Игровые технологии на уроке истории

Разделы: История и обществознание


В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка... Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность. Я в своей работе очень часто практикую уроки с элементами игровой деятельности.

Тема: Индийские касты (5 класс).

Цели:

  • обогащение словарного запаса, работа над исторической терминологией;
  • познакомить учащихся с происхождением каст, их особенностями, возникновением неравенства;
  • развитие речи,  мышление, кругозора учащихся;
  • воспитание трудолюбия, гуманизма.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Сообщение плана урока

2. Проверка домашнего задания

Словарная работа:  составить слово и объяснить его значение:

У Д Ш Ф А  (шадуф )
О А Ф Р А Н (фараон)
Н Л О И Г А (налоги)
И Р К С Ж А И Л ( скрижали)

– Каково географическое положение Индии?
– Каков климат Индии?
– Что общего в природных условиях условиях Египта,  Двуречья ,  Индии?
– Как назывался лес в долине реки Ганг. (Джунгли).
– Опишите Джунгли.
– Что выращивали в Индии? (Рис, хлопчатник,  сахарный тростник, пшеницу, ячмень)
– Как в Индии относились к животным? Почему?
– Что сходно в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании,  что различно?

Игра «Найди лишнее». Объясни, почему.

а) Гималаи
б) Ганг
в) Нил (в Египте)
г) Инд

а) Амон-Ра
б) Бастет
в) Нут
г) Ганеша   (бог с головой слона в Индии)

– В чём особенность религии индийцев?  (переселение душ)

– В чём заключается ЭКОЛОГИЯ ДУШИ человека, живущего в Индии? (кем он станет после смерти зависит от его поведения).

3.  Сообщение нового материала

I. Происхождение каст:

а) РЕЛИГИЯ: буддизм;
б) Легенда о БУДДЕ: ( рассказ ученика)
в) КАСТА –  группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями; принадлежность передавалась по наследству;
г) Какое поведение считалось достойным, хорошим?

Учащиеся под руководством учителя составляют таблицу.

Название касты Цвет одежды Бога. Тело Брахмы Деятельность человека
Жрецы (Брахманы) Белый Рот Молятся
Войны Красный Руки Сражаются
Земледельцы Жёлтый Бёдра Пашут землю
слуги Чёрный Ступни ног Выполняют самую грязную работу

Принадлежность к касте передавалась по наследству, так как у лошади не может родиться поросёнок, так и у слуги не может родиться воин.

II. Жизнь Брахмана: (учащиеся самостоятельно, готовят по рядам пересказ)

ПЕРИОДЫ жизни:

  • учение – 1 ряд (с 7 лет)
  • создание семьи – 2 ряд (с 16 лет)
  • отшельничество – 3 ряд  (когда появлялись внуки; цель –  достичь душевного покоя)

IV. «Неприкасаемые»:

Жили за пределами деревни, питались отбросами, приходили в деревню убирать мусор.
К ним нельзя было прикасаться. Как вы думаете почему?

V. Неравенство между кастами:

– суровые наказания за непослушание;
– Будда учил, что главное – личное достоинство человека, а не его происхождение.

Вывод: возникновение неравенства среди индийцев было закреплено… ( религией)

ЭКОЛОГИЯ ДУШИ: если касты будут покорны, то после смерти могут родиться кастой выше.

4. Закрепление

Побудьте в роли учителя.

Викторина «Верно – неверно» (на листочках)

  • Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из 4 каст ( верно)
  • Брахманы выполняют самую грязную работу (неверно)
  • Человек, отказавшийся от общения с другими людьми это – слуга (неверно)
  • Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией (верно)
  • Религия в Индии не давала ни какого утешения людям (неверно)

5. Домашнее задание: § 21, ответить  на вопросы, нарисовать рисунки: «Касты Древней Индии» (по желанию) ; составить рассказ от 1 лица: 1 вариант: Жизнь Брахмана.
2 вариант: Жизнь воина  3 вариант: Жизнь земледельца 4 вариант: Жизнь слуги.