Цели урока:
Образовательные:
Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, выяснить влияние атмосферы на живые организмы
Воспитательные:
Учить учащихся самостоятельно выполнять эксперимент, анализировать ответы. Способствовать формированию ответственности к принятию совместного решения.
Развивающие:
Развивать практические навыки проведения экспериментальных работ. Развивать внимание, умение выделять главное, обобщать.
Тип урока: Изучение нового материала с элементами исследования, ролевой игры.
Приборы и материалы: трубка стеклянная с поршнем, пипетка, присоска резиновая, стакан с водой, стеклянный шар с пробкой и резиновым отводом, насос, рычажные весы, набор гирь.
Этапы урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Объяснение нового материала– 30 мин.
- Закрепление – 7 мин.
- Рефлексия – 5 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
1. Организационный момент
.2. Объяснение нового материала.
Тема нашего урока “Атмосферное давление”. Что вы знаете об атмосфере Земли? Какова причина возникновения атмосферного давления? Как влияет атмосфера на живые организмы?
(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.)
Подводим итог всему сказанному и записываем в
тетрадь главное.
Атмосферой называется газовая оболочка, окружающая Землю.
Смесь газов, образующих атмосферу Земли, называют воздухом. В состав воздуха входят азот (78 %), кислород (21 %), аргон (0,93%), углекислый газ(0, 03%) и другие газы.
Давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней тела, называется атмосферным давлением.
Сообщение учащегося “Атмосфера Земли”
Опытами установлено, что при температуре 0°С и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объёмом 1 м3 равна 1, 29 кг. Вычисляем вес этого воздуха.
P = g m, P=9,8 Н/кг · 1,29 кг = 13 Н
Сегодня на уроке мы будем в роли исследователей и докажем, что воздух обладает массой и следовательно весом, проведём доказательства присутствия атмосферного давления и вычислим силу этого давления.
Работа в группах. Учащимся предлагаются задания, в которых они на основе полученных знаний должны объяснить опыты. Группы работают над проектами.
I. Краткосрочный проект “Определение массы воздуха”
Приборы и материалы: стеклянный шар с пробкой и резиновым отводом, насос, рычажные весы, набор гирь.
Выполнение проекта.
- Используя рычажные весы и гири, определите массу стеклянного шара с пробкой и резиновым отводом (шар находится в чехле)
- При помощи насоса выкачайте часть воздуха, определите массу шара
- Почему масса шара стала другой? Проанализируйте результаты опыта и сделайте вывод.
II. Краткосрочный проект “Наблюдение действия атмосферного давления”
Приборы и материалы: трубка стеклянная с поршнем, пипетка, стакан с подкрашенной водой.
Выполнение проекта.
- Опустить стеклянную трубку в стакан с водой. Верхний конец трубки плотно закройте пальцем и выньте ее из воды. Почему вода не выливается из трубки? Откройте верхний конец трубки. Почему теперь вода выливается из трубки?
- Вставьте в стеклянную трубку поршень, опустите трубку в стакан с водой и потяните поршень вверх. Почему вода поднимается за поршнем?
- Наберите воду в пипетку. Вылейте воду из пипетки в стакан. Последовательно анализируя свои действия, объясните явления, которые их сопровождали.
III. Краткосрочный проект “Вычисление силы атмосферного давления”.
Приборы и материалы: присоска резиновая, стакан с водой.
Выполнение проекта.
- Прижмите резиновую присоску к гладкой поверхности стола, а затем оторвите ее от стола.
- Смочите присоску водой и снова повторите опыт. Почему мокрую присоску труднее оторвать от поверхности стола, чем сухую?
- Вычислите силу, необходимую для отрыва присоски от поверхности стола. Площадь присоски равна 5 см?. Результаты вычислений запишите в тетрадь.
(Забегая вперёд, даю значение атмосферного давления.) Кто и как измерил атмосферное давление, ребята узнают на следующем уроке.
Отчет о выполнении проектов записывают по форме:
Тема проекта:_______________________
Цели проекта:_______________________
Результаты:_________________________
Исполнители: _______________________
Подводим итоги исследовательской работы учащихся.
1. Сообщение учащегося “Почему существует воздушная оболочка Земли”
2. Сообщение учащегося “Атмосферное давление в живой природе”
3. Закрепление.
1. Объяснить опыт: Цилиндрический сосуд закрыт пробкой, в которую вставлена трубка с краном. Из сосуда откачали насосом воздух, и погрузили конец трубки в воду. После открытия крана вода фонтаном начинает бить вверх.
4. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что интересного было на уроке?
– Какой этап урока понравился больше всего?
– С какими трудностями вы столкнулись?