Урок математики "Сказки А.С. Пушкина на уроках математики"

Разделы: Математика


Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел» (слайд 2).

Цель урока: повторить правила сложения и вычитания смешанных чисел, применение этих действий при решении уравнений и задач; вспомнить  сказки А.С.Пушкина.

Оборудование урока: выставка книг, содержащих сказки А.С.Пушкина; рассказы о творчестве поэта; плакат с высказыванием А.С.Пушкина «Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии»; рисунки учащихся  к сказкам А.С.Пушкина; слайд-шоу, содержащее иллюстрации сказок А.С.Пушкина; экран; мультимедийное устройство (Приложение 1). (слайд 3)

Ход урока

Учитель:
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит (слайд 4).   

Всем нам хорошо знакомы эти слова Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила». Сегодня мы проводим с Вами, ребята, урок математики по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». Форма проведения нашего урока необычная, это  урок – игра « Произведения А.С.Пушкина на уроках математики».

Ну, раз кот умеет петь песни и говорить сказки, то вы, ребята, сегодня должны показать, как хорошо умеете решать уравнения и задачи на сложение и вычитание смешанных чисел. У нас направо примеры, налево уравнения. Решаем мы их устно.

1. Устный счет (слайд 5).

а)  Найдите значение выражения:

рис.1

б)  Решите уравнение:

рис.2

в)  Найдите по формуле 

рис.3

г) Задача 1.

От ленты длиной 8 м отрезали кусок длиной  рис.4 м.  Найдите длину оставшейся части.

д) Задача 2.

На одной машине рис.5  т  груза,  а  на  другой  на  рис.6  т  меньше.  Сколько тонн груза на другой  машине?  Сколько тонн  груза на двух машинах?

2. Вступительное слово о А.С. Пушкине (слайд 6).

В этом году исполнилось 213 лет со дня рождения А.С.Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт, прозаик, драматург, критик, обогативший художественными открытиями русский романтизм, заложивший основы  самобытной русской реалистической литературы  XIX века.  Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 г.  в Москве  в дворянской семье. Пушкин великолепно владел многими литературными жанрами. Он писал стихи, поэмы, романы,  исторические повести, рассказы, сказки.

Сейчас вам предстоит узнать, произведения, какого литературного жанра мы будем использовать в заданиях.

Числами зашифрован этот жанр (слайд 7).

Задание.

Используя таблицу умножения, найдите буквы, соответствующие числам. Запишите в тетради эти буквы и прочитайте полученные слова.

42

48

36

56

28

32


35

49

54

45

40

24

63


Х

4

5

6

7

8

6

Н

Ь

А

С

К

7

К

У

С

П

З

8

И

И

К

З

Ю

9

А

К

Ш

А

Б

Ответ (слайд 8):

С

К

А

З

К

И


П

У

Ш

К

И

Н

А

Расцвет жанра сказки у Пушкина попадает на первую половину 30-х годов XIX века. М. Горький вспоминает: «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока усну».

3. Самостоятельная работа (Слайд 9).

(по вариантам; вариант 1 для слабоуспевающих учеников)

Зашифрованы 4 слова из сказки А.С.Пушкина.

Задание.

Выполните действия, результаты  найдите в таблице и отгадайте зашифрованные слова.

Вариант 1.

рис.7

Вариант 2.

рис.8

Вариант 3.

рис.9

Вариант 4.

рис.10

Из какой сказки эти слова?

Ребята отгадывают зашифрованные слова и название сказки (слайд 10).

Это «Сказка о рыбаке и рыбке» (слайд11).

Учитель зачитывает отрывок из сказки:

«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Сколько всего лет жила эта семья у моря?

Вызванный к доске ученик, решает следующую задачу.

Задача №3 (слайд 12).

В первый день старик поймал рис.11 кг рыбы, что больше массы рыбы, пойманной во второй день, на 1,25 кг. Сколько рыбы поймал старик за два дня?

Ответ к задаче №3 (слайд 13).

1)  рис.11 - 1,25 = 5,80 - 1,25 = 4,55 (т)  – поймал старик во 2 день

2) 5,8 + 4,55 = 10,35 (т)  – поймал старик за два дня.

Ответ: 10,35 т.

Решите  задачу в обыкновенных дробях.

Каким способом решить задачу легче?

Давайте и мы с вами, ребята, половим рыбу.

4. Конкурс «Рыбалка» (слайд 14).

Из плотной цветной бумаги изготавливаются несколько рыбок. На чистой обратной стороне пишется задача. К каждой рыбке прикрепляется большая железная скрепка. Все рыбки с задачами помещаются  в ящик.

Представители команд вылавливают рыбок из ящика с помощью удочки (палочка с веревочкой, на конце которой прикрепляется магнит). Пойманные  задачи решаются учениками.

Решите уравнения:  

рис.12

Ответы уравнений в конкурсе «Рыбалка» (слайд 15).

