Цель урока:
- обучающая – ввести понятие трапеции, познакомиться с видами трапеций, изучить свойства трапеции, научить учащихся применять полученные знания в процессе решения задач;
- развивающая – развитие коммуникативных качеств учащихся, развитие умения проводить эксперимент, обобщать, делать выводы, развитие интереса к предмету.
- воспитательная– воспитывать внимание, создать ситуацию успеха, радости от самостоятельного преодоления трудностей, развить у учащихся потребность в самовыражении через различные виды работ.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая.
Форма организации деятельности детей: умение слушать, строить обсуждение, высказывать мысль, вопрос, дополнение.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран. На ученических столах: разрезной материал для составления трапеции у каждого ученика на парте; карточки с заданиями (распечатки чертежей и заданий из конспекта урока).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности рабочего места к уроку.
II. Актуализация знаний
Цели:
- развитие умений классифицировать объекты;
- выделение главных и второстепенных признаков при классификации.
Рассматривается рисунок №1.
Далее идёт обсуждение рисунка.
– Из чего составлена данная геометрическая
фигура? Ответ ребята находят на рисунках: [из
прямоугольника и треугольников].
– Какими должны быть треугольники, составляющие
трапецию?
Выслушиваются и обсуждаются все мнения,
выбирается один вариант: [треугольники должны
быть обязательно прямоугольными].
– Как составляются треугольники и
прямоугольник? [Так, чтобы противоположные
стороны прямоугольника совпадали с катетом
каждого из треугольников].
– А что вы знаете о противоположных сторонах
прямоугольника? [Они параллельны].
– Значит, и в данном четырёхугольнике будут
параллельные стороны? [Да].
– Сколько их? [Две].
После обсуждения учитель демонстрирует
«королеву урока» — трапецию.
III. Объяснение нового материала
1. Определение трапеции, элементы трапеции
Цели:
- научить учащихся давать определение трапеции;
- называть ее элементы;
- развитие ассоциативной памяти.
– А теперь попробуйте дать полное определение
трапеции. Каждый учащийся продумывает ответ на
вопрос. Обмениваются мнениями в паре, готовят
единый ответ на вопрос. Устный ответ дают по
одному учащемуся от 2-3 пар.
[Трапецией называется четырёхугольник, у
которого две стороны параллельны, а две другие
стороны не параллельны].
– Как называются стороны трапеции? [Параллельные стороны называются основаниями трапеции, а две другие – боковыми сторонами].
Учитель предлагает сложить из разрезных фигур трапеции. Учащиеся работают в парах, складывают фигуры. Хорошо, если пары учащихся будут разноуровневыми, тогда один из учеников является консультантом и помогает товарищу в случае затруднения.
– Постройте в тетрадях трапецию, запишите названия сторон трапеции. Задайте вопросы по чертежу своему соседу, выслушайте его ответы, сообщите свои варианты ответов.
Историческая справка
«Трапеция» – слово греческое,
означавшее в древности «столик» (по гречески
«трапедзион» означает столик, обеденный стол.
Геометрическая фигура была названа так по
внешнему сходству с маленьким столом.
В «Началах» (греч. Στοιχεῖα, лат. Elementa) — главный труд
Евклида, написанный около 300 г. до н. э. и
посвящённый систематическому построению
геометрии) термин «трапеция» применяется не в
современном, а в другом смысле: любой
четырехугольник (не параллелограмм). «Трапеция»
в нашем смысле встречаются впервые у
древнегреческого математика Посидония (Iв.). В
средние века трапецией называли, по Евклиду,
любой четырехугольник (не параллелограмм); лишь в
XVIIIв. это слово приобретает современный смысл.
Построение трапеции по её заданным элементам. Ребята выполняют задания на карточке №1.
Учащимся приходится конструировать трапеции
самых разных расположений и начертаний. В пункте
1 необходимо построить прямоугольную трапецию. В
пункте 2 появляется возможность построить
равнобедренную трапецию. В пункте 3 трапеция
окажется «лежащей на боку». В пункте 4 рисунок
предусматривают построение такой трапеции, у
которой одно из оснований оказывается
непривычно маленьким.
Ученики «удивляют» учителя разными фигурами,
носящими одно общее название – трапеция. Учитель
демонстрирует возможные варианты построения
трапеций.
Задача 1. Будут ли равны две трапеции, у
которых соответственно равны одно из оснований и
две боковые стороны?
Обсуждают решение задачи в группах, доказывают
правильность рассуждения.
По одному ученику от группы выполняет чертёж на
доске, объясняет ход рассуждений.
2. Виды трапеции
Цели:
- развитие двигательной памяти, умений разбивать трапецию на известные фигуры, необходимые для решения задач;
- развитие умений обобщать, сравнивать, давать определение по аналогии, выдвигать гипотезы.
Рассмотрим рисунок:
– Чем отличаются трапеции, изображённые на
рисунке?
Ребята заметили, что вид трапеции зависит от вида
треугольника, расположенного слева.
– Дополните предложение:
Трапеция называется прямоугольной, если …
Трапеция называется равнобедренной, если …
3. Свойства трапеции. Свойства равнобедренной трапеции.
Цели:
- выдвижение по аналогии с равнобедренным треугольником гипотезы о свойстве равнобедренной трапеции;
- развитие аналитических умений (сравнивать, выдвигать гипотезу, доказывать, строить).
- Отрезок, соединяющий середины диагоналей, равен полуразности оснований.
- У равнобедренной трапеции углы при любом основании равны.
- У равнобедренной трапеции диагонали равны.
- У равнобедренной трапеции высота, опущенная из вершины на большее основание, делит его на два отрезка, один из которых равен полусумме оснований, другой – полуразности оснований.
Задача 2. Докажите, что в
равнобедренной трапеции: а) углы при каждом
основании равны; б) диагонали равны. Для
доказательства этих свойств равнобедренной
трапеции вспоминаются признаки равенства
треугольников. Учащиеся выполняют задание в
группах, обсуждают, записывают решение в тетради.
По одному ученику от группы проводят
доказательство у доски.
4. Упражнение на внимание
5. Примеры применения форм трапеций в повседневной жизни:
- в интерьерах (диваны, стены, навесные потолки);
- в ландшафтном дизайне (границы газонов, искусственных водоемов, камней);
- в индустрии моды (одежда, обувь, аксессуары);
- в дизайне предметов повседневного пользования (светильники, посуда, с использованием форм трапеции);
- в архитектуре.
Практическая работа (по вариантам).
– В одной системе координат постройте равнобедренные трапеции по заданным трём вершинам.
1 вариант: (0; 1), (0; 6), (– 4; 2), (…; …) и (– 6; – 5), (4; – 5),
(– 4; – 3), (…; …).
2 вариант: (– 1; 0), (4; 0), (6; 5), (…; …) и (1; – 2), (4; – 3), (4;
– 7), (…; …).
– Определите координаты четвёртой вершины.
Решение проверяется и комментируется всем
классом. Учащиеся указывают координаты
четвёртой найденной точки и устно пытаются
объяснить, почему заданные условия определяют
только одну точку.
Занимательная задача. Сложить трапецию из: а) четырёх прямоугольных треугольников; б) из трёх прямоугольных треугольников; в) из двух прямоугольных треугольников.
IV. Домашнее задание
Цели:
- воспитание правильной самооценки;
- создание ситуации “успеха” для каждого ученика.
п.44, знать определение, элементы трапеции, ее виды, знать свойства трапеции, уметь их доказывать, №388, №390.
V. Итог урока. В конце урока даётся ребятам анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно /не интересно |