Пояснительная записка.
Новая стратегия образования – “образование на протяжении всей жизни человека” – меняет ценностные ориентации в понимании сущности и структуры учения. Умение учиться становится одним из главных условий успешного жизненного самоопределения человека, что делает актуальным развитие культуры учения обучающихся. Развитие культуры учения невозможно без развития субъектности обучающихся, осознания ими особенностей своей познавательной деятельности. Мышление представляет собой один из главных познавательных процессов, поэтому старшеклассникам важно иметь представление о феномене мышления, уметь целенаправленно совершенствовать свои мыслительные способности. В то же время мышление тесно связано с другими психическими познавательными процессами, а значит, теоретическое осмысление феномена мышления невозможно без рассмотрения особенностей восприятия, внимания и памяти, поэтому данный теоретический блок включен в программу развития мышления. Актуальность познания учащимися своих мыслительных возможностей и ресурсов и определяет цель данной программы.
Цель: помочь учащимся в осознании индивидуального стиля интеллектуальной и познавательной деятельности.
Основные задачи:
- Дать понятие познавательных процессов, их особенности и роли в познании.
- Дать понятие мышления, его сущности и структуры.
- Познакомить учащихся с методами диагностики интеллектуальных способноcтей и креативности мышления.
- Провести диагностику уровня интеллектуального развития учащихся.
- Помочь учащимся в совершенствовании своих мыслительных способностей.
- Способствовать реализации творческого потенциала и саморазвитию личности.
Содержательный материал представлен тремя блоками: теоретический, практический и тренинг решения творческих задач. Ведущим среди них является практикум, так как позволяет провести диагностику уровня развития процессов мышления учащихся.
Теоретический блок включает материал об особенностях психических познавательных процессов, логико-психологической природе мышления, его индивидуальных особенностях и особенностях творческого мышления. Практический блок состоит из занятий по диагностике познавательных процессов, особенностей мышления и креативности, а также из задач, игр и упражнений на развитие логического и творческого мышления.
Периодичность занятий: один раз в неделю, один час (урок).
Основной вид деятельности на занятии – индивидуальная работа с элементами самоанализа. Представлены также групповая работа, работа в парах.
Оценка уровня усвоения учебного материала.
Проводится анализ качества выполнения самостоятельных и творческих работ.
При оценке качества выполнения индивидуальной самостоятельной работы анализируется понимание сути вопроса, логичность изложения, правильность, точность выполнения (соответствие теме), объем выполненного задания, умение анализировать собственную деятельность, осуществлять перенос знаний из одной области деятельности в другую, делать выводы, обобщать. При оценке творческой работы учитывается также оригинальность, самостоятельность выполнения.
При выполнении группового задания оценивается умение работать в группе, вести диалог, представить результат работы. Отметку получает вся группа (при этом учитывается степень включенности в общее дело каждого участника групповой работы, для этого все учащиеся оценивают собственную деятельность и работу товарищей по критериям, представленным в оценочном листе).
Учебно-тематический план.
№ темы |
наименование
темы |
количество часов |
в том числе | |
теоретические | практические | |||
1 2 3 4 5
6 7 8 9
10 |
Роль познавательных процессов в мышлении
Ощущения и восприятие Внимание Память Мышление как познавательный процесс: Особенности творческого мышления Индивидуальные особенности мышления Диагностика мышления Развитие мышления Групповое решение творческих задач |
1 3 3 3 2
2 2 5 6
3 |
1 1 1 1 1
1 1 1 –
– |
– 2 2 2 1
1 1 4 6
3 |
Итого | 30 | 8 | 22 |
Содержание.
1. Роль познавательных процессов в мышлении.
Пути и способы интеллектуального познания человеком окружающего мира. Роль ощущений и памяти в процессах познания. Особое положение внимания среди познавательных процессов.
2. Ощущения и восприятие.
Понятие ощущений. Роль ощущений в познании мира. Возникновение ощущений. Виды ощущений. Восприятие, его роль в познании. Виды восприятия (простые, сложные, специальные). Свойства восприятия. Феномены восприятия. Особенности восприятия человеком формы, времени, движения. Зрительные иллюзии.
3. Внимание.
