Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел» (слайд 2).
Цель урока: повторить правила сложения и вычитания смешанных чисел, применение этих действий при решении уравнений и задач; вспомнить сказки А.С.Пушкина.
Оборудование урока: выставка книг, содержащих сказки А.С.Пушкина; рассказы о творчестве поэта; плакат с высказыванием А.С.Пушкина «Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии»; рисунки учащихся к сказкам А.С.Пушкина; слайд-шоу, содержащее иллюстрации сказок А.С.Пушкина; экран; мультимедийное устройство (Приложение 1). (слайд 3)
Ход урока
Учитель:
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит (слайд 4).
Всем нам хорошо знакомы эти слова Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила». Сегодня мы проводим с Вами, ребята, урок математики по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». Форма проведения нашего урока необычная, это урок – игра « Произведения А.С.Пушкина на уроках математики».
Ну, раз кот умеет петь песни и говорить сказки, то вы, ребята, сегодня должны показать, как хорошо умеете решать уравнения и задачи на сложение и вычитание смешанных чисел. У нас направо примеры, налево уравнения. Решаем мы их устно.
1. Устный счет (слайд 5).
а) Найдите значение выражения:
б) Решите уравнение:
в) Найдите по формуле
г) Задача 1.
От ленты длиной 8 м отрезали кусок длиной м. Найдите длину оставшейся части.
д) Задача 2.
На одной машине т груза, а на другой на т меньше. Сколько тонн груза на другой машине? Сколько тонн груза на двух машинах?
2. Вступительное слово о А.С. Пушкине (слайд 6).
В этом году исполнилось 213 лет со дня рождения А.С.Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт, прозаик, драматург, критик, обогативший художественными открытиями русский романтизм, заложивший основы самобытной русской реалистической литературы XIX века. Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 г. в Москве в дворянской семье. Пушкин великолепно владел многими литературными жанрами. Он писал стихи, поэмы, романы, исторические повести, рассказы, сказки.
Сейчас вам предстоит узнать, произведения, какого литературного жанра мы будем использовать в заданиях.
Числами зашифрован этот жанр (слайд 7).
Задание.
Используя таблицу умножения, найдите буквы, соответствующие числам. Запишите в тетради эти буквы и прочитайте полученные слова.
42 |
48 |
36 |
56 |
28 |
32 |
35 |
49 |
54 |
45 |
40 |
24 |
63 |
Х |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
6 |
Н |
Ь |
А |
С |
К |
7 |
К |
У |
С |
П |
З |
8 |
И |
И |
К |
З |
Ю |
9 |
А |
К |
Ш |
А |
Б |
Ответ (слайд 8):
С |
К |
А |
З |
К |
И |
П |
У |
Ш |
К |
И |
Н |
А |
Расцвет жанра сказки у Пушкина попадает на первую половину 30-х годов XIX века. М. Горький вспоминает: «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока усну».
3. Самостоятельная работа (Слайд 9).
(по вариантам; вариант 1 для слабоуспевающих учеников)
Зашифрованы 4 слова из сказки А.С.Пушкина.
Задание.
Выполните действия, результаты найдите в таблице и отгадайте зашифрованные слова.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Из какой сказки эти слова?
Ребята отгадывают зашифрованные слова и название сказки (слайд 10).
Это «Сказка о рыбаке и рыбке» (слайд11).
Учитель зачитывает отрывок из сказки:
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Сколько всего лет жила эта семья у моря?
Вызванный к доске ученик, решает следующую задачу.
Задача №3 (слайд 12).
В первый день старик поймал кг рыбы, что больше массы рыбы, пойманной во второй день, на 1,25 кг. Сколько рыбы поймал старик за два дня?
Ответ к задаче №3 (слайд 13).
1) - 1,25 = 5,80 - 1,25 = 4,55 (т) – поймал старик во 2 день
2) 5,8 + 4,55 = 10,35 (т) – поймал старик за два дня.
Ответ: 10,35 т.
Решите задачу в обыкновенных дробях.
Каким способом решить задачу легче?
Давайте и мы с вами, ребята, половим рыбу.
4. Конкурс «Рыбалка» (слайд 14).
Из плотной цветной бумаги изготавливаются несколько рыбок. На чистой обратной стороне пишется задача. К каждой рыбке прикрепляется большая железная скрепка. Все рыбки с задачами помещаются в ящик.
Представители команд вылавливают рыбок из ящика с помощью удочки (палочка с веревочкой, на конце которой прикрепляется магнит). Пойманные задачи решаются учениками.
Решите уравнения:
Ответы уравнений в конкурсе «Рыбалка» (слайд 15).
