Актуальность проекта
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.
Мы считаем, что экологическое образование необходимо с раннего возраста. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатом проекта.
Предмет: Система работы, содержание, формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель: Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
- Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
- Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
- Вовлекать в природоохранную деятельность.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Развивать умения и навыки работы с природным материалом.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- Знакомить с лекарственными травами нашего края.
- Обогащать словарный запас детей.
- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Формы представления результатов:
- Комплексные занятия, конспекты;
- Тематическое планирование;
- Консультации;
- Аналитический материал;
- Конкурсы, акции
Подготовительный – диагностический этап: июль – август
- Сбор информации о состоянии экологического воспитания детей.
- Диагностика ребёнка, через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций.
- Опрос родителей, сбор анализа.
- Наблюдения.
- Работа с документацией.
Основной – практический этап: сентябрь – апрель
Практическая направленность работы по проблеме:
- проведение тематических, комплексных занятий;
- в повседневной жизни;
- работа по самообразованию;
- консультации на тематических педсоветах;
- работа с родителями;
- посещение центров самообразования;
- изготовлении эколого-дидактических игр, экологических зон в группе; наглядности;
- целевые прогулки, экскурсии.
Заключительный этап:
- проведение диагностики;
- мониторинг реализации проекта;
- аналитические материалы
Предполагаемый результат:
- Воспитать любовь к природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия).
- Научить детей сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
- Научить грамотно защищать природу и бороться за её сохранение (через практическую общественную деятельность)
Планирование деятельности
Вид деятельности | Задачи |
сентябрь | |
Планирование совместной деятельности по экологии во всех возрастных группах | Познакомить детей с живой и неживой природой, многообразием живых существ, научить строить свои отношения с природой, заботливо и гуманно относится к ней. |
Проведение субботника по уборке участков, высадке деревьев | Учить детей заботиться о природе, сохранять растения, вызвать желание участвовать в высадке деревьев совместно с родителями. |
Приготовление огородов к зиме, сбор урожая, сбор семян, подготовка почвы | Формировать представление детей о приготовлении огорода к зиме, вызвать интерес детей к сбору урожая, семян. |
Оформление в группах уголков природы, коллекций «летающих» семян, семян плодов, соцветий, камней, ракушек, сухих листьев, мхов, лишайников, уголков экспериментирования | Вызвать интерес к оформлению уголков природы, экспериментированию. |
Праздник «Урожай собирай!» | Уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, о способах их использования в пищу, учить приготовлению салатов. |
октябрь | |
Выставка поделок из природного материала | Вызвать у детей интерес к изготовлению поделок из природного материала |
Экскурсия в Ботанический сад | Уточнить и расширить представления детей о нашей родной земле, воспитывать чувство гордости, что люди берегут, охраняют уголки природы |
Совместная деятельность: «Овощи и фрукты на нашем столе» | Закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья людей, учить приготовлению салата. |
Экскурсия на «Утиную заводь» | Прививать детям любовь к уголкам природы, учить заботиться о живых существах. |
ноябрь | |
Изготовление кормушек для птиц. Проведение конкурса кормушек «Покормите птиц зимой» | Вызвать у детей интерес к изготовлению кормушек, прививать навыки заботиться о птицах, учить подкармливать птиц зимой |
Оформление участков, построение горок, ледяных городков | Учить наблюдать за природными изменениями, наблюдать за свойствами воды. |
Тематическая выставка рисунков: «Зимушка-Зима». | Прививать навыки отражения собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности |
декабрь – январь | |
Акция «Зелёная елочка – живая иголочка» | Вызвать у детей интерес к изготовлению ёлочек из бросового материала, учить беречь и охранять зелёные насаждения |
Конкурс рисунков «Планета Земля» | Прививать навыки отражения собственных впечатлений в изобразительной деятельности |
Изготовление различных видов театра из бросового материала | Формировать у детей интерес к театральной деятельности, учить изготавливать различные виды театров из бросового материала |
«Если хочешь быть здоров!» – цикл распределения деятельности по знакомству со своим организмом | Уточнить представление детей о собственном организме, познакомить со строением и функцией пищеварительной систем, показать значение питания в жизни человека, закрепить знание детей о рациональном питании; закрепить соблюдение детьми гигиенических навыков и умении. |
февраль | |
Проведение недели Науки: встречи с учеными, тематические беседы, экспериментирование, музыкальные, физкультурные развлечения | Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, чувство сопереживания с окружающим миром; умение решать творческие задачи, правильно оценивать результаты своей деятельности. |
Развлечения в бассейне на тему: “Вода вокруг нас” | Повысить интерес детей к воде, развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений. Формировать мышечно-двигательные навыки, правильную осанку. Доставить детям радость, создать хорошее настроение. |
март | |
Выращивание цветов для мамы | Вызвать у детей интерес к выращиванию цветов для мам, учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки |
Конкурс «Огород на окне» | Вовлекать детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развивать интерес к опытнической и исследовательской работе |
Зимняя спартакиада | Укреплять здоровья детей, улучшать физическое развитие, формировать здоровый образ жизни у дошкольников;популяризации занятий физкультурой и спортом. Совершенствовать двигательные навыки и умения у детей дошкольного возраста. |
апрель | |
Оформление планетария | Формировать у детей представления об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. |
Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки | Закрепление умений узнавать и правильно называть лекарственные травы, расширение знаний о пользе и применении лекарственных растений, закрепление правил поведения при сборе лекарственных трав. |
Разработка и создание экологической тропы | Прививать детям практические навыки опытнической работы и экспериментирования |
май | |
Оформление альбома детских работ «Зеленая аптека в детском саду» | Прививать навыки отражения собственных впечатлений в изобразительной деятельности |
Оформление книжек-самоделок «Моё любимое растение» | Развивать творческое воображение, логическое мышление, мелкую моторику, фантазию у детей дошкольного возраста. |
Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители) | Закреплять знания детей о лекарственных растениях и приемах ухода за ними. Углубить знания о лекарственных свойствах растений. Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними. Развивать мыслительную деятельность, память, речь. Воспитывать умение работать сообща, оказывать друг другу помощь. |
Подведение итогов реализации проекта. |
- Приложение 1. Перспективное планирование познавательной деятельности по ознакомлению детей со своим организмом;
- Приложение 2. Планирование совместной деятельности по экологии во 2-ой младшей группе;
- Приложение 3. Планирование совместной деятельности по экологии в средней группе;
- Приложение 4. Планирование совместной деятельности по экологии в старшей группе;
- Приложение 5. Презентация проекта.