Хочу представить работу кружка “Юный химик”, разработанный мной на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Данный кружок может объединить учащихся 7-9-х классов. Каждый из них найдет себе дело по своим способностям, сможет проявить знания, умения, всем будет интересно. Но нельзя забывать, что занятия кружка должны быть развивающими, т.е. всегда необходимо помнить, что обучение должно идти впереди развития. Чтобы изменить направленность интереса учащихся от внешних эффектов химических явлений к изучению их внутренней сущности, необходимо, чтобы кружковые занятия отвечали ряду организационных и методических требований:
- Сформировать понятие, что их деятельность имеет цель – серьезное изучение химии, которое ведет к понятию, что и для чего он делает, прогнозируя результаты эксперимента.
- Включить в программу кружка занятия как практические, так и теоретические.
- Не забывать о занимательности. Интерес к химии начинается с интереса к химическому эксперименту.
Кружок рассчитан на 34 занятий (22 практических, 12 теоретических). Проводить его можно каждую неделю или два раза в неделю.
Первое занятие теоретическое, его тема “Мы живем в мире кристаллов”. Задача первого занятия – ввести членов кружка в удивительный мир кристаллов, дать первые, начальные сведения об их природе и жизни.
Чтобы заинтересовать ребят на первом занятии, я приготовила сообщение на тему “Кристаллы снега и льда”
Сообщение “ Кристаллы снега и льда”.
Один из видов кристаллов известен всем. Эти кристаллы почти всегда покрывают необозримые пространства Земли, лежат на вершинах гор и сползают с них ледниками, плавают айсбергами в океанах. Это кристаллы замершей воды, то есть лед и снег.
Каждая снежинка хрупка, мала. Часто говорят, что снег падает как пух. Но даже и это сравнение, можно сказать, слишком тяжелое, ведь каждая снежинка примерно в десять раз легче пушинки. Десяток тысяч снежинок весит столько же, сколько весит одна копейка. Но соединяясь в огромные количества вместе снежные кристаллы могут, например, остановить поезд, образовав сугробы на ж/д путях; они могут сдвигать и разрушать скалы, как это делают снежные лавины и ледники. Прикоснитесь пальцем к снежинке, и она мгновенно растает от теплоты, а если сбросить снежинку с рукава пальто,– вы, конечно, не услышите, как она упала, а может быть, и сломалась. Но прислушайтесь, как скрипит у вас под ногами свежевыпавший снег. Что это за скрип? Это трещат и ломаются миллионы снежных кристалликов.
На снежинках легче всего убедиться в том, что кристаллы обычно имеют правильную форму. Бесконечно разнообразны формы снежинок. Ледяной покров реки, массив ледника или айсберга – это отнюдь не один большой кристалл. Плотная масса льда состоит из множества отдельных кристаллов. После морозных ночей по утрам в лесу и в поле часто можно наблюдать, как на поверхности земли вырастает ледяная трава. Каждый стебелек такой травы – это прозрачный шестигранный или трехгранный кристаллик льда. Ледяные иголочки достигают длины в 1-2 см, а иногда доходят до 10-12 см.
Побывайте в лесу в морозный весенний или осенний день рано утром, когда солнце еще не успело уничтожить следы ночных заморозков. Деревья и кусты покрыты инеем. На ветках повисли капли льда. Покрытые инеем листья кажутся щетками, как щетинки, стоят на них блестящие шестигранные столбики кристаллов льда. Сказочным богатством кристаллов, хрустальным узором украшен лес.
В качестве творческих работ учащиеся выполняют практические, лабораторные, реферативные работы и мультимедийные презентации. О занятиях кружка мною подготовлена презентация (приложение №1). Учащиеся подготовили отчёт (приложение №2), с которым выступили на Научном совете учащихся школы.