Урок окружающего мира. УМК "Школа России". Тема: "Что общего у разных растений". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • учить различать части растений;
  • дать представление о соцветиях;
  • развивать умение работать в группе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать части растения.

Оборудование:

  • Коробочки с образцами камней;
  • Таблица «части растений»;
  • Корзина с плодами;
  • Листья капусты, укропа, петрушки, салата;
  • Школьный словарик «Растения России»;  гербарии с образцами разных растений на группу;   листы картона, пластилин,  цветные карандаши, ножницы, клей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Чтобы обо всём узнать,
Надо нам во всё вникать –
Это мы запомним впрок,
Начинается урок!

II. Актуализация знаний

– Любопытный Муравьишка так спешил к нам на урок, что забыл, о чем мы говорили на прошлом уроке. Напомните ему, пожалуйста, ребята. (О том, что у нас под ногами.)

Работа в парах:

– Откройте коробочку, которая находится у вас на столе. Что  вы там видите?  (Это  камни, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.)
– Расположите камни так, чтобы гранит лежал правее кремня, но левее известняка.
– Возьмите табличку, обсудите в паре и соедините карандашом  названия камней с их характеристикой.

Кремень

Гранит

Известняк

Используют в строительстве. Состоит из раковин морских животных Можно высекать искры

– Кто узнал что-нибудь о других камнях?  (Ответы детей)
– Какую картинку вам удалось создать при помощи собранных вами камушков?  

Демонстрация   и пояснение  картинок.  Организация небольшой выставки  работ. (Приложение 1

III. Самоопределение к деятельности

– Мудрая Черепаха готова загадать вам загадку. Отгадайте, что это:

И дышит, и  растет, а ходить не может. (Растение)

– Любопытный Муравьишка знает, что дерево и цветок – это растение, но хочет понять:  есть ли что-то общее между ними?  (Ответы детей)
– А кто из вас, ребята, уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О растениях)
– Давайте прочитаем  тему урока на стр.22 учебника.  (Что общего у разных растений?)
– Подумайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.  (Читающие дети зачитывают из учебника)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику:

– Рассмотрите рисунок ( с.22.)  Кто узнал это длинное растение? (Это кабачок)
– Рассмотрите, из каких частей он состоит.  (Учащиеся показывают название части и показывают его на рисунке)
– Теперь давайте эти же части покажем у других растений: крыжовника и яблони.  

(Учитель называет части растения, а дети показывают его в учебнике, сверяя свой ответ с ответом соседа)

2. Практическая работа в группах. Проговариваются правила работы в группах.

1. Выбрать руководителя группы (по желанию).
2. Уметь уступать, чтобы никому не было обидно.
3. Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не мешать друг другу.
4. Помнить, что из отдельных результатов получается общий (каждая группа получает гербарий).

– Рассмотрите гербарий. Что общего у всех растений? (Растение имеют одинаковые  части).
– Найдите, назовите и покажите части растений. Пусть задание выполнит каждый член группы. Учитель обращает  внимание на то, как дети умеют договариваться. Далее, обучающиеся выполняют задание в рабочей тетради с. 12, №1.  Каждая группа сообщает о результатах своей работы.
– Какой вывод мы сделаем? (У разных растений есть общие части).

3. Выполнение задания №2 в рабочей тетради с.12.

– Рассмотрите рисунок. Это растение? Почему? (Нет, не хватает некоторых частей.)
– Какая часть растений изображена? (Стебель)
– А каких частей растения не хватает? (Ответы детей)
– Найдите в приложении на с.61 части этого растения, выполните задание.
– Какое растение у вас получилось? (Колокольчик)

V. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо (движение руками к лицу),
Закачалось деревцо (руки вверх, наклоны в стороны)
Ветер тише, тише, тише (движение руками к лицу с замедлением),
Деревцо всё выше, выше, выше (потягивание руками вверх с подъёмом на носки).

