Цели: познакомить с поведением насекомых осенью, обобщить знания детей о признаках осени, осенних месяцах.
Задачи:
– отработка умения отвечать на поставленный вопрос полным предложением;
– дать такое понятие как листопад;
– коррекция мышления и памяти;
– осуществлять эстетическое и нравственное развитие детей.
Ход урока
I. Организационный момент:
Дежурный докладывает о погоде.
Число, месяц.
II. Введение в тему:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
– Как вы уже догадались, речь на сегодняшнем уроке у нас пойдёт о…..? (Об
осени.)
– Запишите в тетради тему урока.
Признаки осени.
Вот и наступила осень. Назовите мне 3 осенних месяца. (Презентация.) (Слайд)
(Сентябрь, октябрь, ноябрь) – Запишите в тетради:
III. Работа по теме урока:
Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц – сентябрь. (Слайд)
Зовут его “запевалой осени” и “златоцветом”. Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. (Слайд)
Такие дни называют “бабьим летом”. “Коли ясно, то и осень прекрасна” – говорит русская народная пословица.
Октябрь – середина осенней поры. (Слайд)
В старину этот месяц называли “листопадом”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою – к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.
Ноябрь – последний месяц осени. (Слайд)
Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.
Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. (Слайд)
Недаром зовут ноябрь в народе “чернотропом”.
Внимательно посмотрите видеофрагмент и скажите основные признаки осени. (Слайд)
Показ видеофрагмента об осени под музыку (чтение стихотворения).
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Слайд) Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.)
Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.
Делаются выводы:
а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низкий.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
Делается вывод: – записывается в тетради. (Слайд)
В неживой природе:
- похолодание,
- первые заморозки,
- последняя гроза,
- затяжные дожди,
- густые туманы,
- первый снег – все это осенние явления в неживой природе.
Как меняется осенью жизнь в живой природе?
(Что же относится к живой природе? – растения, птицы, насекомые, животные.) (Слайд)
Рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.
(Слайд) Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать, с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
Не только в растительном мире наступают изменения с приходом осени. Если вы обратите внимание на насекомых, то обязательно заметите, что с наступлением осенних холодов они исчезают.
(Слайд) Пчелы, к примеру, плотнее закрывают воском леток, оставляя лишь небольшие отверстия.
Наблюдая за насекомыми, можно узнать, какая будет зима.
(Слайд) Муравьи, например, перед наступлением суровой зимы строят большой муравейник.
(Слайд) А если вы увидите комаров осенью, то предстоит теплая зима. Отгадайте загадку.
Нитей много, а в клубок их не смотать. (Паутина) а кто “вырабатывает” паутину?
(Слайд) Можно ли осенью встретить паутину, которая летает? (Да, на протяжении бабьего лета.)
На осень из яиц некоторых видов пауков выводятся молодые паучки. Они, как и взрослые пауки, способны выделять паутинку. Выпущенную паутинку подхватывает ветер и несет ее. Странствие паучков – красивый способ расселения.
Прибыв на новое местожительство, паучки прячутся под листву, в сухую траву, в щели коры и там будут спать до весны. Весной проснутся и больше летать никогда не будут – вырастут и станут тяжелыми.
(Слайд) Слышна ли осенью музыка сверчков? (Нет, не слышна.)
Осенью замирает жизнь насекомых. Совсем мало мы можем увидеть насекомых, которые летают в воздухе. Но под листвой мы можем найти замерших жучков.
Еще летают шмели. (Слайд) Шмели – наши друзья. Лишь они, имея длинный хоботок, могут опылять цветы красного клевера. (Показ на рисунке.)
Гнездо шмеля размещается в земле. Осенью вся шмелиная семья вымирает. Живыми остаются лишь молодые шмели, которые, перезимовав, весной создают новое гнездо. Поэтому зимующих шмелей нужно беречь.
(Слайд) Мухи, их часто можно видеть между оконными рамами. Зимуют божьи коровки под камнями, низкими кустарниками, в опавших листьях на опушках леса. На зиму жучки собираются в большие скопления.
В стадии личинки зимуют стрекозы и комары.
Прячутся на зиму насекомые.
Становится холоднее. Птицам ничего есть, и они постепенно покидают нас. Раньше всего улетают насекомоядные птицы, позднее – зерноядные и водоплавающие. Это улетают перелётные птицы (Слайд) – назовите их
Вы знаете, что не все птицы улетают, не которые остаются зимовать – как они называются – з и м у ю щ и е (Слайд) – назовите их.
V Физкультминутка:
Готовятся к холодной зиме кроты и мыши. (Слайд) С осени они делают запасы. Мышка полевка роет под хлебными колосьями себе норку, к которой ведут пять, а то и шесть дорожек, и каждая дорожка – в свой вход. Под землей, как в большой квартире, у мышки есть спальня и несколько кладовых. Зимой полевка будет спать лишь в самые сильные морозы.
(Слайд) Белка тоже готовится к зиме, но по-своему. Под кладовую она отводит дупло в дереве и складывает в него лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы и ягоды. Их она насаживает на обломанные сучки и сушит.
(Слайд) Заяц поздней осенью, перед самой зимой, меняет шубу – серую снимает, а белую теплую надевает. В народе говорят, что если заяц шубу переодел, значит, и зима скоро наступит. В теплые шубки наряжаются не только зайцы. Меняют их и волки, и лисы, и белочки.
(Слайд) Поздней осенью медведи и ежи ищут место для зимней спячки.
В живой природе
(Слайд) – Запишите в тетради:
- листопад
- прячутся насекомые
- улетают птицы
- готовят запасы животные
- животные впадают в спячку
IV. Дополнительный материал:
Дидактическая игра:
Правильно поставьте времена года под картинками: (Слайд)
Зима | Весна |
Лето | Осень |
Занимательный материал:
Игра “ Четвёртый лишний”. (Слайд)
Осенью день становится короче, погода уже не такая жаркая, как летом, природа как бы засыпает, все деревья одеты в золотой наряд. Многие птицы улетают в теплые края, некоторые животные засыпают.
Самостоятельная работа: (под музыку. (Слайд))
Дети работают в тетрадях.
V. Закрепление.
- Признаки неживой природы?
- Признаки неживой природы?
VI. Итог урока.
И в заключении хотелось бы закончить урок стихотворением А. С. Пушкина
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.