Каждый год сентябрь месяц я начинаю с уроков, посвященных городу Краснодару. Они помогают увлечь учащихся и сделать первый день занятий математикой неожиданным, интересным и полезным. У этих уроков несколько целей. Во-первых, познавательная. Знать историю своего родного города должен каждый житель Краснодара, и знакомство с историей города и края должно проходить не только на уроках кубановедения. Во-вторых, воспитательная. Эти уроки учат любить наш город, гордиться им и своими предками, построившими его. Они заставляют задуматься над проблемами современного большого города. Предлагаемые на этих уроках примеры и задачи показывают применение математики в жизни человека и развитии общества. Такие уроки решают и развивающие цели. Уроки можно проводить во всех параллелях, начиная с пятого класса. Предлагаемый урок может быть дан при обобщении темы «Натуральные числа» в 5-м классе и при повторении темы «Десятичные дроби» в 6-м классе.
ЦЕЛЬ УРОКА: повторить чтение и запись натуральных чисел и действий над ними.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:
- Задачи с краеведческим содержанием.
- Слайд-шоу «Путешествие по краснодарской улице Красной» – Приложение.
- Стихи Николая Доризо.
Ход урока
Задание. Запишите с помощью цифр все числа, которые вы услышите в первом рассказе учителя о Краснодаре.
Рассказ первый.
Город Краснодар (до декабря 1920 года Екатеринодар) был основан в 1793 году как столица Черноморского казачьего войска переселенного на правобережье Кубани на земли, которые пожаловала казакам императрица Екатерина вторая, «за усердную и ревностную службу» (слайд 1).
Это и объясняет первое название города – Екатеринодар.
ВОПРОСЫ:
- Какие числа вы записали?
- Как они называются?
- Сколько лет город носил имя Екатеринодар?
- Какое действие вы произвели с этими числами?
- Как вычитать натуральные числа?
- Какие классы вы знаете?
- Из каких разрядов состоит каждый класс?
(слайд 2).
Рассказ второй.
В южной части Карасунского кута казаки построили крепость. Она занимала территорию современной детской краевой больницы и была главным фортпостом на кубанской кордонной линии. Где казаки несли пограничную службу. Пространство от крепости до близлежащих жилых кварталов и называлось Крепостной площадью. Сейчас это площадь труда и на ней в 2006 году был восстановлен Войсковой Александро- Невский собор (слайд 3). Этот собор был разрушен в годы Советской власти.
Задача 1. В каком году был первоначально построен собор, если это произошло на 134 года раньше, чем его восстановили?
На экране появляется изображение Войскового Александро-Невского собора (слайд 4)
ВОПРОСЫ:
- Какие числа вы записали?
- Назовите, какой разряд отсутствует в записи числа 2006.
На экране появляется ответ на этот вопрос (слайд 5).
Войсковой Александро-Невский собор построен в 1872 году.
Архитекторы братья И.Д. и Е.Д. Черники.
Разрушен в годы Советской власти.
Восстановлен в 2006 году в начале улицы Красной.
Решение задач и записи чисел ученики выполняют самостоятельно в тетрадях, а один из учеников записывает решение на пленке для кодоскопа или вспомогательной доске для последующей проверки.
При ответах на вопросы идет фронтальная работа с классом. После того, как получены ответы на все вопросы. Вызывается ученик со следующим рассказом и на экране появляется следующий слайд.
Чтобы ученикам 5 класса было удобнее читать, рассказы предлагаются напечатанными заранее на отдельных листах для прочтения вслух.
Рассказ третий.
9 мая 1965 года наш город вместе со всей страной отмечал 20 летие победы над фашизмом. Многолюдно было в этот день на улице Тельмана. У многих из присутствующих на груди были ордена и медали. Это были бывшие фронтовики и среди них участники боев за Краснодар. А собрались они здесь на торжественное открытие памятника воинам-освободителям (скульптор И. Шмагун, архитектор Е.Лашук). Часть бывшей Крепостной площади стала называться площадью Победы.
