Цели урока:
- Расписать купола, закончить моделирование храма.
- Закрепить знания о храмах родного города, полученные на экскурсии
Задачи урока:
- Изображать. Строить. Украшать;
- Развивать художественные умения и навыки, образное мышление на основе наблюдательности и фантазии;
- Познакомить с соборами России и родного города Иркутска;
- Изучить архитектурные формы храмов, дизайнерские решения;
- Воспитывать любовь к Родине, гордость за нее;
- Дать понятие об устройстве церкви, о церкви– организации;
- Знакомить с христианскими правилами, учить жить в добре;
- Формировать художественную культуру, как часть культуры духовной.
Оборудование: гуашь, кисточки, вода, салфетки, яйца из папье-маше на тарелочках, макеты двух храмов в виде креста и круга без куполов.
Тип урока: интегрированный ИЗО с технологией, историей, литературным чтением (90 мин.)
(Этим урокам предшествовали еще 2 + экскурсия.)
Ход урока
1.
Организационный момент.2.
Объявление темы. Постановка цели, задач.Учитель:
– Изобразительное искусство и художественный труд называется наш предмет. Мы продолжаем изображать, строить и украшать
А строим мы особое архитектурное сооружение – храм. (слайд 1)
К 350-летию Иркутска объявлен конкурс среди юных художников: “Какой быть церкви в нашем микрорайоне?” 3,4 классы принимают в нем участие
– Что такое храм? Какаво его предназначение?
(Отвечают учащиеся. Слайд № 2)
3. Актуализация
знаний.– Архитектура – часть изобразительного искусства. Конкретнее, что это такое?
Дети:
– Архитектура – художественное строительство. (Слайд3)
Учитель:
– Архитектура – художественное строительство. А у нас – художественный труд. И мы, как настоящие художники– архитекторы рисовали церковь, строили на плоскости в виде аппликации, теперь выполняем в объеме из картона и папье – маше (Слайд № 4, 5, 6, 7, 8, 9).
В качестве куполов используем яйца, которые изготовили на прошлом уроке из папье – маше
4. Повторение о технике выполнения. Техника безопасности.
Вспомним технику выполнения папье – маше
Д: На скорлупу выеденного яйца наклеиваем кусочками первый слой бумаги на воду.
Второй и третий – на клейстер.
Сушим. Скорлупу можно не вынимать.
У: Задача сегодняшнего урока: помня и выполняя технику безопасности и правила для учащихся, расписать яйца и увенчать ими главы нашего храма.
5. Организация рабочего места.
Проверим готовность к уроку.
(Главы сделали заранее по всем правилам строительства, (Слайд № 10, 11, 12) изучив внешний вид храмов Иркутска и внутреннее убранство на экскурсии по городу и по страницам учебника “Изобразительное искусство” Неменского 3 кл. с. 46 – “Памятники архитектуры”, 4кл– с.54
“Древние соборы”.
С соборами главных городов России познакомились по фотографиям (Слайд № 13, 14, 15)
Каждый ученик склеил трубочкой картонный прямоугольник заданного размера, предварительно изобразив на нем окна, двери, рельеф. Эту трубочку – главу посадил на клей “Момент” на общий фундамент (большую коробку) на определенное место).
6. Беседа (Слайд № 16. На фоне церковного пения).
У: Храм, как правило, произведение искусства, самое красивое здание в городе, в поселке.
Храм облагораживает бытие, умиротворяет душу звоном колоколов, песнопением. Идут в церковь люди с открытым сердцем и душой, чистые, свободные от всяких дурных помыслов на встречу с богом, для разговора с ним.
– Почему для встречи с богом люди идут в храм, церковь?
Д: Церковь, храм – это Божий дом.
Однажды бог сказал пророку Моисею:
“Постройте мне храм, Я хочу быть среди вас”.
