Дебаты как форма развития коммуникативной компетентности учащихся

Разделы: Русский язык


Огромное значение в развитии коммуникативной компетентности учащихся играет игра «Дебаты». Сегодня эта игра прочно вошла в жизнь различных учебных заведений. Такая форма игры полезна всем тем, кто предполагает не оставаться равнодушным к тем явлениям, которые происходят в обществе, кто хочет быть активным и иметь собственное мнение, кто стремится к самовыражению на словах и на деле.

Сегодня, мы, педагоги, констатируем тот факт, что большинство учащихся-подростков говорит на уроке очень мало, не умеют оформить свое речевое высказывание, не могут рассуждать, обобщать, делать вывод. Для многих ребят приход в ВУЗ оборачивается трудностями в учении, неуспеваемостью, связанной с тем, что ребята привыкли заучивать готовые истины школьного учебника, а также потому, что школа не требовала от них собственных рассуждений, как на уроках гуманитарного цикла, так и по другим предметам.

Может в этом как раз и кроется отсутствие познавательного интереса, нежелание участвовать в жизни социума, связанное с тем, что ребята привыкли говорить то, что надо, что прописано.

Еще одной проблемой коммуникации является то, что ребята практически не владеют культурой коммуникации. Умение прислушиваться к другому мнению и тактично отстаивать свое, умение слышать другого человека и правильно понимать и принимать его доводы, возражать по существу. Для этого многие учителя школ и уделяют большое внимание организации дебатных клубов, в которых учащиеся уже на средней ступени обучения получают возможность развивать свои коммуникативные умения, культуру общения.

Какие умения развивает игра «Дебаты»?

В первую очередь, эта игра развивает интерес к чтению, связанный с необходимостью находить нужную информацию по теме игры. Готовясь к игре, ребятам нужно прочитать различные газетные и журнальные статьи, а зачастую целые книги для того, чтобы дать компетентный ответ на тот или иной вопрос.

Во-вторых, учащиеся учатся говорить в монологической и диалогической форме, при этом внимательно слушая собеседника и одновременно анализируя его высказывание.

В-третьих, игра формирует ответственность учащихся за культуру своего речевого высказывания, так как ребята работают в команде, где каждый отвечает за участие в игре другого человека.

В-четвертых, игра учит учащихся работать на время, учит собранности и обязательности. В определенном смысле, игра помогает преодолеть боязнь говорения, страх, неумение общаться.

В-пятых, дебатное общение развивает исследовательские умения учащихся и нестандартность их мышления. Чем раньше ребята начнут принимать участие в игре, тем быстрее это скажется в их учебных умениях. Они станут лучше и ответственнее подходить к решению творческих заданий.

Их сочинения, контрольные работы перестанут изобиловать речевыми штампами, проявится индивидуальность ученика, его реальная точка зрения по той или иной изучаемой учебной проблеме.

Игра «Дебаты» учит слушать и слышать, учитывать различные точки зрения, видеть сильные и слабые стороны оппонентов и принимать взвешенные решения. Радует и взросление детей. Они усваивают много умений и навыков, которые им пригодятся, учатся общению и, самое главное, учатся мыслить раскованно, ярко, нестандартно, творчески. Сегодня многие педагоги полны уверенности: чем раньше начать играть в эту ролевую игру, тем будет лучше для жизни детей.

Для того, чтобы учащиеся участвовали в игре, необходимо в школе создать дебатный клуб, имеющий свой устав, цели и задачи, тематику игр.

Целью деятельности клуба может быть следующее: расширение кругозора и эрудиции учащихся, развитие коммуникативных способностей, развитие логического мышления и ораторских навыков.

Основные правила игры

Предполагается, что стиль игры раскрывает рассматривающую проблему с разных сторон и дает ее глубокий анализ. В то же время, игроки стараются найти возможные способы ее решения.

Главная характеристика игры – это определенный набор правил, которые обеспечивают столкновение противоречащих точек зрения. Члены каждой команды защищают не свою точку зрения, а ту, которую они получат путем жеребьевки, например, подбрасыванием монетки.

Необходимо отметить, что в соответствии с правилами игра длится более 40 минут, поэтому рекомендуется организовывать ее как внеклассное задание.

Игра состоит из трех частей:

  • Собственно дебаты (45-50 мин.)
  • Обсуждение проблемы с аудиторией (5-10 мин.)
  • Рефлексия игры.

Описание игры

Каждая команда, состоящая из трех человек, получает свое задание за 7-10 дней до проведения дебатов. Игроки ищут материал и фактическую информацию, выбирают подходящие аргументы и вырабатывают подходящие стратегию защиты своей зрения по проблеме: положительную или отрицательную.

У каждого игрока обеих команд свои обязанности, поэтому рекомендуется предварительно определить, то будет выступать первым, вторым, третьим. Необходимо каждому игроку описать круг его обязанностей. Рекомендуется ставить сильных игроков третьими. Более слабым игрокам рекомендуется играть в качестве вторых игроков.

После первой части игры, проблема обсуждается с аудиторией, присутствующие задают вопросы игрокам, представляя свою точку зрения.

Проголосуйте тайно за наиболее убедительную команду. Голосование зависит от:

  • способности логически защищать аргументы;
  • способности поддерживать дискуссию;
  • умения выступать на публике, соблюдать культуру общения в игре.

Победу той или иной команды определяет судья, поэтому им должен быть назначен ответственный человек, возможно, опытный игрок.

Проведение таких игр поможет учащимся логично строить свои речевые высказывания, умение слушать, вести диалог и участвовать в диспуте, преодолевать неуверенность в себе при подготовке к выступлениям, считаться с мнением других и отстаивать свое собственное мнение. Ведь именно эти проблемы мешают большинству учащихся показать уровень своих знаний, презентировать свои способности.