На экране появляется изображение Памятника войнам-освободителям (слайд 6).
Рассказ четвертый.
Центральную улицу Екатеринодара назвали Красной, в значении красивый, лучший, парадный. Начиналась улица Красная от Крепостной площади. Она особенно дорога нам. По ней проходили церемониальным шагом войска, в сопровождении оркестра, при войсковых регалиях и знаменах, полученных за ратные подвиги. По ней следовали почетные кортежи, сопровождавшие приезжавших в Екатеринодар императоров: Александра II (1861 г.), Александра III (1888 г.), Николая II (1914 г.).
Рассказ пятый.
Но раньше по улице Красной двигались не только машины, автобусы, конница и пешеходы, но и еще одним видом транспорта можно было передвигаться по улице Красной.
Чтобы его узнать нам придется выполнить следующее задание.
Задача 2. Решите предложенные примеры и соотнесите полученные ответы соответствующим буквам. Прочитайте получившееся слово (слайд 7).
- 654 + 367
- 947 – 469
- 153 : 9
- 52×23 - 1077
- 192 : 32 + 8
- (319 – 273) – 29
- 1111 : 11
В | Й | Т | А | М | Р |
14 | 101 | 1021 | 17 | 119 | 478 |
Получили слово: ТРАМВАЙ (слайд 8).
10 декабря 1900 года на Красной собрались тысячи екатеринодарцев. Это был день торжественного открытия трамвайного движения по улице Красной в нашем городе. Украшенные флагами первые вагоны трамвая прошли по всей улице Красной. Сейчас наши современные трамваи двигаются по улице Коммунаров.
На экране появляется изображение трамвая, движущегося по улице города Краснодара.
(слайд 9).
Рассказ шестой.
С самого начала улица Красная была торговой, и по ней тянулись длинные ряды одноэтажных лавок. Улица долго оставалась одноэтажной, но начиная с 1870-х годов все чаще стали строиться здесь двухэтажные. Позже трехэтажные здания. Надстраивались красивые бельэтажи, каменные лавки и главная улица города постепенно меняла свое лицо, становилась не только торговым, но и деловым центром города.
Сейчас улица Красная протянулась более чем на 5 км.
Задание. Выразите длину ул. Красной в метрах.
Рассказ седьмой.
На бывшей Крепостной площади находиться старейшая в городе библиотека. Уже отметившая свое 95летие. Сейчас это краевая научная библиотека имени А.С. Пушкина, имеющая литературу по всем отраслям знаний (слайд 10). Неизмеримо возросли за долгую жизнь библиотеки ее фонды. И в настоящее время они составляют более одного миллиона 500 тысяч единиц. (1,5 млн.) Вместимость помещений почти в три раза меньше и для библиотеки строится новое здание, ставшее, к сожалению, долгостроем (слайд 11).
Задание. Запишите с помощью цифр число, выражающее фонды библиотеки и найдите число, выражающее вместимость помещений библиотеки.(слайд 12).
Рассказ восьмой.
Заканчивается квартал зданием художественного музея, одним из красивейших в городе. Оно известно было в Екатеринодаре как «дом Шарданова» (слайд 13).
Дом Шарданова построен по проекту владельца в 1905 году. В нем располагались торговые помещения, работали высшие женские курс «для приготовления учительниц изящного рукоделия» для учебных заведений, а в 1907 году городская управа стала арендовать здесь второй этаж для картинной галереи. Основой послужила частная коллекция жителя Екатеринодара Ф.А. Коваленко.
Ежегодно Ф.А. Коваленко устраивал выставки, в которых принимали участие художники из других городов России, регулярно выпускал альбомы с фотографиями картин и других экспонатов музея. Был при галерее художественный магазин, где можно было купить произведения живописи. Теперь это Краснодарский краевой, художественный музей имени Федора Акимовича Коваленко.
На экране появляется изображение художественного музея имени Ф.А. Коваленко.
Рассказ девятый.