1 рыбка. Ответ: 2. 2 рыбка. Ответ: 4,5. 3 рыбка. Ответ: 0,625. 4 рыбка. Ответ: 3 2/3. 5 рыбка. Ответ: 5/12.
Пока мы решали уравнения, бабка успела попросить у рыбки: новое корыто, новую избу, побывать столбовою дворянкой, вольною царицей. Очень хотелось ей быть владычецей морскою: чтобы жить в Окияне– море, чтобы служила рыбка служила ей и была бы у ней на посылках. Но… (появляется слайд 16 с надписью)
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула,
И ушла в глубокое море.
Воротился старик к старухе
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
Чтобы узнать название следующей сказки, надо открыть три сейфа, решив три задачи.
5. Открытие сейфов (слайд 17).
СЕЙФ 1 |
Сравните дроби, учитывая их удаленность от единицы 130/131 и 131/132.
СЕЙФ 2 |
При сокращении дроби x/9 получилась дробь 1/x. Найдите х.
СЕЙФ 3 |
Найдите натуральное число, удовлетворяющее неравенству
Ответы на задание «Открытие сейфов» (слайд 18).
СЕЙФ 1.
130/131 < 131/132, так как 1/131 > 1/132.
Слово «сказка».
СЕЙФ 2.
х = 3, так как 3/9 = 1/3.
Слово «о царе».
СЕЙФ 3.
x = 3, так как 4 1/6 < 4 1/3 <5 1/3.
Слово «Салтане».
Открыв все сейфы, читаем название сказки: «Сказка о царе Салтане».
Учитель читает отрывок из этой сказки (слайд 19).
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет Ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
Эта затейница решила поощрять орешками правильно решенные задачи и примеры. Учитель отдает мешочек орехов (орехами служат нарисованные коричневые кружочки) ученику, который раздает их всем, кто правильно отвечает на уроке. В конце урока поводят подсчет «орехов» и награждают победителей.
Ученик читает следующий отрывок из сказки (слайд 20):
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор.
С ними дядька Черномор.
Сколько всего людей вышло из моря?
6. Вычислите значение выражения (слайд 21).
Ответ: 7.
В названии какой сказки А.С.Пушкина есть число 7?
На экране появляется слайд с персонажами «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» (слайд 22).
7. Решите задачу.
Учитель читает отрывок из сказки (слайд 23):
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка
«Посади ты эту птицу,–
Молвил он царю,– на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой…
Из какой сказки этот отрывок? («Сказка о золотом петушке»). Появляется (слайд 24) с персонажем сказки и текстом задачи:
Спица на куполе может выдержать вес кг. Царю подарили петушка массой кг. Выдержит ли спица, если петушок поправиться на 1 кг?
Ответ на задачу о золотом петушке (слайд 25):
1 способ
1) 4 2/3 – 3 1/4 =1 5/12 (кг) – на столько может поправиться петушок.
2) 1 5/12 кг > 1 кг
Ответ: спица выдержит петушка.
2 способ
1) 3 1/4 + 1 = 4 1/4 (кг) – стал весить петушок.
2) 4 2/3 > 4 1/4, так как 4 8/12 > 4 3/12.
Ответ: спица выдержит петушка.
8. Соберите картинку.
Учащиеся заранее выполнили творческую работу: на альбомном листе размером 10 х 19 см изобразили сюжеты или персонажей из сказок Пушкина. Учитель разрезает каждый рисунок произвольным образом и помещает в конверт. Ученикам предлагается собрать картинки в определенный рисунок.
9. Заключительное слово о А.С. Пушкине.
Учащиеся высказывают свое мнение о творчестве А.С. Пушкина, учитель подводит итог урока (слайд 26).
Ежегодно в день рождения поэта проводится праздник пушкинской поэзии в Михайловском, собирающий писателей и поэтов, а также многочисленных почитателей таланта Пушкина.
Сюда действительно никогда «… не зарастет народная тропа».
10. Домашнее задание.
Составить кроссворд на тему «Сказки Пушкина на уроках математики».
Литература:
- Составление, вступительная статья, пояснения и примечания к произведениям С. Бонди. «А.С. Пушкин. Избранные произведения.» [Текст] / С.Бонди.– Издательство «Детская литература», 1966 г.
- А.С. Пушкин. «Сказки». [Текст] / А.С.Пушкин – Издательство «Урал-пресс Лтд», 1993 г.
- Кондратова О.В. «Краснодар, портрет на память» [Текст] / О.В. Кондратова – Издательство «Краснодарские известия», 2002 г.
- Бардадым В. «Этюды о Екатеринодаре» [Текст] / В.Бардадым – Краснодар, издательство «Северный Кавказ»,1992 г.