Психологическая характеристика возрастных особенностей сотрудников.
Современная практическая психология накопила большой эмпирический материал о возрастных особенностях человека и возможных трудностях того или иного возраста. Есть возможность обсуждать пути решения этих проблем, ориентируясь на современную социальную и психотерапевтическую практику помощи.
Возрастных периодизаций несколько. Используем одну из них, отражающую жизненные циклы человека и позволяющую соотносить содержание задач психологического возраста и особенности их решения с физическим, паспортным возрастом человека, анализировать конкретное проявление различных чувств как содержание возрастного кризиса. Каждая стадия развития имеет свои кризисы, которые разрешаются в зависимости от использования человеком данных ему ресурсов. Ресурсы развития – это то, что необходимо человеку для решения задач его развития, а последние связаны с выживанием и достижением им счастья.
Воспитатели и специалисты ДОУ, согласно взятой нами возрастной классификации, находятся на следующих стадиях:
30–35 лет – переходный возраст. Задачами развития здесь являются организация жизни в собственной семье, осуществление родительской роли, построение карьеры, выработка нового стиля жизни, принятие новых обязательств. Кризис этого этапа проявляется в конфликте потребности собственной причастности к социальному бытию и отчужденности от него. Ресурсы развития – знания и навыки планирования семейного бюджета, межличностных отношений и разрешения конфликтов. В 35 лет заканчивается официальный возраст молодости. У некоторых он совпадает с началом подросткового возраста собственных детей, что создает для взрослых членов семьи особые проблемы, которые часто сказываются на работе. Возраст назван переходным, ибо человек решает сложную задачу переосмысления своей индивидуальности, которая связана со сменой оценки привязанностей и новых принятых обязательств;
36–50 лет – зрелость. Задачами развития здесь являются смена оценок,
привязанностей и принятых обязательств; продолжение родительской роли,
переоценка значимости людей. Выход из кризиса этого возраста заключается в
нахождении путей обновления либо в появлении отстраненности. Ресурсами развития
могут стать переоценка и обновление решений, касающихся межличностных отношений,
работы, стиля жизни; знания и навыки организации широкой помощи. Взрослый
человек в период зрелости попадает в ситуацию, когда окружающие склонны
воспринимать его как неменяющегося, тогда как он таковым не является. Создается
противоречие между самовосприятием и восприятием человека окружающими.
Описываются эти переживания как кризис идентичности (чувство “отставания от
жизни”), потеря интереса к жизни, переживания усталости и жизненной скуки.
Кризис дает о себе знать несколькими факторами:
– изменениями в физиологической активности организма и его соматических
свойствах; человек испытывает сильные переживания, идущие от физиологических
изменений в организме;
– резким изменением социального и психологического пространства жизни человека,
связанного с тем, что выросшие дети покидают дом или в доме появляются новые
люди (партнеры детей по браку, их родственники); это качественно новая ситуация
не только освоения новых социальных ролей, но и нового отношения как к
собственной жизни, так и к жизни вообще.
Источник энергии в зрелом возрасте – философски осознанная концепция жизни, переживание радости от самой жизни. Исследования показывают, что степень и глубина осознания потребности в знаниях в этом возрасте зависит от того, насколько активную позицию взрослый человек занимает в той или иной сфере своей жизни.
51–65 лет – пожилой возраст. Задачами развития здесь являются установление связей вне семьи, снижение роли работы, формирование разумного отношения к бренности существования. В ходе кризиса развития решаются задачи: установить конструктивные связи с окружением либо замкнуться на собственных проблемах. Ресурсами развития в этом возрасте считаются знания и навыки для налаживания коммуникации; учительство и умение дать совет; опора на умственные способности.
Итак, чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальной коммуникации, для реализации тех жизненных сил, которые они в себе чувствуют. Навыки учительства и умение дать дельный жизненный совет являются естественным следствием развития в Я – концепции диалогичное сознания, предполагающей возможность встать на точку зрения другого человека.
