Цели:
- учить различать части растений;
- дать представление о соцветиях;
- развивать умение работать в группе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать части растения.
Оборудование:
- Коробочки с образцами камней;
- Таблица «части растений»;
- Корзина с плодами;
- Листья капусты, укропа, петрушки, салата;
- Школьный словарик «Растения России»; гербарии с образцами разных растений на группу; листы картона, пластилин, цветные карандаши, ножницы, клей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Чтобы обо всём узнать,
Надо нам во всё вникать –
Это мы запомним впрок,
Начинается урок!
II. Актуализация знаний
– Любопытный Муравьишка так спешил к нам на урок, что забыл, о чем мы говорили на прошлом уроке. Напомните ему, пожалуйста, ребята. (О том, что у нас под ногами.)
Работа в парах:
– Откройте коробочку, которая находится у вас
на столе. Что вы там видите? (Это
камни, с которыми мы познакомились на прошлом
уроке.)
– Расположите камни так, чтобы гранит лежал
правее кремня, но левее известняка.
– Возьмите табличку, обсудите в паре и соедините
карандашом названия камней с их
характеристикой.
Кремень |
Гранит |
Известняк |
Используют в строительстве. | Состоит из раковин морских животных | Можно высекать искры |
– Кто узнал что-нибудь о других камнях? (Ответы
детей)
– Какую картинку вам удалось создать при помощи
собранных вами камушков?
Демонстрация и пояснение картинок. Организация небольшой выставки работ. (Приложение 1)
III. Самоопределение к деятельности
– Мудрая Черепаха готова загадать вам загадку. Отгадайте, что это:
И дышит, и растет, а ходить не может. (Растение)
– Любопытный Муравьишка знает, что дерево и
цветок – это растение, но хочет понять: есть
ли что-то общее между ними? (Ответы детей)
– А кто из вас, ребята, уже догадался, о чем мы
сегодня будем говорить на уроке? (О растениях)
– Давайте прочитаем тему урока на стр.22
учебника. (Что общего у разных растений?)
– Подумайте, какие учебные задачи мы поставим
перед собой. (Читающие дети зачитывают из
учебника)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику:
– Рассмотрите рисунок ( с.22.) Кто узнал это
длинное растение? (Это кабачок)
– Рассмотрите, из каких частей он состоит. (Учащиеся
показывают название части и показывают его на
рисунке)
– Теперь давайте эти же части покажем у других
растений: крыжовника и яблони.
(Учитель называет части растения, а дети показывают его в учебнике, сверяя свой ответ с ответом соседа)
2. Практическая работа в группах. Проговариваются правила работы в группах.
1. Выбрать руководителя группы (по желанию).
2. Уметь уступать, чтобы никому не было обидно.
3. Работать дружно: быть внимательными друг к
другу, вежливыми, не мешать друг другу.
4. Помнить, что из отдельных результатов
получается общий (каждая группа получает
гербарий).
– Рассмотрите гербарий. Что общего у всех
растений? (Растение имеют одинаковые части).
– Найдите, назовите и покажите части растений.
Пусть задание выполнит каждый член группы.
Учитель обращает внимание на то, как дети
умеют договариваться. Далее, обучающиеся
выполняют задание в рабочей тетради с. 12, №1.
Каждая группа сообщает о результатах своей
работы.
– Какой вывод мы сделаем? (У разных растений
есть общие части).
3. Выполнение задания №2 в рабочей тетради с.12.
– Рассмотрите рисунок. Это растение? Почему? (Нет,
не хватает некоторых частей.)
– Какая часть растений изображена? (Стебель)
– А каких частей растения не хватает? (Ответы
детей)
– Найдите в приложении на с.61 части этого
растения, выполните задание.
– Какое растение у вас получилось? (Колокольчик)
V. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо (движение руками к лицу),
Закачалось деревцо (руки вверх, наклоны в
стороны)
Ветер тише, тише, тише (движение руками к лицу с
замедлением),
Деревцо всё выше, выше, выше (потягивание
руками вверх с подъёмом на носки).