VI. Продолжение работы по теме урока (в паре)

– Ребята, посмотрите с.23 учебника. Мудрая Черепаха к нам пришла с цветами. Что она хочет нам сказать? Прочитайте новую информацию об этом самостоятельно.  (Читающие дети информируют свою, не умеющую читать, пару   о соцветиях).
– О чем вы узнали?  (Многие цветки имеют соцветия.)
– Рассмотрите рисунок с.23. У каких цветков есть соцветия?  (У клевера, подсолнечника, календулы, георгина).
– Сегодня Муравьишка Вопросик принес нам целую корзину сюрпризов.  (Учитель показывает корзину, прикрытую платком.)
– Если отгадаете загадки, вы узнаете что принес Муравьишка.

Круглое, румяное с дерева достану я.  (Яблоко)

(Учитель достает из корзины яблоко).

К нам приехали с бахчи полосатые мячи.  (Арбуз)

(Учитель достает дольку арбуза.)

На жарком солнышке подсох и рвется из стручков … (горох)

(Учитель показывает стручки гороха)

Голова на ножке, в голове горошки (Мак)

Учитель показывает головку мака.

– К какой  же части растений относится все то, что я достала из корзинки? (Это плоды)
– А что бывает в плодах у растений? (Семена)

(Учитель показывает семена арбуза, гороха, мака).

– Одинаковы ли плоды и  семена у разных растений? (Семена и плоды растений разнообразны).
– А для чего  растению нужны семена? (Чтобы появились новые растения).
– А эти растения вы узнаете? (Учитель показывает укроп, петрушку, капусту , салат).
– Какие части этих растений человек использует в пищу? (Листья)
– Что можно сказать о листьях разных растений? (Листья разных растений тоже разнообразны)
– Какую часть растения человек употребляет в пищу? (Разные части у разных растений).
– Вспомните русскую народную сказку «Вершки и корешки»  (Приложение 2), как вы думаете, почему Медведь рассорился с мужиком?  (Медведь не знал о том, какую часть у разных растений можно употреблять в пищу).

VII. Рефлексия

– Отгадайте загадки о частях растения:

Не рыл, не бурил, а воду добыл.  (Корень)

Я расту, бывает, вьюсь, прямо к солнышку тянусь.
У деревьев я очень крепкий, можно делать даже мебель.
Травянистый я у репки, часть растенья, длинный … (Стебель)

Белый я в твоей тетрадке,
А зеленый я на грядке, на дубах и на березке.
А у кактуса, я острый, у капусты шелковист.
Часть растенья – тонкий … (лист)

Красный, мягкий – у томата, у арбуза полосатый,
Семена во мне живут, выхода на волю ждут.
Зрею я из года в год. Часть растенья – сочный … (Плод)

– Молодцы! Все загадки отгадали! Муравьишка и Мудрая Черепаха очень довольны вами  и я передаю корзину с различными частями растений вашим мамам. Пока мы с вами подводим итоги, они приготовят нам вкусные салаты из овощей и фруктов.

– А сейчас оцените свои достижения на уроке (Учащиеся достают один из смайликов  и объясняют свой выбор)

VIII. Подведение итогов урока

– Вернемся к учебной задаче урока. Вы узнали, из каких частей состоит растение. Назовите их. (Корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.)
– Кто может самостоятельно показать эти части?
– И, последнее задание на сегодняшний день для работы в группах: на листке бумаги из пластилина вылепить любое, рассмотренное на уроке растение со всеми его составными частями. (Приложение 3 – выполненные в группах работы)

Рекомендации для занятий дома:

1. Рабочая тетрадь: №3, с.13.
2. Найти рисунки растений, показать и перечислить все их части.
3. Вместе со  взрослыми почитать школьный  словарик «Растения  России» и узнать о двух-трех растениях.

Литература:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2011.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: Рабочая  тетрадь. В 2ч. М.: Просвещение, 2011.
3. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова. Новое издание. 1 класс. М.: ВАКО, 2012
4. Русская народная сказка «Вершки и корешки»