Интегрированное занятие "сенсорное воспитание" + развитие речи" "Овощной магазин". 1-я младшая группа

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать разнообразными сенсорными впечатлениями;
  • уточнить понятие «овощи», отработать навык различения их по внешнему виду, называть;
  • развивать речь детей, расширять словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи;
  • закреплять умение составлять целое из частей (разрезных картинок, элементов мозаики), в том числе по образцу;
  • развивать логическое мышление, умение декодировать информацию по знаково-символическим обозначениям, умение классифицировать;
  • развивать познавательные процессы, мыслительные операции;
  • воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели.

Предварительная работа:

  • беседы на тему «овощи», «дикие животные»;
  • рассматривание предметных картинок;
  • дидактические игры «Сварим суп», «Магазин», «Разрезные картинки»;
  • разгадывание загадок об овощах.

Материалы: Блоки Дьенеша, карточки к ним, обручи; разрезные картинки «овощи»; соты Кайе; игрушка зайчик, муляжи овощей, корзинка; мольберт, опорные картинки с изображением блюд из овощей.

Ход занятия

Входим в группу. На стуле сидит зайчик-игрушка.

В:- Кто это?

Д: - Зайчик.

В:- Где зайчики живут?

Д: - В лесу.

Д: - Что зайчики любят кушать?

В:- Как можно морковку и капусту назвать одним словом?

Д: - Овощи.

В: - Какие овощи вы ещё знаете?

Дети называют.

В:- Послушайте стихотворение про зайчика:[1]

-На лесной опушке
В маленькой избушке
Серенький зайчишка жил.
Зайка овощи любил.
Только лишь весна придёт,
Зайка прыг на огород.
Чтобы огород вскопать,
Надо лапочки размять.

Выполняем пальчиковую гимнастику:[2]

У Лариски - две редиски,
У Алёшки - две картошки,
У Серёжки-сорванца
Два зелёных огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да ещё у Петьки – две зелёных редьки

(пальчики в кулачке, поочерёдно их разгибаем).

В: - Какое сейчас время года?

Д: - Весна.

В: - Весной у зайчишки на огороде ещё ничего не выросло. Он голодный. Где же ему овощи любимые взять?

Д: - Купить в магазине.

В: - Поможем зайчику? Пойдём в магазин и купим ему овощи.

Подходят к столу, на котором разложены разрезные картинки.

В: - Вот какой-то магазин. Как же нам узнать, овощной или нет? Какие – то карточки на столе лежат... Я догадалась! Надо картинки сложить.

Выполняют задание: дидактическая игра «сложи картинку (овощи)» - из 2х частей.

В: - Картинки вы сложили правильно, теперь мы сможем узнать, что это за магазин. Что на картинках?

Д: - Овощи.

В: - Значит, какой магазин?

Д: - Овощной.

В: - Какие овощи вы узнали?

Дети называют.

В: - Что из овощей можно приготовить?

Д: - Суп, пюре, салат, сок.

Использовать опорные сигналы – картинки с изображением блюд.

В: - Магазин открылся, теперь можно войти.

-Давайте поиграем! Я буду директором, а вы – продавцами. Согласны? Видите, какой беспорядок в магазине? Овощи только что привезли с овощной базы, а разложить не успели, надо их разложить по местам. Приступим?

Обратите внимание, что овощи в этом магазине необычные. Это блоки. И раскладывать их вы будете по корзинам – обручам.

Дети выполняют задания (использование карточек с условными обозначениями свойств блоков):

  • положить в обруч только красные блоки (какие? какого цвета?);
  • положить в обруч треугольные синие блоки (какие? какого цвета?);
  • положить в обруч большие жёлтые (какие? какого цвета?)[рисунок 1].

В: - Я вами довольна. Вы хорошо потрудились. Справились со всеми заданиями. Где вы работали?

Д: - В магазине.

В: - В каком?

Д: - В овощном.

В: - Кем вы работали?

Д: - Продавцами.

В: - Что вы делали?

Д: - Раскладывали овощи по корзинкам.

В: - Посмотрите, зайчик грустит. Что случилось, зайчишка? (слушаю зайчика). Он голодный, ждёт свою морковку. Зайчик, ты сходи в магазин, купи себе морковку. Мы ведь разложили овощи по корзинкам (показываю корзинку с муляжами овощей).

В: - Зайчик всё ещё невесёлый. Давайте его развеселим, поиграем с ним.

Логоритмическое упражнение «Урожай»:[2]

В огород пойдём,
Урожай соберём - идут по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем - «таскают»,
И картошки накопаем - «копают».
Срежем мы кочан капусты - «срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный - показывают круг 3 раза.
Щавеля нарвём немножко - «рвут»,
И вернёмся по дорожке - идут по кругу.

В: - Что-то он всё равно грустит. Может, подарим ему цветы?

Выкладывают из сот Кайе дорожку и цветы [рисунок 2].

В: - Вот зайчик и повеселел. Почему?

Д: - Подарили цветы, помогли овощи купить, поиграли с ним.

В: - А ещё дорожку в лес выложили, теперь он не заблудится. Зайчик нас благодарит и возвращается в свой лес. Приходи к нам ещё, зайчик! До свидания! Передавай привет своим друзьям!

Список использованной литературы:

  1. М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» (ТЦ «Сфера», М., 2007).
  2. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» (СПБ, «Детство-пресс», 2001).
  3. Методическое пособие «Развивающая предметно – игровая система «Соты Кайе» (ООО «Корвет», СПБ).
  4. Учебно – игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»(ООО «Корвет», СПБ).