Урок "Природные зоны Южной Америки"

Разделы: География, Внеклассная работа


Цели урока:

  • Образовательные:
  • закрепить и углубить знания об основном законе географии – широтной зональности на примере природных зон Южной Америки;
  • изучить особенности природных зон Южной Америки.
  • Показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата и внутренних вод на развитие органического мира Южной Америки;
  • Развивающие:
  • продолжить совершенствовать умения анализировать тематические карты;
  • отработать умение учащихся характеризовать природные зоны, выявлять взаимосвязи между природными компонентами;
  • развивать навыки по выбору рационального выполнения этапов работы.
  • Воспитательные:
  • оценивать степень изменения природы под воздействием хозяйственной деятельности человека;
  • воспитывать взаимопонимание, взаимовыручку, дружбу в процессе совместной работы на результат;
  • воспитывать у школьников бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • учебник географии «Материки, океаны и страны» И. В. Коринская, В.А. Душина, атласы по географии 7 класс,
  • тетради, таблицы для заполнения,
  • мультимедийный проектор,
  • рисунки учащихся,
  • настенная карта Южной Америки.

Методы и формы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный, репродуктивный, самостоятельная работа, индивидуальная.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Сегодня на уроке мы продолжим изучение природы Южной Америки: узнаем, какие природные зоны находятся на этом материке, дадим им характеристику. Познакомимся с новыми понятиями, заслушаем сообщения приготовленные ребятами. Рассмотрим, как изменяется природа материка под воздействием х/д человека, какое отрицательное воздействие оказывает человек на растительный и животный мир. Сформулируем правила бережного отношения к природе. Запишите в тетради число и тему урока.

II. Изучение нового материала

– Ребята, откройте атласы на стр. ПЗ. Давайте посмотрим, какие природные зоны сформировались на материке.
В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе стороны от экватора в Амазонии простираются постоянно влажные вечнозеленые леса, сменяющиеся к северу и югу на нагорьях переменно-влажными листопадными тропическими лесами, редколесьями и саваннами, особенно обширными в южном полушарии. На юге материка расположены степи и полупустыни. Узкая полоса в пределах тропического климатического пояса на западе занята пустыней Атакама, (записали природные зоны в тетрадь)
Как и Австралия, Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Длительная изоляция от других континентов способствовала формированию в Южной Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Она – родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, хинного и красного деревьев, виктории-регии, а также многих культурных растений – картофеля, томата, фасоли. Среди эндемиков животного мира следует назвать неполнозубых (муравьеды, броненосцы, ленивцы) широконосых обезьян, лам, некоторых грызунов (водосвинка – капибара, шиншиллы).

– Сейчас мы с вами прослушаем сообщения об особенностях растительного и животного мира, тех П.З., которые занимают наибольшие площади на материке. Будьте внимательны, я раздаю вам таблицы с частичной характеристикой П.З., однако не во всех колонках есть сведения. Задача заключается в том, чтоб по ходу сообщения вы заполнили их.

Природная зона

ГП

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

Влияние человека

Влажные экваториальные леса – сельва

По обе стороны от экватора, на Амазонской низменности

Экваториальный пояс: жарко и влажно

Красно- желтые ферраллитные

Шоколадное дерево, хинное дерево, пальмы, сейба, молочай, дынное дерево, гевея, лиана, орхидея

Обезьяна-ревун, ленивец, муравьед, тапир, ягуар, попугаи, колибри

Вырубка лесов, которые дают много кислорода

Саванны

Оринокская низменность,
Гвианское, Бразильское плоскогорья.

Субэкватриальный: жарко, тропический пояс: сухо и жарко

Красные ферраллитные

Акации,
пальмы,
кактус,
мимоза,
молочай,
кебрачо,
кустарники,
бутылочное
дерево.

Олени, пекари, муравьеды, броненосцы, ягуары, пумы, страус нанду

На месте тропического леса создаются плантации кофейных деревьев

Степи – пампа

К югу от саванн до 40° ю.ш.

Субтропический пояс: тепло и влажно

Красновато-черные

Ковыль, просо, камыши

Пампасный олень, лама, нутрия, броненосец, пампасная кошка

Поля пшеницы, кукурузы, загоны для выпаса скота, вырубка хвойных деревьев

Полу-пустын – Патагония

Узкая полоса вдоль Анд на юге Юж.
Амери­ки

Субтропический, умеренны й пояс: сухо и прохладно '

Бурые, серо-бурые

Злаки, подушкообразные кустарники

Вискаша, нутрия, броненосцы

 

Учащиеся зачитывают сообщения, после каждого проверяем, что дописали в таблице.

  • Влажные экваториальные леса.
  • Саванны.
  • Степи – пампа.
  • Полупустыни.

– Итак, мы прослушали с вами сообщения об основных П.З., доказали, что растительный и животный мир Южной Америки эндемичен и разнообразен. А теперь дадим оценку степени изменения природы материка под воздействием х/д человека.

Зачитывается стихотворение о природе и сообщение.

Как-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого,
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте.
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню!
Все хорошо, конечно, было,
Но... цивилизация на Землю наступила.
Вырвался на волю технический прогресс.
Мир научный, дремлющий доселе, вдруг воскрес,
И подарил земному населению
Адские свои изобретения.

Вывод: показываем слайд об отрицательном воздействии человека. Схему перечерчиваем в тетрадь.

Домашним заданием у вас было сформулировать правила бережного отношения к природе. Пожалуйста, кто приготовил, давайте заслушаем. Слайд по охране природы.
Для сохранения растительного и животного мира необходимо бережно относиться к природе, создавать особо охраняемые территории – заповедники,  национальные парки, создавать различные центры и организации по охране окружающей среды. Ведь от того, как мы относимся к природе зависит и наше с вами здоровье. Схему перечерчиваем в тетрадь.

III. Осмысление

– Чем объясняется видовое разнообразие растительного и животного мира Южной Америки?
– Перечислить основные природные зоны Южной Америки, (по таблице)

IV. Подведение итогов

– Всем ребятам, приготовившим сообщения оценка «5»
– Оценить тех, кто отвечал в течение урока.

V. Домашнее задание

§ 44 прикрепить таблицу в тетрадь, выучить.

Приложение 1