Исследования в области психологии труда говорят о том, что в возрасте до 30 лет 44% педагогов обращаются к специальной литературе. В 31–40 лет интерес к информации психолого-педагогического содержания снижается и после 40 лет почти исчезает.
Итак, воспитатели, специалисты и сотрудники ДОУ, выполняя функциональные обязанности, одновременно решают возрастные задачи и переживают кризисы развития, которые накладывают отпечаток на восприятие событий, на способ реагирования, то есть на взаимодействие с другими людьми. В свою очередь и профессия накладывает специфический отпечаток на психический облик человека. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач совершенствует не только профессионализм, но и формирует шаблонные привычки, склад мышления и стиль общения. Профессиональные стереотипы развиваются из тех качеств, которые особенно полезны для данной профессии. Если слишком большая доля профессионального поведения строится на таких стереотипных действиях, то это неблагоприятно влияет на работу и общение, на личность в целом.
Одна из сторон деформации личности проявляется в возникновении ложного представления о том, что и без новых знаний накопленные стереотипы обеспечивают необходимую скорость, точность и успешность деятельности. Закрепляются излишняя трафаретность в подходах, упрощенность во взглядах на рабочие проблемы, что приводит к снижению интеллектуального уровня специалиста. На эту грань деформации необходимо обращать особое внимание при повышении квалификации специалистов. Личностное и профессиональное развитие педагога подразумевает стратегию высвобождения внутренних ресурсов, способность решать нравственно-ценностные проблемы. Другая сторона профессиональной деформации проявляется в перенесении профессиональных привычек, полезных в работе, на дружеское и семейное общение.
Итак, профессия может существенно изменить характер человека. Вместе с тем, выбор профессии изначально связан с задатками и установками личности. Проблема профессиональной деформации личности, чрезвычайно интересная своей глубиной и противоречивостью (например, в разумных пределах, профессиональная деформация – способ вхождения в профессию), мало представлена в науке, особенно слаба диагностическая база. Наиболее изучен синдром “эмоционального сгорания”, присущий профессиям типа “человек – человек”, но проблема профессиональной деформации личности не исчерпывается им, на наш взгляд, она имеет духовно-нравственную почву, ее истоки – в самосознании личности.
Работа педагогического коллектива с семьей.
Практика показывает, что достижение педагогического эффекта в результате занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье.
Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Большинству свойственно думать, что воспитание идет на интуитивном уровне, и порой взрослые ведут себя так, словно любой из них будет прекрасным родителем, стоит только родить ребенка. На самом деле существует необходимость помощи родителям в воспитании детей. Есть много вещей, которые следует знать, чтобы правильно выстроить отношения и дать ребенку полноценное воспитание. Сложность в том, что к специалистам приходят семьи с запущенными ситуациями. Большинство живут, накапливая проблемы, живут как живется (“так жили родители и прародители, и ничего, выжили”).
Помощь нужна родителям именно в выполнении ими родительских функций, ибо последние имеют специфику (необходимо знание медицинских, логопедических, психологических основ помощи своей семье и своему ребенку и т.п.). Родительство – очень важная часть самореализации взрослого человека. Родители видят в детях свое продолжение. В такой ситуации родителей нельзя загонять в угол. Если человек не знает, что делать, а ему указывают на ошибки и промахи, то научиться он вряд ли сумеет, а вот усилить социальное сиротство своих детей и внуков – сможет. Родителей тоже надо формировать, воспитывать, но с учетом их возрастного и жизненного опыта. Обучать взрослых порой гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта, чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая.
Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского (материнского, в частности) поведения. Если у ребенка мама “двоечница” (не умеет общаться с ребенком, не понимает его нужд, сосредоточена на том, как должно быть, и проч.), то ребенок “трудный” в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребенком и родителем складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жестко-агрессивные и др.).
Психологическая характеристика возрастных особенностей родителей.