Стали строить Божьи дома – церкви шатровые переносные, деревянные, позднее каменные. Поручалось строительство церкви самым умелым мастерам. Строились они годами тщательно, прочно, на века и являются историческими и архитектурными памятниками на века.
У: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (Слайд №16.)
Словно 3 богатыря в золоченых шлемах стоят на страже любимого города и охраняют его покой. Твердо уперлись они в родную землю. Не сдвинуть.
Собор Василия Блаженного в Москве (Слайд №16)
– С чем или с кем сравнили бы вы это архитектурное чудо?
Д: Он напоминает девушек в красных расписных сарафанах. С причудливыми прическами – куполами. Взявшись за руки, они образовали хоровод. А вокруг них еще один хоровод из разнообразных арок. Окружили девушек маленькие дети.
Д: А может быть это мужчины в среднеазиатских халатах с чалмой на голове?
У: Вот какие интересные образы храмов создали !
7. Знакомство с храмами родного города Иркутска. (Слайд №17)
(С информацией о храмах – подготовленные ученики):
1ученик: Еще один хоровод, где дородные тети и стройные девицы в синих шапочках идут по кругу. Среди них несколько пар близнецов. Это церковь Казанской Божьей матери в Иркутске.
2 уч.: (Слайд № 17, 18) Слева – Казанский кафедральный собор, который стоял на главной площади Иркутска на месте “Серого дома” – областной администрации.
В 1932 году под давлением “общества безбожников” это прекрасное монументальное сооружение, уникальный храм был взорван. Его разрушили до основания и битым кирпичом уложили мостовую площади. Уровень площади поднялся на 1 метр. Дорожники при ремонте дороги смогут обнаружить резные с глазурью камни вплоть до ангарского моста.
3 уч.: (Cлайд №19) Белокаменная Спасская церковь. Корабль. Одно из первых каменных зданий Иркутска, которое было построено в начале 18 века у острожных стен колыбели города и стоит до сих пор. 300 лет! (Ранее на территории острога стояла и действовала 35 лет деревянная)
4 уч.: (Слайд № 20) Рядом – еще один памятник архитектуры 18 века, красивейшее, колоритное здание – Богоявленский собор. Украшение нашего города.
Здание претерпело много переделок из – за того, что пострадало во время землетрясений и бурь, тем не менее, Богоявленский собор и Спасская церковь помогают нам представить город Иркутск в давние времена
5 уч.: (Слайд № 21) Крестовоздвиженская церковь – небольшой городок с неповторимой игрой объемов, линий и силуэтов. Всего лишь 3 цвета. Но как красива, стройна, изящна! Какой богатейший рельеф!
Ограды, кресты – образцы старинной кузнечной работы иркутских мастеров.
А Крестовоздвиженской названа потому, что на ее месте долго стоял крест.
8. Рассказ учителя.
Церковь – это дом, где собирается Божья семья. Бог – отец всех людей, матерь Божья нам всем мать, все святые нам родственники, мы все друг другу братья и сестры.
Эта божья семья, которая одна для всех – организация, объединение верующих людей тоже называется церковью. (Слайд № 22)
У церкви есть знак, который показывает, что эта вещь, предмет, или человек принадлежит Богу, что они святые, божьи. Знак этот – крест
Отличительный знак самого дома божьего – крест. И храмы строятся в виде креста (Слайды № 23, 24) Через крест Христов народ пришел к спасению.
А еще – в виде круга. Это говорит о том, что жизни с Богом нет конца.
В виде корабля ( Ноев ковчег) Церковь подобна кораблю, на котором можно переплыть море жизни. (Слайд № 25)
Святые – это такие люди, которые очень любили Бога и угодили ему своею праведною жизнью. Это друзья Бога. Они молятся о нас Богу, помогая нам, живущим на земле.
Самая великая святая. Самая близкая Богу – Божья Матерь, мать Иисуса Христа. Ради ее материнской любви и ее молитв Бог многое нам прощает и помогает.
