер, проектор; лабораторное оборудование для демонстрации различных видов смесей, образцы смесей, 3 стакана на стол с морской и дистиллированной водой, пробиркодержатели, спиртовки, пробирки, спички, на столах у учащихся сера, железо, магнит, бумага, пинцет, смеси из круп, листы учащихся, листы самооценки.
Ход урока:
1. Организационный момент. | Проверка готовности учащихся к уроку,
отсутствующие на уроке, Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с гостями. Присаживайтесь. Готовимся к уроку; тетради, книги, ручки, линейки, карандаши. ТБ |
1 мин Слайд 1 13-00-13-01 |
2. Определение проблемы (работа в парах) | Ребята, сегодня мы работаем под девизом;
от простого к сложному. Определить тему сегодняшнего урока нам поможет экспериментальное задание. ТБ |
5 мин 13-01-13-06 Слайд 2 |
Давайте отгадаем загадку В морях и
реках обитает, Перед вами 3 стакана. Один с дистиллированной водой, другой с морской, третий с рассолом. Который используется при консервировании овощей. Я предлагаю вам следующую исследовательскую задачу; сравнить температуру кипения воды морской, дистиллированной рассола.. |
Слайд 3 | |
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. | Составим план действий и выполняем
исследование. Не забываем про тб. Уточняем план действий. Правила нагревания Опыт демонстрационный. Вода морская закипает медленнее. Почему? Составляем и заполняем таблицу |
Слайд 4 |
Таблица заполняется в листах учащихся Работа с со слайдом. Обсуждение графика. |
Слайд5-6 | |
3. Этап актуализации знаний. | Итак, тема сегодняшнего урока “Чистые
вещества и смеси”. Ребята, как вы думаете, какие цели мы должны поставить перед собой, исходя из такой темы? Ответы Правильно, сегодня на уроке мы должны усвоить
понятия ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА И СМЕСИ, виды смесей,
способы их разделения |
1 мин Слайд 7-8 13-06-13-07 |
2. Этап проверки домашнего задания. Понятия вещество – сложное вещество – смеси |
Но прежде чем мы приступим к изучению
нового материала, я хочу вам предложить поиграть
в игру “Третий лишний”
Найдите третье лишнее слово и объясните, почему
вы так решили. |
1 мин Слайд 9-11 13-97-13-08 |
3 Этап изучения новых знаний | Мы живем среди химических веществ. Среди этих веществ есть вещества и простые, и сложные, а есть вещества, которые состоят из различных компонентов Воздух, вода, минеральная вода, чай и кофе, молоко и фрукты. Мы не только живем среди химических веществ, но и сами из них состоим. Каждый человек – его кожа, мышцы, кровь, зубы, кости, волосы построены из химических веществ, как дом из кирпичей. Азот, кислород, сахар, витамины – вещества природного, естественного происхождения. Стекло, резина, сталь – это тоже вещества, точнее, материалы (смеси веществ). И стекло, и резина – искусственного происхождения, в природе их не было. Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или встречаются очень редко. |
1 мин Слайд 12 13-08-13-09 Простые и сложные |
3в Групповая работа | Каждая группа получает задание, и
выполняет его в течение 3 минут. Далее следует
обсуждение. 1 группа. Одним из самых
любимых материалов скульпторов и архитекторов –
мрамор Окраска этой горной породы удивительно
разнообразна: молочно-белая, серая, розоватая.
Причудливый узор радует глаз. Мрамор послушен и
податлив в руках мастера, он легко
обрабатывается и прекрасно полируется до
зеркального блеска. Мрамор – материал, из
которого можно изготовить облицовочную плитку,
статую или колонну дворца. Плитка, статуя,
колонна – это физические тела, изделия. А вот
основу мрамора составляет вещество, которое
называется карбонат кальция. То же вещество
входит в состав других минералов: мела,
известняка. Почему мрамор бывает разного цвета?
Почему на его поверхности играет неповторимый
узор? П.12 учебника стр.65-66 |
5 мин 13-09-13-15 Слайды 13-18 |
Работа с листом учащихся. | Во время ответов групп заполняем таблицы в листке учащихся | 7 мин 13-15-13-22 Слайды 19 |
Первичное закрепление знаний | Определить вид смеси. Самопроверка.
Лист самопроверки. Критерии за каждый правильный ответ – 1 балл |
2 мин 13-22-13-23 Слайды 20-21 |
Изучение новых знаний и способов деятельности | Как разделить смеси. Способы разделения смесей. | Слайды 1 мин 13-23-13-24 Слайды 22-27 |
Мозговой штурм. Работа в группах | Гречка и рис Макароны и пшено Манка и гречка Задание 2. Можно ли разделить эти смеси. Смеси разделяем, используя их свойства. Демонстрация слайдов. |
2 мин 13-24-13-26 С.28 |
Эксперимент Закрепление изученного |
Изучение смеси железа и серы. Разделение с помощью магнита Лабораторное исследование. Инструкция по ТБ. Исследуем и опишем свойства веществ – серы и железа (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, отношение к действию магнита) . Составьте неоднородную смесь: на листе бумаги смешайте порошок железа и серы стеклянной палочкой. Разделите приготовленную смесь. с помощью магнита. |
Вывод: зная физические свойства
веществ, составляющих смеси, можно разделить
смесь. 5 мин сл. 29-31 13-26-13-31 Сл 32-33 |
Применение изученного | А так ли важно уметь разделять смеси? Творческие задания группам.
|
3 мин 13-31-13-34 |
Контроль и самоконтроль | Тест 1. Укажите неоднородные смеси 2. Укажите однородные смеси 3. В каком случае речь идет о воде, как о чистом
веществе? 4. Отметьте смесь, основным компонентом в
которой является газ |
Ответы 1б 4 мин 13-34-13-38 Сл. 34 |
Коррекция | Проверьте ответы. За каждый правильный ответ поставьте 1 балл | 1 мин |
ДЗ | П.12 учить в. 4-6. *Составить презентацию “Смеси в повседневной жизни” | 13-38-13-40 Сл.35 |
Подведение итогов занятия. Рефлексия. | Рефлексивный тест. За каждый плюс 1 балл.
Подводим итоги. 13 баллов - 5 - отлично Прошу вас сдать листы самооценки |
Сл.36 |
Заключительное слово учителя | Простое и сложное. Что важнее В химии |
С.37-39 |