VI. Продолжение работы по теме урока (в паре)
– Ребята, посмотрите с.23 учебника. Мудрая
Черепаха к нам пришла с цветами. Что она хочет нам
сказать? Прочитайте новую информацию об этом
самостоятельно. (Читающие дети информируют
свою, не умеющую читать, пару о соцветиях).
– О чем вы узнали? (Многие цветки имеют
соцветия.)
– Рассмотрите рисунок с.23. У каких цветков есть
соцветия? (У клевера, подсолнечника,
календулы, георгина).
– Сегодня Муравьишка Вопросик принес нам целую
корзину сюрпризов. (Учитель показывает
корзину, прикрытую платком.)
– Если отгадаете загадки, вы узнаете что принес
Муравьишка.
Круглое, румяное с дерева достану я. (Яблоко)
(Учитель достает из корзины яблоко).
К нам приехали с бахчи полосатые мячи. (Арбуз)
(Учитель достает дольку арбуза.)
На жарком солнышке подсох и рвется из стручков … (горох)
(Учитель показывает стручки гороха)
Голова на ножке, в голове горошки (Мак)
Учитель показывает головку мака.
– К какой же части растений относится все
то, что я достала из корзинки? (Это плоды)
– А что бывает в плодах у растений? (Семена)
(Учитель показывает семена арбуза, гороха, мака).
– Одинаковы ли плоды и семена у разных
растений? (Семена и плоды растений
разнообразны).
– А для чего растению нужны семена? (Чтобы
появились новые растения).
– А эти растения вы узнаете? (Учитель
показывает укроп, петрушку, капусту , салат).
– Какие части этих растений человек использует в
пищу? (Листья)
– Что можно сказать о листьях разных растений? (Листья
разных растений тоже разнообразны)
– Какую часть растения человек употребляет в
пищу? (Разные части у разных растений).
– Вспомните русскую народную сказку «Вершки и
корешки» (Приложение 2),
как вы думаете, почему Медведь рассорился с
мужиком? (Медведь не знал о том, какую часть у
разных растений можно употреблять в пищу).
VII. Рефлексия
– Отгадайте загадки о частях растения:
Не рыл, не бурил, а воду добыл. (Корень)
Я расту, бывает, вьюсь, прямо к солнышку тянусь.
У деревьев я очень крепкий, можно делать даже мебель.
Травянистый я у репки, часть растенья, длинный … (Стебель)Белый я в твоей тетрадке,
А зеленый я на грядке, на дубах и на березке.
А у кактуса, я острый, у капусты шелковист.
Часть растенья – тонкий … (лист)Красный, мягкий – у томата, у арбуза полосатый,
Семена во мне живут, выхода на волю ждут.
Зрею я из года в год. Часть растенья – сочный … (Плод)
– Молодцы! Все загадки отгадали! Муравьишка и Мудрая Черепаха очень довольны вами и я передаю корзину с различными частями растений вашим мамам. Пока мы с вами подводим итоги, они приготовят нам вкусные салаты из овощей и фруктов.
– А сейчас оцените свои достижения на уроке (Учащиеся достают один из смайликов и объясняют свой выбор)
VIII. Подведение итогов урока
– Вернемся к учебной задаче урока. Вы узнали, из
каких частей состоит растение. Назовите их. (Корень,
стебель, лист, цветок, плод, семена.)
– Кто может самостоятельно показать эти части?
– И, последнее задание на сегодняшний день для
работы в группах: на листке бумаги из пластилина
вылепить любое, рассмотренное на уроке растение
со всеми его составными частями. (Приложение 3 – выполненные в
группах работы)
Рекомендации для занятий дома:
1. Рабочая тетрадь: №3, с.13.
2. Найти рисунки растений, показать и перечислить
все их части.
3. Вместе со взрослыми почитать школьный
словарик «Растения России» и узнать о
двух-трех растениях.
Литература:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс:
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч.
М.: Просвещение, 2011.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс:
Рабочая тетрадь. В 2ч. М.: Просвещение, 2011.
3. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по
курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова. Новое
издание. 1 класс. М.: ВАКО, 2012
4. Русская народная сказка «Вершки и корешки»