Исследования показывают, что родителями дошкольников бывают люди самых разных возрастов. Наибольшая группа состоит из молодых людей до 30 лет, однако и 35–40-летние родители тоже не редкость. Учет психологических знаний о возрастных особенностях не только детей, но и их родителей, знаний о психологических механизмах взаимодействия с людьми разного возраста помогает воспитателю, специалистам ДОУ предотвращать конфликты, трудности взаимодействия.
Психологическая особенность поздней юности (возраст 18–25 лет) – осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие, может возникать внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества, обычно трудно переносимого. Кстати, это одна из причин ранних браков: иллюзия, что любимый человек спасет от этого одиночества; на самом деле непрожитое одиночество, с которым человек не научился справляться, “выстрелит” в него самого же на более поздних стадиях развития, а заодно отрекошетит в ребенка и партнера по браку.
Равновесие внутреннего мира в эти годы нарушается необходимостью самоопределения: многие молодые родители учатся, решают проблему трудоустройства, находятся в поиске своего места в жизни. В период ранней молодости люди стремятся доказать себе и другим, что они уже способны к самостоятельным решениям и взрослой жизни. Это стремление необходимо активно и своевременно поддержать. Позднее формировать жизненную смелость и независимость намного труднее. Самостоятельные решения молодые люди учатся принимать быстрее, если на первых порах принимают их вместе с взрослыми и делят ответственность за результаты, и существенно медленнее, когда вся ответственность за решение целиком ложится на них или когда всякая ответственность с них снимается.
Еще одна проблема – удлинение периода детства: нередко молодые люди поздно вступают на стезю собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей. Чувство обладания благами, не заработанными самостоятельно, а полученными от родителей, может породить инфантилизм и иждивенчество, не возникает необходимости развивать у себя целеустремленность и силу воли. Отсутствие этих качеств неблагополучно сказывается на родительской роли, примерить которую на себя вынуждены молодые люди (по незнанию противозачаточных мер; из стремления быть взрослым; из стремления удержать партнера и по другим неуважительным и уважительным причинам).
Центральный психологический момент в ранней зрелости (25–30 лет) – установление интимности, близких личных связей с другим человеком: поиск партнера, заключение брака, создание семьи, рождение и воспитание ребенка. Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиваться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в целом мире он не может положиться, кроме себя. Проблемы неполных семей могут быть связаны именно с трудностями решения жизненных задач в этом возрасте. Родитель, один воспитывающий ребенка (чаще мама), может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребенка, а также в общении с окружающими. Другая крайность – попустительство и безразличие к малышу из-за полной загруженности экономическими и бытовыми, личными проблемами, накопившихся усталости и отчаяния.
Возраст 35–45 лет (средняя зрелость) – время переоценки целей и притязаний юности. В эти годы родители часто испытывают кризис середины жизни, который ощущается как внезапное осознание, что полжизни уже прожито. Оно соединяется с вопросами, что достигнуто и что в действительности означает жизнь. В этот момент своей жизни человек нередко начинает отдавать себе отчет в том, что он не достиг целей, поставленных когда-то перед собой, и, вероятно, никогда их не достигнет (и даже если он их достиг, все равно может испытывать разочарование). Кризис середины жизни определяется расхождением между мечтами, поставленными в молодости целями и действительностью. Поскольку мечты часто нереальны, оценка достигнутого может оказаться окрашенной негативно. Тогда человек склонен мрачно смотреть на жизнь и считать, что “уже поздно что-либо менять” и “уже не успеть”. Внутренняя драма обязательно сказывается на отношении к близким, дети часто беззащитны перед неблагополучным родителем. Некоторые родители, в стремлении “успеть” и начать жизнь с нового листа, пробуют развестись и создать новую семью. В эпицентре развода оказывается ребенок, для которого развод по масштабам горя взрослого сравним разве что с началом войны, когда рушится мир.