Понятие внимания. Функции внимания. Значение внимания в жизни человека. Роль внимания в познании. Виды внимания и их сравнительная характеристика. Непроизвольное, произвольное, постпроизвольное внимание. Характеристики и условия оптимального функционирования каждого вида внимания. Свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, распределение, переключение. Возрастное развитие этих свойств. Индивидуальные особенности внимания. Методы изучения внимания. Способы и приемы тренировки внимания.
4. Память.
Понятие памяти. Зачем нужна память? Значение памяти в жизни человека. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Узнавание и забывание. Запоминание произвольное – непроизвольное, смысловое (логическое) – механическое. Кратковременная, долговременная, оперативная память. Типы памяти: наглядно-образный, словесно-логический, эмоциональный. Связь памяти с речью и мышлением. Продуктивность памяти. Причины, влияющие на продуктивность памяти. Законы памяти. Правила сохранения информации. Резервы памяти. Методы изучения памяти. Способы и приемы тренировки памяти. Мнемотехника.
5. Мышление как познавательный процесс.
Что такое мышление. Что нового по сравнению с другими психическими процессами вносит мышление в познание мира человеком. Мышление как особого рода деятельность и реальный процесс решения задач. Классификация мышления по различным основаниям.
Психологическая природа мышления. Задачи и условия мышления: мотивация, эмоциональный настрой, проблемная ситуация, волевое усилие, проверка, контроль.
Содержание мышления: образы, представления, понятия, символы и схемы. Логическая природа мышления.
Логические формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация.
6. Особенности творческого мышления.
Мышление и творчество. Особенности творческого мышления. Творческая деятельность как высший уровень развития мышления. Признаки креативности мышления. Интуиция как вид творческого мышления. Воображение и творчество. Особенности художественного и научно-технического творчества.
7. Индивидуальные особенности мышления.
Как работает мысль в процессе познания. Типы мышления. Особенности мышления: самостоятельность, широта, глубина, гибкость – регидность, быстрота, критичность. Уровни интеллектуальной активности. Индивидуальный стиль мышления (синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический). Многообразие индивидуальных стилей мышления.
8. Диагностика мышления.
Диагностика логического мышления. Методы изучения логического мышления. Типы тестовых задач, по которым оценивается уровень интеллектуального развития человека. Тесты интеллекта (ШТУР, КОТ, тест Векслера, матрицы Равена, ТСИ, интеллектуальные тесты Айзенка и т.д.). Понятие о вербальном и невербальном интеллекте. Коэффициент интеллекта. Понятие о норме интеллектуального развития. Диагностика интеллектуального развития.
Диагностика креативности мышления. Понятие креативности. Тесты креативности: тест Гилфорда, Торренса, тест мыслительной креативности Медника, тест РНЖ. Диагностика особенностей воображения.
9. Развитие мышления.
Развитие логического мышления. Упражнения на умения устанавливать логические связи, обобщать, находить общее в противоположном. Поиск аналогов, предметов по заданному алгоритму, восстановление потерянных звеньев. Исключение понятий, анализ отношений. Логические кроссворды. Понятие интеллектуальной игры. “Сходство и различия”, “Вопрошайка”, “Дом, который построил Джек”. Теория аргументации.
Развитие творческого мышления. Способы развития и совершенствования творческого мышления. Решение творческих задач. Словесное творчество: Буриме, “Сочини сказку”, “Сказка-калька”, “Новый образ старого предмета”, “Звуковые кляксы”, “Закончи рассказ”, “Елочка ассоциаций”. Развитие творческого воображения. Игры: “Не может быть”, “Волшебное зеркало”, “Перевоплощение”, “Помоги художнику”, “Школа будущего”, “Термометр”, “Нарисуй звуки”. Техническое творчество. Упражнения “Построй город”, “Поручение по прямоугольникам”. Игра “Чудеса техники”.
10. Групповое решение творческих задач.
Особенности групповой работы. Правила работы в группе. Групповые роли.
