- Образовательные:
- закрепить и углубить знания об основном законе географии – широтной зональности на примере природных зон Южной Америки;
- изучить особенности природных зон Южной Америки.
- Показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата и внутренних вод на развитие органического мира Южной Америки;
- Развивающие:
- продолжить совершенствовать умения анализировать тематические карты;
- отработать умение учащихся характеризовать природные зоны, выявлять взаимосвязи между природными компонентами;
- развивать навыки по выбору рационального выполнения этапов работы.
- Воспитательные:
- оценивать степень изменения природы под воздействием хозяйственной деятельности человека;
- воспитывать взаимопонимание, взаимовыручку, дружбу в процессе совместной работы на результат;
- воспитывать у школьников бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- учебник географии «Материки, океаны и страны» И. В. Коринская, В.А. Душина, атласы по географии 7 класс,
- тетради, таблицы для заполнения,
- мультимедийный проектор,
- рисунки учащихся,
- настенная карта Южной Америки.
Методы и формы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный, репродуктивный, самостоятельная работа, индивидуальная.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение природы Южной Америки: узнаем, какие природные зоны находятся на этом материке, дадим им характеристику. Познакомимся с новыми понятиями, заслушаем сообщения приготовленные ребятами. Рассмотрим, как изменяется природа материка под воздействием х/д человека, какое отрицательное воздействие оказывает человек на растительный и животный мир. Сформулируем правила бережного отношения к природе. Запишите в тетради число и тему урока.
II. Изучение нового материала
– Ребята, откройте атласы на стр. ПЗ. Давайте
посмотрим, какие природные зоны сформировались
на материке.
В связи с преобладанием влажного климата в Южной
Америке широко распространены леса и
сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе
стороны от экватора в Амазонии простираются
постоянно влажные вечнозеленые леса,
сменяющиеся к северу и югу на нагорьях
переменно-влажными листопадными тропическими
лесами, редколесьями и саваннами, особенно
обширными в южном полушарии. На юге материка
расположены степи и полупустыни. Узкая полоса в
пределах тропического климатического пояса на
западе занята пустыней Атакама, (записали
природные зоны в тетрадь)
Как и Австралия, Южная Америка выделяется среди
материков своеобразием органического мира.
Длительная изоляция от других континентов
способствовала формированию в Южной Америке
богатого и во многом эндемичного растительного и
животного мира. Она – родина каучуконоса гевеи,
шоколадного дерева, хинного и красного деревьев,
виктории-регии, а также многих культурных
растений – картофеля, томата, фасоли. Среди
эндемиков животного мира следует назвать
неполнозубых (муравьеды, броненосцы, ленивцы)
широконосых обезьян, лам, некоторых грызунов
(водосвинка – капибара, шиншиллы).
– Сейчас мы с вами прослушаем сообщения об особенностях растительного и животного мира, тех П.З., которые занимают наибольшие площади на материке. Будьте внимательны, я раздаю вам таблицы с частичной характеристикой П.З., однако не во всех колонках есть сведения. Задача заключается в том, чтоб по ходу сообщения вы заполнили их.
Природная зона |
ГП |
Климат |
Почвы |
Растительность |
Животный мир |
Влияние человека |
Влажные экваториальные леса – сельва |
По обе стороны от экватора, на Амазонской низменности |
Экваториальный пояс: жарко и влажно |
Красно- желтые ферраллитные |
Шоколадное дерево, хинное дерево, пальмы, сейба, молочай, дынное дерево, гевея, лиана, орхидея |
Обезьяна-ревун, ленивец, муравьед, тапир, ягуар, попугаи, колибри |
Вырубка лесов, которые дают много кислорода |
Саванны |
Оринокская низменность, |
Субэкватриальный: жарко, тропический пояс: сухо и жарко |
Красные ферраллитные |
Акации, |
Олени, пекари, муравьеды, броненосцы, ягуары, пумы, страус нанду |
На месте тропического леса создаются плантации кофейных деревьев |
Степи – пампа |
К югу от саванн до 40° ю.ш. |
Субтропический пояс: тепло и влажно |
Красновато-черные |
Ковыль, просо, камыши |
Пампасный олень, лама, нутрия, броненосец, пампасная кошка |
Поля пшеницы, кукурузы, загоны для выпаса скота, вырубка хвойных деревьев |
Полу-пустын – Патагония |
Узкая полоса вдоль Анд на юге
Юж. |
Субтропический, умеренны й пояс: сухо и прохладно ' |
Бурые, серо-бурые |
Злаки, подушкообразные кустарники |
Вискаша, нутрия, броненосцы |
Учащиеся зачитывают сообщения, после каждого проверяем, что дописали в таблице.
- Влажные экваториальные леса.
- Саванны.
- Степи – пампа.
- Полупустыни.
– Итак, мы прослушали с вами сообщения об основных П.З., доказали, что растительный и животный мир Южной Америки эндемичен и разнообразен. А теперь дадим оценку степени изменения природы материка под воздействием х/д человека.
Зачитывается стихотворение о природе и сообщение.
Как-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого,
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте.
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню!
Все хорошо, конечно, было,
Но... цивилизация на Землю наступила.
Вырвался на волю технический прогресс.
Мир научный, дремлющий доселе, вдруг воскрес,
И подарил земному населению
Адские свои изобретения.
Вывод: показываем слайд об отрицательном воздействии человека. Схему перечерчиваем в тетрадь.
Домашним заданием у вас было
сформулировать правила бережного отношения к
природе. Пожалуйста, кто приготовил, давайте
заслушаем. Слайд по охране природы.
Для сохранения растительного и животного мира
необходимо бережно относиться к природе,
создавать особо охраняемые территории –
заповедники, национальные парки, создавать
различные центры и организации по охране
окружающей среды. Ведь от того, как мы относимся к
природе зависит и наше с вами здоровье. Схему
перечерчиваем в тетрадь.
III. Осмысление
– Чем объясняется видовое разнообразие
растительного и животного мира Южной Америки?
– Перечислить основные природные зоны Южной
Америки, (по таблице)
IV. Подведение итогов
– Всем ребятам, приготовившим сообщения оценка
«5»
– Оценить тех, кто отвечал в течение урока.
V. Домашнее задание
§ 44 прикрепить таблицу в тетрадь, выучить.