Цели:
- формировать умение склонять имена существительные в единственном числе, умение пользоваться известными приемами распознавания падежей;
- развивать орфографическую зоркость учащихся, способствовать развитию внимания, операций – мышления абстрагирования, классификации, анализа;
- воспитывать уважительное отношение к труду людей, понимание общественно значимой деятельности в сознании будущего гражданина;
- расширять кругозор учащихся по теме: «Профессии».
Тип урока: урок усвоения нового материала
Оборудование: таблички-названия профессий, карточки-тренинги, карточки с текстами стихотворений, слова с пропущенными буквами, картинки с изображением профессий.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
2. Минутка чистописания
– Откройте тетради. Запишите число, вид работы.
– Посмотрите, какую букву мы сегодня будем
повторять.
– Запишите красиво все строки.
Учение и труд рядом идут
– Как понимаете эту пословицу?
Ученица читает стихотворение В. Лифшиц «Труд»
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложки, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!
3. Орфографическая минутка
– И как говорится в пословице: «Учение и труд рядом идут», поэтому, сначала будем учиться.
На доске слова с пропущенными буквами. Задание вставить пропущенные буквы.
шаПка
перРон
кОлосок
шкаФ
дерЕво
паСCажир
лИсица
Язык
– Что общего у всех этих слов? (Имена
существительные)
– На какие группы можно разделить их? (По роду,
словарные\ несловарные, живые предметы\ неживые)
– Сделайте вывод, о какой части речи пойдет речь
на сегодняшнем уроке.
– Что такое имя существительное?
– Как изменяются имена существительные?
– Прочитайте слово, которое получилось из
вставленных букв?
– Какой частью речи являются слова, называющие
профессии?
4. Постановка учебной задачи
– Поставьте учебную задачу: чему мы будем
учиться на этом уроке?
– Можно я добавлю?
5. Работа по теме урока
1. Выборочное письмо
У меня растут года.
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
– Из какого произведения эти строки? Кто их
автор?
– У вас на столах стихотворение. Прочитайте его
название.
Чем пахнут ремесла?
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской –
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином,
Блуза рабочего –
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
– Вопросы какого падежа содержатся в названиях этих стихотворений? (Т.п.)
Задание 1. Выпишите все существительные в Т.п. из стихотворения Д. Родари.
Самостоятельная работа в тетради.
– О каких профессиях идет речь в стихотворении?
– Чем занимаются люди этих профессий?
2. Списывание имен существительных, определение их падежа
– А теперь, ребята, я предлагаю вам работу в парах. Вы получаете карточки, на которых написаны стихотворения о самых разнообразных профессиях. Ваша задача, обсуждая в парах, выбрать из них имена существительные и определить в каком падеже они стоят в этих текстах. Я предлагаю вам карточки разных уровней: красные – более сложные, за выполнение которых можно получить высокий балл, синие – средней сложности, за них – средний балл, и зеленые – более простые, за них вы получите тройку.
Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтению, счету и письму,
И верности родной Отчизне.Снег растаял в поле чистом,
Схлынет талая вода.
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.Разве нужно думать,
На кого учиться,
Если есть на свете,
То, что быстро мчится?
Я на этом быстром
Стану машинистом.Почерком быстрым исписан весь лист,
Очерк в газету строчит журналист.Ворону, корову, щенка и павлина –
Всех примет и вылечит доктор звериный.Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг лесничий.
Проверка работы в парах
3. Лексическая работа
– Некоторые профессии называются несколькими словами. Попробуйте найти пары-синонимы из профессий, предложенных на доске.
Лесничий Плотник
Столяр Егерь
Летчик Швея
Портной Пилот
4. Словарно-орфографическая работа.
– А сейчас мы отправляемся на Биржу труда. Кто знает, что это такое? Правильно, это место, где людям помогают найти нужную им работу по специальности. Но мы пока отправимся туда с другой целью. Наша задача перечитать объявления и постараться найти орфографические ошибки в них.
- «Ищу работу шафера.89069427279.»
- «Инженер с высшым образованием ищет роботу. 89095069641»
- «ОАО «Риск» на постоянную работу требуеца камбайнер. Зарплата высокое»
5. Разбор слов по составу
– Доскажите словечко и разберите слова по составу.
Часы чинит … (часовщик)
Грузит краном ... (крановщик)
Рыбу ловит … (рыбак)
Служит в море… (моряк)
Самолетом правит … (летчик)
Клеит книжки ... (переплетчик)
6. Изменение слов по падежам.
– Ребята, мы вспомнили уже много профессий.
Как вы думаете, это все профессии, которые
существуют? Какие вы еще знаете профессии?
– Я раздам вам карточки с названиями профессий.
Ваша задача просклонять эти слова.
– Что значит просклонять?
Банкир строитель
капитан почтальон
милиционер
Модель продавец
бухгалтер агроном писатель
артист охранник
– Составьте с этим словом предложение с однородными членами по схеме:
– Ну, а теперь, ребята, предлагаю вам поработать в паре, чтобы закрепить свои знания о падежах, их вопросах.
7. Работа с тренинговыми карточками.
1. Работа индивидуальная.
2. Работа в парах.
3. Принятие совместного решения.
6. Закрепление изученного
– Вы определились, кем вы хотите стать, когда
вырастите?
– А какая профессия самая важная?
Книгу переворошив,
Намотай себе на ус:
Все работы хороши –
Выбирай на вкус.
7. Домашнее задание
– Дома напишите текст-рассуждение на тему «Когда я вырасту, буду…».
8. Итог урока
– Что такое текст-рассуждение? На какой вопрос
он отвечает?
– Какие грамматические категории повторяли?
– Что узнали нового?
– Что закрепили?
Самооценка деятельности на уроке по шкале.