Метод мозгового штурма. “Задача Робинзона”. Групповые дискуссии на тему “Зачем нужно образование?”, “Роль шпаргалки в борьбе за знания” или другие темы, интересные учащимся. Игры “Потерпевшие кораблекрушение”, “Построим башню”, “Новые Робинзоны”.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Обучающиеся должны:
– знать понятия “восприятие”, “память”, “внимание”, их особенности и виды,
– знать, что такое мышление, его сущность и структуру,
– иметь представления о приемах и методах развития мыслительных способностей,
– иметь представления о методах диагностики интеллектуальных способностей и
креативности мышления,
– иметь представления об особенностях своей мыслительной деятельности,
(предметно-информационная составляющая образованности)
– уметь применять полученные знания при организации собственной учебной
деятельности,
– уметь использовать полученные знания для своего интеллектуального развития,
– иметь навыки групповой работы,
– иметь навыки работы с тестовыми материалами,
(деятельностно-коммуникативная составляющая образованности)
– осознавать необходимость совершенствования собственной мыслительной
деятельности для повышения ее эффективности,
– понимать важность интеллектуального развития для успешной самореализации в
учебной деятельности и социуме,
– принимать необходимость самопознания для саморазвития человека
(ценностно-ориентационная составляющая образованности).
Учебно-методическое обеспечение.
Методические и учебные пособия:
- Галеева Н.Л. Сам себе учитель: Курс практических занятий по формированию успешности ученика. – М.: 5 за знания, 2006.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1989.
- Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся старших классов. – М., 1990.
- Игры: обучение, тренинг, досуг // под редакцией В.В. Петрусинского. – М.,1994.
- Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10–11 классов. – М., 1995.
- Общая психология //под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.
- Основы культуры мышления // Школьные технологии, № 5, 1997.
- Платонов Р. Занимательная психология. – М., 1987.
- Популярная психология: хрестоматия. – М., 1990.
- Рудняньский Я. Как учиться? Книга для учащихся. – М., 1992.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1993.
- Я, ты, мы в зеркале познания. Сборник методик. – М., 1995.
Дидактический материал:
- Подборки теоретического материала по каждой теме (раздаточный материал).
- Высказывания великих людей о мышлении.
- Задания для самодиагностики.
- Набор упражнений для развития логического мышления.
- Набор упражнений для развития творческого мышления.
- Сборники головоломок.
- Тесты интеллектуального развития.
- Тесты креативности мышления.
Список литературы.
- Айзенк Р. Познай свои способности! – М., 1992.
- Альтшуллер Г.С. Найти идею. – Новосибирск, 1986.
- Андрюхина Л.М. Культура и стиль: педагогические тональности. – Екатеринбург, 1995.
- Боно Э.Де. Шесть шляп мышления. – Спб, 1997.
- Боно Э.Де. Рождение новой идеи. – М., 1976.
- Возможные миры или создание практики творческого мышления. – М., 1994.
- Вуджек Т. Как создать идею. – Спб., 1997.
- Галеева Н.Л. Сам себе учитель: Курс практических занятий по формированию успешности ученика. – М.: 5 за знания, 2006.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1989.
- Границкая А.С. Научиться думать и действовать. – М., 1991.
- Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся старших классов. – М., 1990.
- Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1994.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. – М., 1992.
- Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М., 1987.
- Маркуша А.М. Мозаика для делового человека. – М., 1992.
- Моляко В. Психология решения школьниками творческих задач. – Киев, 1983.
- Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10–11 классов. – М., 1995.
- Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений. В 3-х книгах. – М., 1997.
- Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. – М., 1990.
- Общая психология //под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.
- Основы культуры мышления // Школьные технологии, №5, 1997.
- Пекелис В. Твои возможности, человек! – М., 1986.
- Платонов Р. Занимательная психология. – М., 1987.
- Познавательные процессы и способности в обучении //под редакцией В.Д. Шадрикова. – М., 1990.
- Познавательные процессы личности и методики их развития. – Псков, 1994.
- Потемкин О.Ф. Методы диагностики образного и вербального развития: методы психологической диагностики //под ред. В.Н. Дружинина. – М., 1993.
- Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. – М., 1990.
- Рудняньский Я. Как учиться? Книга для учащихся. – М., 1992.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1993.
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Формирование у учащихся общеучебных умений. – Минск, 1995.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М., 1988.
- Энциклопедия практического самопознания // сост. А.И. Красило. – М., 1994.
- Я, ты, мы в зеркале познания. Сборник методик. – М., 1995.