Конкурсная программа "Вместе чай пьем, беседу ведем". 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5


Класс оформлен под чайную: столы накрыты скатертями, стоят самовар, пироги, чашки с блюдцами. Стены украшены плакатами, рисунками.

Цели:

  • приобщение учащихся к культурным ценностям;
  • привитие навыков этикета;
  • создание атмосферы для совместного творчества, досуга.

1-й ведущий. Здравствуйте, друзья! Приглашаю к чаю я!

2-й ведущий. Мы не просто чай попьём, мы беседу проведём!

1-й ведущий. Где, когда и почему чай прославился в миру?

2-й ведущий. А помогут нам ответить на эти вопросы наши товарищи, которые провели операцию «Поиск». Послушаем, что интересного они нашли.

1-й ученик. Кажется удивительным, когда вы задумываетесь, что мы до сих пор пьём напитки, которые нравились человеку тысячи лет назад. Чай относится как раз к таким напиткам.
Китайцы ценили мягкий, стимулирующий эффект чая в течение 4000 тысяч лет. А западному человеку пришлось ждать этот напиток очень долго – чай был завезён в Европу 300 лет назад. Торговля чаем в Китае процветала. Для перевозки лучших сортов чая в Европу даже были построены скоростные корабли – «чайные клиперы».

1-й ведущий. Когда же чай попал в Россию?

2-й ученик. В России впервые чай появился 300 лет назад. Привез его из Монголии посол Василий Старков в подарок царю Михаилу Фёдоровичу. А первый чайный куст был высажен в России в 1818 году в ботаническом саду в Крыму.

2-й ведущий. Чем же чай привлёк внимание стольких людей? Что в нём особенного?

3-й ученик. С древнейших времён чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком. Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезёнки, снимает усталость, сонливость, оживляет мышцы тела. Именно эти качества прославили чай как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников.

4-й ученик. Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая.

1-й ведущий. Да, действительно много полезного в этом напитке. Ведь недаром он полюбился русским людям.

2-й ведущий. На Руси полюбили чай и научились вкусно его заваривать. А для этого использовали душистые целебные травы. Травяной чай не только вкусен и приятен, это бодрящий напиток и тонизирующий одновременно.

1-й ведущий. А мы сейчас проверим это на деле. У вас на столах заваренный чай. Когда его заваривали, использовали различные травы. Сейчас прочитаем четверостишия и узнаем, какие из трав использовались при заварке вашего чая.

Вдоль дороги и по скатам
Бегают до темноты,
Словно жёлтые цыплята
Мать-и-мачехи цветы.

Такие весёлые эти ромашки –
Вот-вот заиграют, как дети, в пятнашки.

Здесь пора остановиться,
Вряд ли мимо кто пройдёт!
Ароматная душица
Разрослась и вся цветёт.

(Дети угадывают по запаху, аромату, какие травы использовались при заварке).

2-й ведущий. Вкус чая вы определили, а теперь продолжим игру – конкурс «Смак».
Разделимся на две команды и попробуем приготовить русское блюдо, без которого не обходится ни одно застолье на Руси и по сей день – «Винегрет».

1-й ведущий. Как вы думаете, что означает слово «винегрет». (Ответы детей).

2-й ведущий. Какие овощи нужны для приготовления винегрета?

(Игра-конкурс на знание овощей).

1-й ведущий. Какие способы нарезки овощей знаете? Покажите. (Творческая работа).

Практическая работа. Приготовление винегрета. В ходе работы выяснить правила обращения с ножом, способы нарезки овощей.

2-й ведущий. Чем приправляют винегрет? Какое масло лучше использовать? (Ответы детей).

1-й ведущий. Наш знаменитый винегрет готов. Пора дегустировать блюдо. Приятного аппетита!

(После трапезы определить команду-победительницу путём выставления оценок на свитке).

2-й ведущий. Продолжим конкурсную программу. Следующий конкурс – «Знаем ли мы правила этикета за столом?» вашему вниманию предлагаются вопросы, на которые отвечает любой игрок команды. Тем самым команды получают возможность заработать дополнительные баллы (по 1 баллу за правильный ответ).

1-й ведущий. Что такое а-ля-фуршет? (Стол с закусками).
– Место ложки при сервировке стола? (Справа от тарелки).
– Место вилки при сервировке стола? (Слева от тарелки).
– Куда положить ложку, когда поел? (В тарелку).
– Что делать с косточками, если едите ягоды или компот?
– В тарелке осталось несколько ложек супа. Куда наклонить тарелку: к себе или от себя? (Никуда, суп останется в тарелке).
– Чем чистям мандарин за столом? (Рукой). А апельсин? (Ножом).
– Как берут хлеб из общего блюда? (Руками).
– Вы размешали сахар в чае. Куда положите ложечку? (На блюдце).

2-й ведущий. Молодцы! А теперь споём частушки. (Исполняют мальчики).

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споём же под чаёк
Чайные частушки!

В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям!
Если в чашке есть чаинки –
Значит, письма пишут нам»!

Самовар блестит, кипя,
Чай в нём пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чая.
Ведь тебе недалеко!
В чае я души не чаю,
Наливай скорей его!

Вот уже струится пар,
Закипает самовар!
Всех ребят я попрошу
Поскорей бежать к столу!

Заканчивается программа чаепитием с пирогами, блинами, тортом. Команда-победительница получает связку баранок в качестве приза.

– Благодарим всех за участие.