Программное содержание.
- Продолжать формировать навыки гигиены: умываться, мыть руки с мылом.
- Воспитывать желание быть опрятным, аккуратным.
- Выяснить представления детей о микробах, способах попадания их в организм, об их вреде для детей и элементарных способах борьбы с ними, охране здоровья.
- Активизировать связную речь и словотворчество. Вырабатывать четкие координированные действия (мелкая моторика – пальчик. гимнастик) во взаимосвязи с речью.
- Учить детей слушать вопросы взрослого и отвечать на них предложением, решать проблемную ситуацию методом логического рассуждения, пояснения своих высказываний.
Формировать: навыки гигиены тела, жилья, одежды, воспитывать
Материал: куклы (Замарашка, Чистюля), “микробы” – объемная игрушка, “фото-картинки” (см. конспект), лупа, фотоаппарат, ширма – “дом” Федоры, таз, мыло, полотенце, бутафорские насекомые, лягушки.
– Магнитофонная запись музыки.
Ход занятия
1. Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель:
Эй, ребята, все ко мне ... Кто стоит там в стороне?
А-ну, быстрей, скорее. Ах! И начинай игру-массаж!
Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду.
С ноготками поиграю, Друг о друга их потру.
Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою И тепло поберегу.
Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.
Громкий стук в двери. ("Вбегает" кукла Замарашка, оглядывается, здоровается, просит, чтобы ей разрешили здесь спрятаться.)
В: Оставайся, конечно, но, хотя бы скажи, как тебя зовут?
З: А вы догадайтесь! Я буду говорить, что люблю делать, а вы отгадывать как меня называют люди.
2. Д\и "Назови меня"
– я ем одни сладости. .. (сладкоежка, сластена)
– я люблю спать.. . (соня, засоня)
– я люблю хвастать... (хвастунья)
– я часто плачу. . . (плакса)
– я теряю вещи.... (растеряша)
– я долго копаюсь, когда все торопятся... (копуша)
– я не люблю мыться ... (грязнуля)
– я люблю мараться... (замарашка)
В: – Замарашка, разве этим можно гордиться? Ребята, давайте расскажем ей, что происходит с грязнулями.
Заранее выученное стихотворение:
Кто зубы не чистит, не моется с мылом,
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
которые сами в грязи утонули
Грязнули боятся воды и простуд,
А, иногда совсем не растут.
З: Ну, этого я совсем не боюсь, мне очень даже нравится быть маленькой.
В: Скажи, пожалуйста, а от кого это ты так быстро бежала?
З: Да я тут встретила каких то "страшных и ужасных". Они мне так обрадовались, стали подружкой называть, а я испугалась и убежала.
В А как их зовут?
З: МИКРОБЫ!
3. Д/и" Кто такие микробы и откуда они берутся?" (Ответы детей, обсуждение конкретных ситуаций: грязная конфета, чужая кошка, и т.п.) – по картинкам.
4. ПОЯВЛЯЮТСЯ МИКРОБЫ. (Замарашка прячется) Звучит музыка:
– Мы микробы страшные, вредины ужасные,
мы любим не букашек, а грязных замарашек!
Их схватим и утащим, Болезням отдадим.
В: Нет, микробы, мы вам не сдадимся! Ребята, мы же не хотим болеть? Мы будем с вами бороться!
Микробы: Ну-ка, покажите нам ладони. Вижу у некоторых ребятишек грязные руки! Сейчас мои микробики начнут вас заражать. Будут потом у грязнуль животы болеть.
Опытная деят-ть “сфотографировать” ладонь 1-го ребенка под лупой (показать на рисунке – “фотографии” изображение микробов под лупой )
В: Ребята, Д/У “что нужно сделать, чтобы избавиться от микробов?” (Ответы детей; в конкретной ситуации – Помоем руки.)
М: Что вы, что вы! Не надо!
Говорят, что от микробов все болезни! Это чушь и вздор и ерунда!
Самое опасное на свете – Мыло, полотенце и вода! (1 реб. моет руки с мылом в тазике и т.п.)
М: Погибаем! Исчезаем!
В: Победили мы микробов? Молодцы!
Появляется Замарашка.
З: Ой, как хорошо, что они исчезли. Я так их боюсь.
В: Ребята, что Замарашке нужно делать, чтобы микробы не вернулись и не утащили ее к болезням? (Ответы детей: помыться, причесаться, постирать грязную одежду, надеть чистую и каждый день мыть лицо и руки с мылом.)
З: Ну, уж нет! Я воду не люблю!
В: Ну, тогда с тобой может приключиться та же беда, что и с бабушкой Федорой.
З: А, кто такая Федора?
В: Как, ты не знаешь кто такая Федора?
Дети, что с ней случилось? Давайте познакомим Замарашку с Федорой? Возьмем с собой подарок для Федоры (корзинка) и пойдем к ней в гости .
Физкультминутка:
Зашагали наши ножки
дружно, ровно по дорожке.
к Федориной избушке прямо на опушке.
Не спешите дети, тише, Поднимайте ноги выше:
Здесь кругом пенечки, Корешки и кочки ...
Тот, кто ноги поднимал, Не споткнулся, не упал.
Мы все дальше в лес идем И совсем не устаем.
Чтоб Федору нам найти, Надо мостик перейти.
Притаились под кустом ... Побежали все кругом.
Вот, как быстро мы бежали. И нисколько не устали.
Дети остановились.
7. Упражнение на дыхание "Чем пахнет в лесу?"
Распылить раствор пихты. (Ответы детей: травой, цветами, грибами, свежестью.) – Вот и пришли! (Дети садятся на места вокруг импровизированного дома, закрывают глаза, дышат.)
8. Дом Федоры.
Воспитатель надевает грязный фартук, на столе грязная посуда, (тараканы, пауки и пр.– бутафорские), в грязи лежат баранки, конфеты.
Ф: Здравствуйте, дети! Гости дорогие! Сейчас я вас угощу (протягивает грязную сушку, конфеты). Ну, чего же вы не берете? (Ответы детей.) Ну, я тогда, вам чаю налью (вытирает чашку грязным фартуком, из чайника выпрыгивает “лягушка”, выползает “паук” (пластик. \оригами). Почему не пьете, не едите? (Ответы детей.) Разве так нельзя делать?
9. Д/И “ Осторожно микробы”. (Тематические картинки.)
А как надо? (Ответы детей, дети показывают и рассказывают, как надо прибираться, собирают бутафорским веником “мусор”, вытирают пыль….)
Ф: А что это вы принесли в корзинке? (дети: подарок). Федора достает чистый фартук, надевает, благодарит, говорит, что у нее еще есть чистая посуда и приглашает детей к чаю, но не все могут сесть пить чай! Дети отправляют Замарашку мыться.
10. Массаж для рук "Мыло"– что помогает Замарашке мыться?
Каждый день я мыло мою под горячею водою.
И в ладонях по утру сильно, сильно мыло тру.
Мойся, мыло! Не ленись! Не выскальзывай! Не злись!
11. Появляется Замарашка (другая, идентичная кукла, только чистая).
Ф: Ой, кто это? Как ее теперь можно назвать? (Чистюля.)
Мы рады за тебя, Чистюля. Прими от нас подарок – это зеркальце, которое подскажет когда нужно привести себя в порядок.
Ф: Приглашаю вас к чаю, но сначала, что нужно сделать? (Дети: помыть руки.)
Чаепитие: Чистюля и дети.