Задачи:
- расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать разнообразными сенсорными впечатлениями;
- уточнить понятие «овощи», отработать навык различения их по внешнему виду, называть;
- развивать речь детей, расширять словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи;
- закреплять умение составлять целое из частей (разрезных картинок, элементов мозаики), в том числе по образцу;
- развивать логическое мышление, умение декодировать информацию по знаково-символическим обозначениям, умение классифицировать;
- развивать познавательные процессы, мыслительные операции;
- воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели.
Предварительная работа:
- беседы на тему «овощи», «дикие животные»;
- рассматривание предметных картинок;
- дидактические игры «Сварим суп», «Магазин», «Разрезные картинки»;
- разгадывание загадок об овощах.
Материалы: Блоки Дьенеша, карточки к ним, обручи; разрезные картинки «овощи»; соты Кайе; игрушка зайчик, муляжи овощей, корзинка; мольберт, опорные картинки с изображением блюд из овощей.
Ход занятия
Входим в группу. На стуле сидит зайчик-игрушка.
В:- Кто это?
Д: - Зайчик.
В:- Где зайчики живут?
Д: - В лесу.
Д: - Что зайчики любят кушать?
В:- Как можно морковку и капусту назвать одним словом?
Д: - Овощи.
В: - Какие овощи вы ещё знаете?
Дети называют.
В:- Послушайте стихотворение про зайчика:[1]
-На лесной опушке
В маленькой избушке
Серенький зайчишка жил.
Зайка овощи любил.
Только лишь весна придёт,
Зайка прыг на огород.
Чтобы огород вскопать,
Надо лапочки размять.
Выполняем пальчиковую гимнастику:[2]
У Лариски - две редиски,
У Алёшки - две картошки,
У Серёжки-сорванца
Два зелёных огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да ещё у Петьки – две зелёных редьки
(пальчики в кулачке, поочерёдно их разгибаем).
В: - Какое сейчас время года?
Д: - Весна.
В: - Весной у зайчишки на огороде ещё ничего не выросло. Он голодный. Где же ему овощи любимые взять?
Д: - Купить в магазине.
В: - Поможем зайчику? Пойдём в магазин и купим ему овощи.
Подходят к столу, на котором разложены разрезные картинки.
В: - Вот какой-то магазин. Как же нам узнать, овощной или нет? Какие – то карточки на столе лежат... Я догадалась! Надо картинки сложить.
Выполняют задание: дидактическая игра «сложи картинку (овощи)» - из 2х частей.
В: - Картинки вы сложили правильно, теперь мы сможем узнать, что это за магазин. Что на картинках?
Д: - Овощи.
В: - Значит, какой магазин?
Д: - Овощной.
В: - Какие овощи вы узнали?
Дети называют.
В: - Что из овощей можно приготовить?
Д: - Суп, пюре, салат, сок.
Использовать опорные сигналы – картинки с изображением блюд.
В: - Магазин открылся, теперь можно войти.
-Давайте поиграем! Я буду директором, а вы – продавцами. Согласны? Видите, какой беспорядок в магазине? Овощи только что привезли с овощной базы, а разложить не успели, надо их разложить по местам. Приступим?
Обратите внимание, что овощи в этом магазине необычные. Это блоки. И раскладывать их вы будете по корзинам – обручам.
Дети выполняют задания (использование карточек с условными обозначениями свойств блоков):
- положить в обруч только красные блоки (какие? какого цвета?);
- положить в обруч треугольные синие блоки (какие? какого цвета?);
- положить в обруч большие жёлтые (какие? какого цвета?)[рисунок 1].
В: - Я вами довольна. Вы хорошо потрудились. Справились со всеми заданиями. Где вы работали?
Д: - В магазине.
В: - В каком?
Д: - В овощном.
В: - Кем вы работали?
Д: - Продавцами.
В: - Что вы делали?
Д: - Раскладывали овощи по корзинкам.
В: - Посмотрите, зайчик грустит. Что случилось, зайчишка? (слушаю зайчика). Он голодный, ждёт свою морковку. Зайчик, ты сходи в магазин, купи себе морковку. Мы ведь разложили овощи по корзинкам (показываю корзинку с муляжами овощей).
В: - Зайчик всё ещё невесёлый. Давайте его развеселим, поиграем с ним.
Логоритмическое упражнение «Урожай»:[2]
В огород пойдём,
Урожай соберём - идут по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем - «таскают»,
И картошки накопаем - «копают».
Срежем мы кочан капусты - «срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный - показывают круг 3 раза.
Щавеля нарвём немножко - «рвут»,
И вернёмся по дорожке - идут по кругу.
В: - Что-то он всё равно грустит. Может, подарим ему цветы?
Выкладывают из сот Кайе дорожку и цветы [рисунок 2].
В: - Вот зайчик и повеселел. Почему?
Д: - Подарили цветы, помогли овощи купить, поиграли с ним.
В: - А ещё дорожку в лес выложили, теперь он не заблудится. Зайчик нас благодарит и возвращается в свой лес. Приходи к нам ещё, зайчик! До свидания! Передавай привет своим друзьям!
Список использованной литературы:
- М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» (ТЦ «Сфера», М., 2007).
- Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» (СПБ, «Детство-пресс», 2001).
- Методическое пособие «Развивающая предметно – игровая система «Соты Кайе» (ООО «Корвет», СПБ).
- Учебно – игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»(ООО «Корвет», СПБ).