Центральная тема средней зрелости – желание повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества. Для большинства людей это самый продуктивный период жизни: люди поглощены работой. Такое стремление быть полезным и продуктивным определяет способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, что в свою очередь делает человека счастливым. Другим проявлением может стать чрезмерная нагрузка на ребенка, которого родители стремятся всему научить, развить, его готовят к той самой жизни, которой не удалось пожить самому (“я всегда хотел рисовать, но меня не водили в художественную школу, мой ребенок это получит”), стремятся, чтобы ребенок реализовал их собственные мечты, воплотил их в своей жизни. Потерпевший на этой стадии неудачу имеет тенденцию оказаться поглощенным только самим собой. В этом возрасте человек формулирует свою точку зрения о внешнем мире, его будущем и о своем участии в нем. Осознав и оценив реальное положение вещей, наметив с учетом этого новые цели или скорректировав старые, человек, подходящий к себе доброжелательно и здраво, благополучно преодолевает это время и с новыми планами вступает на следующую стадию своей жизни.
Весь период взрослости – это освоение экзистенциальных социальных ролей – роли Матери и Отца. Потребности детей словно “включают” пол родителей. Только женщина может кормить грудью малыша, только мужчина может дать ребенку образец мужского поведения. Мать и отец выступают по отношению к ребенку как Женщина и как Мужчина, реализуя свою сущность. Достаточно хорошая мать – это мать, уделяющая ребенку достаточно много внимания (полная самоотдача, а не притворство, игра). Отцовское присутствие “на сцене”, как полагают исследователи, важно время от времени. Важнее не сколько он остается на сцене, а что делает в свой “выход”. Поэтому занятость родителей часто оказывается ни при чем. Часто она – отговорка, выражение психологической беспомощности, бессознательного желания переложить ответственность за воспитание ребенка друг на друга, на бабушку, на детский сад, школу. В этом смысле задача ДОУ: вернуть родителей собственным семьям, научить их быть родителями своим детям.
Мотивация родителей на сотрудничество с работниками ДОУ.
На любого человека кто-то может оказывать влияние, но принятие решения всегда остается за самим человеком. Общение – самый привычный способ устанавливать отношения с другими людьми. Информационный обмен интересен и очень сложен: интонации, мимика, жесты, содержание сообщения – все дает информацию. Уникальность психологического влияния с помощью общения заключается в том, что каждый человек (будь то взрослый или ребенок) умеет лучше или не лучше других влиять на настроение, поступки и мысли окружающих его людей! У всех есть свои способы воздействия на других: у родителей – на детей, у детей – на родителей и других взрослых, у педагогов – на родителей и детей и т.д.
Общение само по себе – деятельность. В детском саду общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования детей. Связь общения с деятельностью является принципиальной и лежит в основе психолого-педагогических встреч специалистов с родителями воспитанников детского сада. Общение опосредовано деятельностью самих детей, создающей дополнительную опору для эффективного взаимодействия, что позволяет вовлечь семью в психолого-педагогический процесс.
Интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес – возбуждение – чувство захваченное, зачарованное, любопытства. У человека, испытывающего эмоцию интереса, существует желание расширить опыт путем включения новой информации. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью. Опираясь на эмоцию интереса родителя, воспитатель тем самым формирует дополнительную мотивацию посещения учреждения. Поэтому в такие встречи обязательно включены показательные выступления детей, фрагменты занятий, во время которых воспитатель, специалисты доносят до родителей необходимую информацию, предлагаются упражнения, задания, идеи и игры для дома, родители приглашаются на консультации, стимулируется желание обращаться за советами, поделиться собственным опытом. Влияние как психологическая категория осуществляется общением, его коммуникативной и интерактивной сторонами. Это нашло отражение в такой форме, как своеобразные родительские учения, одинаково полезные всем участникам: детям, специалистам, родителям.
Роль накопленного багажа знаний в первые годы жизни гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той колоссальной работой, которую совершает ребенок самостоятельно, пытаясь чему-либо научиться. В силу незнания многие родители не воспринимают своего ребенка как личность до тех пор, пока он не пойдет в школу, а некоторые – и до ухода ребенка из семьи. Множество семейных проблем – прямой результат родительского невежества и непонимания.