Урок ДПИ "Посиделки"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • Обобщение знаний народных традиций, устройства интерьера русской избы.
  • Развитие творческой и познавательной активности.
  • Воспитание нравственно-патриотического сознания.

Оборудование и материалы: выставка кокошников, кукол из глины, выполненных на предыдущих уроках.

ХОД УРОКА

1. Организационный  момент

У дверей избы учащихся встречает хозяйка дома (учитель). Предлагает пройти в избу. Дети в русской народной одежде рассаживаются  и начинают заниматься своим делом: вязанием, вышиванием, прядением.

2. Проверка знаний

Хозяйка: Сегодня мы  устроим посиделки, как устраивали в деревнях на Руси. Но вначале вспомним, что вы успели узнать на предыдущих занятиях. Задает несколько вопросов по предыдущим темам.

(Дети отвечают)

3. Посиделки

Собравшиеся, занимаются ручным трудом. Аня предлагает спеть песню, запевает:

Уж ты прялица, ты, прялица моя,
Ты красавица, красавица моя…

Аяна подхватывает:

Ой, ты, прялица, ты, прялица моя,
Сослужи – ка службу верную,
Сопряди – ко нитку тонкую,
Нитку тонкую, шелковую.

Настя: Просмотрите, какая пряжа у меня получается тонкая да ровная.

Саяна:  Я  салфетку вышиваю. Нравится рисунок?

Все хвалят работу.

Юля: Таня, а ты что вяжешь?

Таня:  Шарф начала вязать.

Аня: Что-то ребята молчат. Хоть покажите,  что вы сделали-то?

Максим (делает игрушку из соломы): Да вот совсем немного осталось, и все будет готово.

Егор (расписывает игрушки из глины): Отец обещал меня с собой на ярмарку взять. Может гривенник, выручу за них.

Стук в дверь. Входит запоздавший парень. Здоровается с присутствующими. Все ему отвечают.

Саяна (поет):

Откуль, добрый молодец,
Отколи отецкий сын?
Все: Ой, Ладо, ладо мое,
Отколи отецкий сын?

Саша: Отцу помогал по хозяйству управляться.

Юля:

Покажь, добрый молодец,
Покажь свою шляпоньку.
Все: Ой Ладо, Ладо мое,
Покажь свою шляпоньку.

Саша идет по кругу показывает шляпу и т.д.

Юля:

Покажь, добрый молодец,
Свои кудри русые,

Все:

Ой Ладо, Ладо мое,
Свои кудри русые.

Таня:

Покажь, добрый молодец,
Свое лицо белое,

Все:

Ой Ладо, Ладо мое,
Свое лицо белое.

Саяна:

Покажь, добрый молодец,
Свои очи ясные,

Все:

Ой Ладо, Ладо мое,
Свои очи ясные.

Максим:

Покажь, добрый молодец,
Свои руки белые,

Все:

Ой Ладо, Ладо мое,
Свои руки белые.

Егор:

Покажь, добрый молодец,
Свои ноги резвые,

Все:

Ой Ладо, Ладо мое,
Свои ноги резвые.

Саша начинает плясать вприсядку. Все танцуют вместе с ним. Устают, рассаживаются по местам.

Юля: Ах, как хорошо мы поплясали.

Саша: Давайте поиграем в игру «Колечко».  Он берет у одной из девушек кольцо и напевая песню:

 «Я по терему, по терему хожу,
Золотое колечко хороню…»

(прячет его в руках у одной из них).

Игра продолжается до трех раз.

Хозяйка соскакивает: «Да у нас же пироги в печи!»

Бежит, открывает заслонку, достает лист с пирогами. Раскладывает их на подносе, нахваливает:

– Знатные пироги получились красивые да румяные.

Тут ей все помогают. Кто несет самовар, кто ставит кружки, кто двигает лавки.  

Хозяйка: Ну, вот и чай поспел. Садитесь к столу, красны девицы, да добры молодцы.

Максим: Да, чай не пил, какая сила.

Егор: Чай попил, совсем ослаб.

Хозяйка: А давайте я вам загадки позагадываю. Кто отгадает, тому и пирожок, румяный бочок:

Стоит толстячок, 
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)

Щука в море, а хвост на заборе. (Ковш)

Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)

Под крышей – четыре ножки,
Над крышей – суп да ложки. (Стол) и т.д.

Дети отгадывают загадки. Пьют чай с пирогами. По окончании чаепития благодарят за хлеб-соль. Один из ребят дарит изделие, выполненное на посиделках, хозяйке в знак благодарности за гостеприимство.

4. Итог урока

Учитель просит учащихся поделиться мнением о проведенном уроке. Выступление надо начать словами: «Мне понравилось…»  

5. Задание на дом

Дома нарисовать картину под названием «Посиделки».

Литература:

  1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений  /Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского/Сост. М.А. Порохневская – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.
  3. Zagadki.pp.ru