Проект "Земля - наш общий дом"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность проекта

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.

Мы считаем, что экологическое образование необходимо с раннего возраста. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Правильное отношение к живым существам является конечным результатом проекта.

Предмет: Система работы, содержание, формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель: Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
  2. Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
  3. Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
  4. Вовлекать в природоохранную деятельность.
  5. Формировать навыки исследовательской деятельности.
  6. Развивать умения и навыки работы с природным материалом.

Развивающие:

  1. Развивать умение сравнивать и анализировать.
  2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
  3. Знакомить с лекарственными травами нашего края.
  4. Обогащать словарный запас детей.
  5. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
  2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Формы представления результатов:

  • Комплексные занятия, конспекты;
  • Тематическое планирование;
  • Консультации;
  • Аналитический материал;
  • Конкурсы, акции

Подготовительный – диагностический этап: июль – август

  • Сбор информации о состоянии экологического воспитания детей.
  • Диагностика ребёнка, через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций.
  • Опрос родителей, сбор анализа.
  • Наблюдения.
  • Работа с документацией.

Основной – практический этап: сентябрь – апрель

Практическая направленность работы по проблеме:

  • проведение тематических, комплексных занятий;
  • в повседневной жизни;
  • работа по самообразованию;
  • консультации на тематических педсоветах;
  • работа с родителями;
  • посещение центров самообразования;
  • изготовлении эколого-дидактических игр, экологических зон в группе; наглядности;
  • целевые прогулки, экскурсии.

Заключительный этап:

  • проведение диагностики;
  • мониторинг реализации проекта;
  • аналитические материалы

Предполагаемый результат:

  • Воспитать любовь к природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия).
  • Научить детей сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
  • Научить грамотно защищать природу и бороться за её сохранение (через практическую общественную деятельность)

Планирование деятельности 

Вид деятельности Задачи
сентябрь
Планирование совместной деятельности по экологии во всех возрастных группах Познакомить детей с живой и неживой природой, многообразием живых существ, научить строить свои отношения с природой, заботливо и гуманно относится к ней.
Проведение субботника по уборке участков, высадке деревьев Учить детей заботиться о природе, сохранять растения, вызвать желание участвовать в высадке деревьев совместно с родителями.
Приготовление огородов к зиме, сбор урожая, сбор семян, подготовка почвы Формировать представление детей о приготовлении огорода к зиме, вызвать интерес детей к сбору урожая, семян.
Оформление в группах уголков природы, коллекций «летающих» семян, семян плодов, соцветий, камней, ракушек, сухих листьев, мхов, лишайников, уголков экспериментирования Вызвать интерес к оформлению уголков природы, экспериментированию.
Праздник «Урожай собирай!» Уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, о способах их использования в пищу, учить приготовлению салатов.
октябрь
Выставка поделок из природного материала Вызвать у детей интерес к изготовлению поделок из природного материала
Экскурсия в Ботанический сад Уточнить и расширить представления детей о нашей родной земле, воспитывать чувство гордости, что люди берегут, охраняют уголки природы
Совместная деятельность: «Овощи и фрукты на нашем столе» Закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья людей, учить приготовлению салата.
Экскурсия на «Утиную заводь» Прививать детям любовь к уголкам природы, учить заботиться о живых существах.
ноябрь
Изготовление кормушек для птиц. Проведение конкурса кормушек «Покормите птиц зимой» Вызвать у детей интерес к изготовлению кормушек, прививать навыки заботиться о птицах, учить подкармливать птиц зимой
Оформление участков, построение горок, ледяных городков Учить наблюдать за природными изменениями, наблюдать за свойствами воды.
Тематическая выставка рисунков: «Зимушка-Зима». Прививать навыки отражения собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности
декабрь – январь
Акция «Зелёная елочка – живая иголочка» Вызвать у детей интерес к изготовлению ёлочек из бросового материала, учить беречь и охранять зелёные насаждения
Конкурс рисунков «Планета Земля» Прививать навыки отражения собственных впечатлений в изобразительной деятельности
Изготовление различных видов театра из бросового материала Формировать у детей интерес к театральной деятельности, учить изготавливать различные виды театров из бросового материала
«Если хочешь быть здоров!» – цикл распределения деятельности по знакомству со своим организмом Уточнить представление детей о собственном организме, познакомить со строением и функцией пищеварительной систем, показать значение питания в жизни человека,
закрепить знание детей о рациональном питании;
закрепить соблюдение детьми гигиенических навыков и умении.
февраль
Проведение недели Науки: встречи с учеными, тематические беседы, экспериментирование, музыкальные, физкультурные развлечения Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, чувство сопереживания с окружающим миром; умение решать творческие задачи, правильно оценивать результаты своей деятельности.
Развлечения в бассейне на тему: “Вода вокруг нас” Повысить интерес детей к воде, развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений.
Формировать мышечно-двигательные навыки, правильную осанку.
Доставить детям радость, создать хорошее настроение.
март
Выращивание цветов для мамы Вызвать у детей интерес к выращиванию цветов для мам, учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки
Конкурс «Огород на окне» Вовлекать детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развивать интерес к опытнической и исследовательской работе
Зимняя спартакиада Укреплять здоровья детей, улучшать физическое развитие, формировать здоровый образ жизни у дошкольников;популяризации занятий физкультурой и спортом.
Совершенствовать двигательные навыки и умения у детей дошкольного возраста.
апрель
Оформление планетария Формировать у детей представления об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.
Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки Закрепление умений узнавать и правильно называть лекарственные травы, расширение знаний о пользе и применении лекарственных растений, закрепление правил поведения при сборе лекарственных трав.
Разработка и создание экологической тропы Прививать детям практические навыки опытнической работы и экспериментирования
май
Оформление альбома детских работ «Зеленая аптека в детском саду» Прививать навыки отражения собственных впечатлений в изобразительной деятельности
Оформление книжек-самоделок «Моё любимое растение» Развивать творческое воображение, логическое мышление, мелкую моторику, фантазию у детей дошкольного возраста.
Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители) Закреплять знания детей о лекарственных растениях и приемах ухода за ними.
Углубить знания о лекарственных свойствах растений.
Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.
Развивать мыслительную деятельность, память, речь.
Воспитывать умение работать сообща, оказывать друг другу помощь. 
Подведение итогов реализации проекта.
  • Приложение 1. Перспективное планирование познавательной деятельности по ознакомлению детей со своим организмом;
  • Приложение 2. Планирование совместной деятельности по экологии во 2-ой младшей группе;
  • Приложение 3. Планирование совместной деятельности по экологии в средней группе;
  • Приложение 4. Планирование совместной деятельности по экологии в старшей группе;
  • Приложение 5. Презентация проекта.