Урок чтения по творчеству С.Есенина. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема: С.Есенин “Береза”.

Цель урока: развитие образного мышления.

Задачи урока:

1) способствовать углубленному проникновению учащихся в содержание художественного произведения;
2) расширять словарный запас;
3) учить работать по памятке.

Конспект урока

Этапы урока Задачи этапа Содержание № слайдов
Орг. момент Активизировать личные переживания детей – Добрый день, ребята. Посмотрите, пожалуйста, в окно.

– Что вы видите? (за окном растут березы)

– Что вы можете о них сказать? (ответы детей)

 
Подготовка к первичному восприятию Создать эмоциональный настрой, нацелить детей на работу над новым произведением – Посмотрите на экран. Кого вы видите? Что вы знаете о Сергее Есенине? Посмотрите на другие фрагменты. Как они связаны с портретом Сергея Есенина?

– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из произведений С.Есенина о березе. Но, прежде, чем мы откроем учебники, я бы хотела прочитать вам небольшую историю. Внимательно послушайте ее, а после мне скажете, о чем здесь идет речь?

“Давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Все любили ее, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не о ней говорят, не ей любуются. Решила она извести со свету красавицу и превратила ее в дерево. А это деревце тоже красоты невиданной, ветви зеленые, как косы переливаются. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково называли ее березкой. Злится еще пуще колдунья. Напустила она холоду. Только березка по – новому красавицей обернулась. В горностаевой шубе стояла, косы серебристым инеем искрятся”.

– О чем это произведение? С кем сравнивается береза? Похожи ли ваши мысленные образы на картинки?

Слайд 1 – портрет С.Есенина, изображение березы и дома, где вырос Есенин

Слайд 2 – девушка и береза

Словарная работа Расширение и уточнение словаря – Посмотрите на следующий слайд. Перед вами три березы. Соотнесите слова и изображения. Выберите из слов наиболее точное описание для каждой березки.

– Что значит накрылась? (закрылась сверху)

– Как понимаете слово принакрылась? (слегка накрылась)

– Укрылась – значит… (закрылась снегом со всех сторон)

Слайд 3 – три березы и надписи
Первичное знакомство с текстом. Познакомить с содержанием текста;

Помочь почувствовать эмоциональный настрой поэта

– А сейчас откройте учебники и положите перед собой памятки. Работаем по памятке
  1. Прочитай название произведения. О чем пойдет речь в стихотворении?
  2. Прочитай текст не торопясь, обращая внимание на знаки препинания.
  3. Выдели непонятные слова и обороты. Узнай их значение в словаре или у взрослых.
  4. Снова прочитай стихотворение: в два раза медленнее, чем ты разговариваешь дома или в школе.
  5. Закрой глаза и постарайся мысленно представить себе то, о чем пишет поэт.
Слайд 4
Проверка первичного восприятия Уточнить понимание прочитанного – Какой увидел поэт березу (красивой, нарядной)

– Что вызвало его удивление и восхищение?

– А вы какой образ представили?

 
Физминутка   Прежде, чем мы еще раз вернемся к содержанию, я предлагаю отдохнуть (инсценировка под музыку “Во поле береза стояла”  
Анализ текста по строфам Способствовать углубленному проникновению учащихся в содержание художественного произведения 1 строфа

– Прочитайте первую строфу. Обратите внимание, что береза принакрылась снегом. Кого напоминает береза? (человека, женщину, которая накинула на себя шаль или платок) Как называется такой прием? (олицетворение)

– С чем сравнивает поэт снег? (с серебром)
– Почему с серебром? (потому что блестит, сверкает, переливается на солнце)
– Как выглядит береза на солнце? (очень красивая)
– Какой образ мы увидели? (береза, похожая на женщину, принакрытую шалью серебристого цвета)
– Похож ли ваш образ на тот, который изображен на слайде?

