Информационно-коммуникативные технологии как средство развития патриотического самосознания старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине. [1, 2]

Поиск содержания, средств, методов осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное. Важная роль принадлежит информационно-компьютерным технологиям (ИКТ).

Целью инновационного проекта «Информационно–коммуникативные технологии, как средство развития патриотического самосознания старших дошкольников» была разработка модели работы по данному направлению в ходе изучения особенностей патриотического воспитания средствами ИКТ в воспитательно-образовательном процессе  ДОУ.

Задачи проекта:

  • дополнить базовую программу воспитания, обучения и развития новыми инновационными технологиями в сфере патриотического воспитания дошкольников;
  • использовать в системе исторический и этнографический материал для воспитания у детей патриотизма;
  • формирование у детей  толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, элементарных знаний о правах человека средствами информационно-коммуникативных  технологий.
  • Воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослым разных национальностей.

В нашем детском саду организована система работы развитию патриотическому воспитанию, главной составляющей, которой является реализация городской программы по  патриотическому воспитанию «Мир в твоих руках» Кургановой М.Б., Басмановой Г.М., Докуновой Ю. А, Великжаниной О.Л.

Реализация инновационного проекта осуществлялась в несколько этапов. На первом (подготовительном) этапе была сформирована творческая группа по разработке стратегии инновационной деятельности ДОУ, проведена экспертиза условий ДОУ для этой деятельности, выявлена готовность к ней педагогов, определены перспективные направления в системе патриотического воспитания, разработан пакет документов по нормативно-правовому методическому и организационному обеспечению инновационной деятельности.

Второй этап был посвящен составлению проекта работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников, разработке модели взаимодействия родителей и ДОУ.

На третьем велась работа по апробации программы «Мир в твоих руках» в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.

На четвертом этапе  проведен мониторинг реализации проекта, организованы мероприятия по пропаганде достижений, подготовили к изданию научно-методический и информационный материал.

Реализация программы осуществлялась в старших и подготовительной к школе группах детского сада.

Оптимизация образовательного процесса достигнута не за счет увеличения объема знаний и количества занятий, а за счет переноса основного внимания с содержания обучения на его средства: интегрирование разных видов детской деятельности, использование прогрессивных методов и технологий таких, как моделирование ситуаций, детское экспериментирование, проектная и исследовательская деятельность, индивидуально-личностное общение педагога с ребенком. Интегрирование разных видов детской деятельности нашло свое продолжение в процессе реализации совместных  проектов педагогов, детей и родителей на патриотические темы «Мой папа в армии служил», изготовление открыток «Георгиевская ленточка» и другие. Хорошо зарекомендовали себя также комплексные и интегрированные занятия  «Родные просторы», «День победы», «Защитники Отечества» и другие.

Современная модель сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников строилась как процесс межличностного общения. В этом направлении коллектив нашего детского сада решал следующие задачи: объединение усилий педагогов и родителей для развития патриотического самосознания детей; создание атмосферы общности интересов в процессе организации инновационной деятельности; активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Мы использовали активные формы работы с целью ознакомления членов семей воспитанников с инновационной и опытно-экспериментальной деятельностью. Были проведены открытые занятия, лекторий для родителей «Роль семьи в патриотическом воспитании», «Народные игры как средство в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Мы растим патриота»; «Моральное воспитание старших дошкольников»; «Традиции в семье». Родители приняли активное участие в оформлении выставок «Наша дружная семья», «Зимний сон» и т.д., в разработке проектов «Генеалогическое древо семьи», «Герб и девиз семьи», «Однажды на войне» и  т.д., в поиске информации, фотографий. Широко используются видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детского сада. Опрос родителей показал, что 97,8% родителей довольны инновационными процессами, происходящими в ДОУ.

Использование информационно-коммуникативных  технологий в образовательном процессе ДОУ способствует и росту профессионального мастерства педагогов. Для повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов нашего детского сада в области теоретических основ и практических методов патриотического воспитания дошкольников  разработаны обучающие семинары на основе презентаций. Она включала следующие мероприятия: педагогическое проектирование, активные игровые методы, практикумы и тренинги, лекции (проблемные, лекции-диалоги), интернет-поиск в соответствии с определенным заданием. При непосредственном участии педагогов-экспериментаторов творческой группы были проведены:

– теоретические семинары «Роль народных игр в патриотическом воспитании детей»; «Ознакомление с историей Абакана, как средство патриотического воспитания дошкольников».
– заседание творческих и проблемных групп по разработке отдельных аспектов совершенствования программы;
– обмен опытом (копилка педагогического мастерства), где творческая группа представила фото-, видео-, аудио-, наглядный материалы.
– мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровые технологии, как средство патриотического воспитания старших дошкольников».

Для реализации программы по патриотическому воспитанию в детском саду организована предметно-развивающая среда. В нашем детском саду созданы два  мини-музея по приобщению детей к хакасской и русской культурам. Кроме основного центра краеведения, оформлены мини-центры в группах. За основу  взят блочно-тематический подход, который выражается в том, что содержание знаний концентрируется в темах: «Устное народное творчество», «Геральдика», «Музыкальные инструменты Хакасии», «Национальные орнаменты», «Их знает Россия», «Быт древней Руси» и т.п. Для систематизации и углубления знаний об  истории возникновения  и развития Абакана собран материал по его истории, разработаны познавательные занятия, экскурсии по родному городу, разработано тематическое планирование.

Критериями эффективности проводимой  работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием  информационно-коммуникативных  технологий являются положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре России.

Мониторинг данных по патриотическому воспитанию (по методикам предложенным Урунтаевой Г.А) показывает положительную динамику высокого и среднего уровней (с 60% до 80%). У детей сформированы представления о морали, они осознают нравственные нормы и реализуют их в поведении, сформированы  представления о   Родине, своем городе, о самом себе. Таким образом, систематическое использование ИКТ способствует развитию патриотического самосознания дошкольников.

Список литературы:

1. Козлова С.А. «Я – человек». Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2003.
2. Курганова М.Б., Басманова Г.М., Докунова Ю. А., Великжанина О.Л. «Мир в твоих руках» Программа по развитию патриотического самосознания старших дошкольников. – Абакан, 2008.