Цели урока: развитие речи через интерактивную игру “Баай Байанай”, расширение гендерных представлений, формирование в мальчиках стремления быть сильными, похожими на своих отцов.
Задачи урока:
Ознакомление с разновидностями и видами охоты.
Расширение представлений об охотничьих снаряжениях.
Поощрение умений связно и последовательно рассказывать.
Составление своего проекта.
Материалы занятия: аудиозапись, проектор, национальная настольная игра “Куэрчэх”
Ход занятия
Дети входят в зал. Встают в круг под веселую музыку.
Игра-Приветствие. Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал через пожатие. Сигнал можно передавать влево и вправо. Разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова ведущему он поднимает руку и сообщает, о том, что сигнал получен. Затем ведущий предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.
Звучит аудиозапись с зимнего леса.
Воспитатель: Дети, сейчас какой месяц? Дети отвечают – месяц ноябрь.
Воспитатель: Что вы знаете о месяце ноябрь?
Дети: месяц ноябрь у наших предков знаменуется знаком Покровителя охотников (Баай Байанай)
Воспитатель: А кто такой Покровитель охотников?
Дети: это хозяин леса
– Это покровитель охотников, охоты.
– Это почтенный старец, одетый в богатые меха.
– Если охотника не уважает, то он может его обидеть и не дать богатой охоты.
– Охотник должен делиться, угощать других своей добычей, если он этого не сделает, то Покровитель охотников тоже может рассердиться и в другой раз охота не будет удачной.
– Еще Покровитель охотников очень добрый. В трудную минуту он может помочь и дать богатой охоты.
(В это время приходитСМС сообщение)
Воспитатель: читает текст сообщения. – Добрый день ребята! Скорее включите проектор, у вас на прямом эфире гость!
(Дети подходят к проектору) появляется старец “Байанай” приложение №1. (Покровитель охотников)
– Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуй дедушка “Байанай”
“Байанай”: Я очень рад встретиться с вами. Я много слыхал о вас, что вы знаете о традициях, об обычаях и о быте охотников. Мои маленькие охотники, хотите вместе со мной окунуться в мой мир. (Звучит музыка)
Проводится игра-телемост.
“Байанай”: Дорогие мои охотники, представьте, что вы находитесь в зимнем лесу. Нас окружают дикие звери и птицы.
Внимательно послушайте голоса зверей. Вы должны отгадать какие это животные. Игра “Узнай по голосу”. (Диск в мире животных. Версия 4.0 Детство-прогресс)
“Байанай”: Ребята, вы вместе с родителями подготовили проекты о разновидностях и традициях охоты, о своих отцах, охотниках и об охотничих собаках.
Кто начнет. (проекты детей) Приложение № 2
“Байанай”: А теперь назовите охотничьи принадлежности, снаряжения.
Проводится настольная игра “Куэрчэх” (Мутовка) (национальная игра) Прокручивание мутовки.
Один ребенок крутит диск (куэрчэх). Во время кругового движения диска быстро называет охотничьи принадлежности. Например: капкан, лук, ружье, невод, рыболовная сеть, удочка чааркаан, сохсо, туьах и т.д.
Байанай: Во время охоты лучшими друзьями охотников являются собаки. Проект “Охотничьи собаки”
– Кто расскажет об охотничьих собаках? (фотографии)
Байанай: А теперь, мы поиграем. Детям раздаются карточки. “Чего не хватает”.Для этой игры вам нужно внимательно рассмотреть таблицы
Что нарисовано на этой таблице? На какие группы можно разделить эти предметы?
Байанай: Я покажу следы животных и птиц. А вы угадайте?
Игра “Чьи следы?” показывается на проекторе. Приложение № 3
Байанай: – Я очень рад, что вы очень много знаете о разновидностях и традициях охоты. Теперь я уверен, что когда вы станете настоящими охотниками, будете чтить законы природы и беречь ее.
Итог: Дети вам понравилась встреча со старцем “Байанайем”. Рефлексия. Обмен мнениями.