Есть на улице Красной и любимые места отдыха горожан (слайд 14) – сквер с фонтаном напротив краевой администрации.
Строгое, лаконичное здание с развевающимися флагами долгие годы занимал крайисполком. Сейчас здесь краевая администрация. А перед ним уютная зеленая зона – строгие ряды серебристых елей, зелень газонов.
Перед зданием скульптура «Казака», автора А.А. Аполонова, посвящается кубанскому казачеству. В праздничные дни около памятника стоят в почетном карауле воспитанники Кубанского казачьего корпуса.
На экране появляется изображение скульптуры и почетного караула (слайд 15).
Задача. Сколько раз заступит на пост каждая из трех пар курсантов в течение 4 часов, если смена караула происходит через каждые 20 минут (слайд 16)?
На экране появляется слайд 17 с ответом на эту задачу. Решение задачи учащиеся записывают в тетрадь.
Рассказ десятый.
Много на улице Красной старинных красивых зданий, радующих своей архитектурой глаз горожан и гостей города. Среди них:
- Здание бывшего общества взаимного кредита, ныне здание Госбанка (слайд 18);
- Бывшая гостиница «Центральная» братьев Богарсуковых, сейчас там магазин. Долгое время она считалась лучшей в Екатеринодаре (слайд 19);
- Жилой дом купцов Аведовых, построенный в 1910 году, ныне офис МТС (слайд 20);
- Не раз, наверное, краснодарцы останавливались перед домом с замысловатой архитектурой, где сейчас магазин тканей «Сударушка» (слайд 21) .Был здесь поначалу постоялый двор с «роскошно отделанными номерами». А во дворе у тех же хозяев (это был дом братьев Поляковых) имелась молочная ферма и часто мимо красивого городского дома шествовали буренки. Позже, дом стал сдаваться в аренду, и больше известен, как музыкальный магазин братьев Сарантиди, где продавались пианино, рояли и другие музыкальные инструменты.
Рассказ одиннадцатый.
Еще пару кварталов и мы подошли к концу старой части улицы Красной. Здесь город заканчивался. Но потом город рос и дальше идет новая часть улицы Красной, отличная от старой, но не менее красивая.
На экране появляется изображение кинотеатра «Аврора» (слайд 22).
Замыкает улицу Красную архитектурный ансамбль «Аврора». Вместо предполагаемого здесь обширного парка есть роскошный бульвар. Отдельного названия он не имеет, и именуют его в обиходе «бульвар на улице Красной».
Цветы, кустарники, разросшиеся кроны деревьев, фонтаны создают особый колорит, и жители города, и гости любят гулять и отдыхать здесь. Бульвар не только украшает нашу главную улицу, но является достопримечательностью Краснодара.
Бульваром мы и заканчиваем рассказ о краснодарской улице Красной.
Наш земляк, почетный гражданин города Краснодара, известный поэт Николай Доризо написал стихотворение, посвященное улице Красной.
Хочется привести его слова, которые думается, близки многим краснодарцам:
… Сколько бы не было пройдено
и далеких, и близких путей,
для меня начинается Родина
с этой улицы Красной моей.
ИТОГ УРОКА.
Мы с вами познакомились с красивейшими архитектурными сооружениями конца 19 начала 20 веков. Узнали много интересного из истории города Краснодара, совершили виртуальную экскурсию по его главной улице, улице Красной. Используя натуральные числа, решили предложенные задачи и примеры, повторили классы и разряды натуральных чисел, действия с ними.
В заключении учащимся предлагается самим подобрать материал к урокам, посвященным истории Краснодара и краснодарского края.
ЛИТЕРАТУРА:
- Шахова Г. «Улицы Краснодара рассказывают …» – ООО «Полиграфист», 2002.
- Шахова Г. «Краснодарская улица Красная» – Издательский дом «Краснодарские известия», 1997.
- Кондратова О.В. «Краснодар, портрет на память» – Издательство «Краснодарские известия», 2002.