2 строфа

– Что сказано о ветках? (пушистые)
Что напоминает снег (кайму)
Что такое кайма? (полоса чего – либо по краю изделия. Служит для украшения)
– С чем поэт сравнивает снег (с белой бахромой)
Что такое бахрома? (тесьма, ряд свободно свисающих кистей. Это украшение на одежде)
Подумайте еще раз над выражениями “снежною каймой”, “белой бахромой”
– Что имеет в виду автор (заснеженные ветки)
– Чем принакрылась березка? (платком или шалью с блестящей каймой и белой бахромой)
Похож ли образ березы на образ женщины на слайде?

3 строфа

Береза стоит в “сонной тишине”
Почему тишина “сонная”? (ни звука, ни движения, полный покой.)
– Как понимаете выражение “горят снежинки в золотом огне”?
Какими словами можно заменить слово горят? (сверкают, переливаются)
“золотой огонь” – солнечный луч, солнечный свет
Каким стал снег? (золотой)
Почему?
Какой образ предстает перед нами?

4 строфа

Что такое заря? (восход или заход солнца. Она бывает утренняя и вечерняя)
Как понимаете выражение “обсыпает ветки новым серебром”
Вывод: Есенин изобразил березу такой, какой увидел ее в течение дня.
Стихотворение Есенина – это величальная песня белой березе, русской природе. Береза здесь – спящая красавица, в окружении сонной тишины, покоя, безмолвия

Слайд 5

Слайды 6, 7

Слайды 8,9

Слайды 9, 10, 11

Подготовка к выразительному чтению Совершенствование техники чтения Работа с памяткой.

6. Прочитай стихотворение еще раз. Подумай, в каком темпе ты будешь его читать? Какие слова необходимо выделить? Какое настроение ты будешь передавать голосом? Где следует остановиться, сделать паузу?

7. Подготовь свой речевой аппарат

Слайд 12
Речевая разминка Включить вработу речевой аппарат, развивать эмоциональную выразительность речи 1.Упражнения для щек и губ:

Снеговики радуются снегу и морозу

Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Оттепель. Снеговики тают.

Щеки втянуть.

2. Упражнения для языка

Сосулька

Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до 6-8)

Язык “чашечкой”

Горка для спуска

Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка “горочкой”

Саночки

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед – назад, боковые края должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

3. Развитие речевого дыхания и голоса.

Вьюга

Старая, седая, с ледяной клюкой, вьюга ковыляет Бабою-ягой.
Воет вьюга: “З-з-з-з-з” (с усилением звука)
Застонал лес от вьюги: “М-м-м-м” (тихо, высоким голосом)
Тяжело стонут дубы: “М-м-м-м” (громко, низким голосом)
Шумят ели: “Ш-ш-ш-ш-ш”
Стихает вьюга: “С-с-с-с” (с уменьшением силы звука)

 
Выразительное чтение Отработка умения передавать свое видение произведения с помощью голоса Работа с памяткой

8. Прочитай стихотворение так, чтобы оно понравилось поэту, его написавшему и твоему товарищу, который будет тебя слушать (работа в парах)

Слайд 13
Итог по уроку Способствовать самооценке учащимися своей работы – Мы познакомились с произведением Сергея Есенина “ Береза”
– Поднимите руку те, кому близок образ, изображенный поэтом
– Встаньте те, кто смог передать этот образ в своем чтении
 
Д/задание (на выбор) Стимулировать самостоятельность детей и их творческую активность
  1. Выучить стихотворение
  2. Найти другие произведения Сергея Есенина о березе и сравнить с тем, что читали на уроке
  3. Написать письмо от лица березки
  4. Придумать сказку: “ Что станет с березой, когда наступит лето, весна, осень, ночь…”
 

Список использованных источников:

  1. Статьи фестиваля “ Открытый урок”.
  2. Для создания презентации– картинки с сайтов:

www.liveinternet.ru

http://fotki.yandex.ru/users/alb3345/view/29483/

http://forum.knitting-info.ru/index.php?showtopic=7051&mode=linear

http://prodam.slando.ru/moscow/3393963.html

www.kirsoft.com.ru

http://www.simbir-flora.narod.ru/biblioteka/bereza/ber.htm

http://otshelnik.net/component/option,com_datsogallery/Itemid,/func,detail/id,275/

http://www.mytravel.by/vozvrashhenie-v-zimu/

http://www.bfoto.ru/bfoto_ru_158.php

Презентация