Святые, ангелы и Иисус Христос изображены на иконах. Им мы ставим свечки и через них в молитве просим Бога о чем – либо и благодарим.
Ангелы – невидимые добрые духи, которые живут на небе – невидимом духовном мире. Служат Богу и выполняют его поручения. Ангел значит посланец или вестник. На иконах они изображены с крыльями. Крылья, наверное, для того, чтобы быстро оказаться около человека и помочь ему. Ангелы охраняют нас и помогают совершать добро.
Есть и злые духи: бесы, демоны, дьяволы, сатана. Сатана– противник Бога. Это бывший самый светлый и сильный ангел. Возгордился, перестал слушать Бога. Захотел сам стать как Бог. В небесном мире началась война. Добро победило. Злые ангелы были изгнаны с небес.(Слайд № 26)
Молитва – есть беседа, разговор с Богом.(Слайд № 27) Каждая зажженная свеча– это молитва. Огонек свечи тянется вверх к Богу и передает нашу благодарность или просьбу. (Слайд № 28)
Храм – это Божий дом, где собираются верующие, чтобы молиться Богу. Храм– это та часть в здании, где стоят прихожане. (Слайд № 29).
Алтарь – самое священное место в церкви, передняя часть, где служат священники.(Слайд № 30)
В алтаре находится престол. Это стол, на котором лежит большая красиво украшенная книга– Евангелие, крест, дарохранительница– ящичек в виде церкви или креста, где хранится причастие для больных, которые сами не могут прийти, антиминс – священный платок с изображением Иисуса Христа. ( Вспомнить о том, как Иисус нес крест на Голгофу. Терновый венок ему поранил лицо. Сердобольная женщина утерла его лицо платком. На нем отразился лик Иисуса.)
Алтарная часть от храма отделяется иконостасом. (Слайд № 31)
Бог?
Радость, счастье, любовь мы чувствуем, но не видим. Так и Бога…
Бог ведет по жизни. Бог помогает. Бог посылает испытания, чтобы через испытания мы сами пришли к добру. Бог хранит.
– А какое отношение имеет яйцо к церкви?
(Отвечают ученики )(Слайд № 57)
9. Практическая работа.
Грунтовка яйца гуашью
Просушивание.
Продолжение беседы. Просмотр (Слайд № 32-56) о рождении, жизни Божьего сына, о смерти, которую Иисус Христос принял, взяв людские грехи на себя и тем самым привел народ к спасению (см. “Детская библия”), о воскрешении Христа.
(Во время просмотра слайдов об Иисусе Христе не упустить воспитательный момент о том, что Иисус проповедовал добро.
Заповеди.
Золотое правило)
У: О том, что Иисус Христос воскрес, хотелось сообщить всему миру. В память о событии Воскрешения Господа мы красим яйца.
– Почему? Кто расскажет подробнее?(Слайд № 57)
10. Техника росписи яиц (Слайд № 58 – 66).
11. Другие приемы украшения яиц (Слайд № 67 – 70).
12. Яйца Фаберже (Слайд № 71-74).
13. Практическая творческая работа.
Роспись яйца.
Просушивание. Изготовление креста по образцу из плотной фольги. Крепление к куполу.
14
. Возведение куполов на главы храма – выставка. Завершение строительства под звон колоколов.15. Итог.
Рефлексия. Оценки.
16
. Результат (продукт работы) (Слайд № 75, 76, 77, 78).Используемая литература:
- Учебник “Изобразительное искусство” под редакцией Б. Неменского 3 кл., 4кл.
- “Детская библия”.
- Закон Божий для самых маленьких. Текст С. Куломзина. По благословению патриарха Алексия 2.
- Материалы с городских семинаров “Роспись яиц”. Работы Котельниковой, Константиновой.
- Cайты: www.wikipedia.ru; www.irkutsk.lusya.com; www.isaac.spb.ru