1 рыбка. Ответ: 2.       2 рыбка. Ответ: 4,5.       3 рыбка. Ответ: 0,625.       4 рыбка. Ответ: 3 2/3.       5 рыбка. Ответ: 5/12.

Пока мы решали уравнения, бабка успела попросить у рыбки: новое  корыто, новую избу, побывать столбовою дворянкой, вольною царицей. Очень хотелось ей быть владычецей морскою: чтобы жить в Окияне– море, чтобы служила  рыбка служила ей и была бы у ней на посылках. Но… (появляется слайд  16 с надписью)

Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула,
И ушла в глубокое море.
Воротился старик к старухе
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.

Чтобы узнать название следующей сказки, надо открыть три сейфа, решив три задачи.

5. Открытие сейфов (слайд 17).

СЕЙФ 1

Сравните дроби, учитывая их удаленность от единицы  130/131  и  131/132.

СЕЙФ 2

При сокращении дроби x/9 получилась дробь 1/x. Найдите х.

СЕЙФ  3

Найдите натуральное число, удовлетворяющее неравенству рис.13

Ответы на задание «Открытие сейфов» (слайд 18).

СЕЙФ 1.

130/131 < 131/132, так как 1/131 > 1/132.

Слово «сказка».

СЕЙФ 2.

х = 3, так как 3/9 = 1/3.

Слово «о царе».

СЕЙФ 3.

x = 3, так как 4 1/6 < 4 1/3 <5 1/3.

Слово «Салтане».

Открыв все сейфы, читаем название сказки: «Сказка о царе Салтане».

Учитель читает отрывок из этой сказки (слайд 19).

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет Ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.

Эта затейница решила поощрять орешками правильно решенные задачи и примеры. Учитель отдает мешочек орехов (орехами служат нарисованные коричневые кружочки) ученику, который раздает их всем, кто правильно отвечает на уроке. В конце урока поводят подсчет «орехов» и награждают победителей.

Ученик читает следующий отрывок из сказки (слайд 20):

В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор.
С ними дядька Черномор.
Сколько всего людей вышло из моря?

6. Вычислите значение выражения (слайд 21).

рис.14

Ответ: 7.

В названии какой сказки А.С.Пушкина  есть число 7?

На экране появляется слайд с персонажами  «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» (слайд 22).

7. Решите задачу.

Учитель читает отрывок из сказки (слайд 23):

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка
«Посади ты эту птицу,–
Молвил он царю,– на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой…

Из какой сказки этот отрывок?  («Сказка о золотом петушке»). Появляется (слайд 24) с персонажем сказки и текстом задачи:

Спица на куполе может выдержать вес рис.15 кг. Царю подарили петушка массой  рис.16 кг.  Выдержит ли спица, если петушок поправиться на 1 кг?

Ответ на задачу о золотом петушке (слайд 25):

1 способ

1) 4 2/3 – 3 1/4 =1 5/12 (кг) – на столько может поправиться петушок.

2)  1 5/12 кг  > 1 кг

Ответ:  спица выдержит петушка.

2 способ

1) 3 1/4 + 1 = 4 1/4 (кг) – стал весить петушок.

2) 4 2/3 > 4 1/4, так как 4  8/12  >  4 3/12.

Ответ: спица выдержит петушка.

8. Соберите картинку.

Учащиеся заранее выполнили творческую работу: на альбомном листе размером 10 х 19 см изобразили сюжеты или персонажей из сказок Пушкина. Учитель разрезает каждый рисунок произвольным образом и помещает в конверт. Ученикам предлагается собрать картинки в определенный рисунок.

9. Заключительное слово о А.С. Пушкине.

Учащиеся высказывают свое мнение о творчестве А.С. Пушкина, учитель подводит итог урока (слайд 26).

Ежегодно в день рождения поэта проводится праздник пушкинской поэзии в Михайловском, собирающий писателей и поэтов, а также многочисленных почитателей таланта Пушкина.

Сюда действительно никогда «… не зарастет народная тропа».

10. Домашнее задание.

Составить кроссворд на тему  «Сказки Пушкина на уроках математики».

Литература:

  1. Составление, вступительная статья, пояснения и примечания к произведениям С. Бонди. «А.С. Пушкин. Избранные произведения.» [Текст] / С.Бонди.– Издательство «Детская литература», 1966 г.
  2. А.С. Пушкин. «Сказки». [Текст] / А.С.Пушкин – Издательство «Урал-пресс Лтд», 1993 г.
  3. Кондратова О.В. «Краснодар, портрет на память» [Текст] / О.В. Кондратова – Издательство «Краснодарские известия», 2002 г.
  4. Бардадым В. «Этюды о Екатеринодаре» [Текст] / В.Бардадым – Краснодар, издательство «Северный Кавказ»,1992 г.