Тема: С.Есенин “Береза”.
Цель урока: развитие образного мышления.
Задачи урока:
1) способствовать углубленному проникновению
учащихся в содержание художественного
произведения;
2) расширять словарный запас;
3) учить работать по памятке.
Конспект урока
Этапы урока | Задачи этапа | Содержание | № слайдов |
Орг. момент | Активизировать личные переживания детей | – Добрый день, ребята. Посмотрите,
пожалуйста, в окно. – Что вы видите? (за окном растут березы) – Что вы можете о них сказать? (ответы детей) |
|
Подготовка к первичному восприятию | Создать эмоциональный настрой, нацелить детей на работу над новым произведением | – Посмотрите на экран. Кого вы видите?
Что вы знаете о Сергее Есенине? Посмотрите на
другие фрагменты. Как они связаны с портретом
Сергея Есенина? – Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? – Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из произведений С.Есенина о березе. Но, прежде, чем мы откроем учебники, я бы хотела прочитать вам небольшую историю. Внимательно послушайте ее, а после мне скажете, о чем здесь идет речь? “Давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Все любили ее, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не о ней говорят, не ей любуются. Решила она извести со свету красавицу и превратила ее в дерево. А это деревце тоже красоты невиданной, ветви зеленые, как косы переливаются. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково называли ее березкой. Злится еще пуще колдунья. Напустила она холоду. Только березка по – новому красавицей обернулась. В горностаевой шубе стояла, косы серебристым инеем искрятся”. – О чем это произведение? С кем сравнивается береза? Похожи ли ваши мысленные образы на картинки? |
Слайд 1 – портрет С.Есенина, изображение
березы и дома, где вырос Есенин Слайд 2 – девушка и береза |
Словарная работа | Расширение и уточнение словаря | – Посмотрите на следующий слайд. Перед
вами три березы. Соотнесите слова и изображения.
Выберите из слов наиболее точное описание для
каждой березки. – Что значит накрылась? (закрылась сверху) – Как понимаете слово принакрылась? (слегка накрылась) – Укрылась – значит… (закрылась снегом со всех сторон) |
Слайд 3 – три березы и надписи |
Первичное знакомство с текстом. | Познакомить с содержанием текста; Помочь почувствовать эмоциональный настрой поэта |
– А сейчас откройте учебники и положите
перед собой памятки. Работаем по памятке
|
Слайд 4 |
Проверка первичного восприятия | Уточнить понимание прочитанного | – Какой увидел поэт березу (красивой,
нарядной) – Что вызвало его удивление и восхищение? – А вы какой образ представили? |
|
Физминутка | Прежде, чем мы еще раз вернемся к содержанию, я предлагаю отдохнуть (инсценировка под музыку “Во поле береза стояла” | ||
Анализ текста по строфам | Способствовать углубленному проникновению учащихся в содержание художественного произведения | 1 строфа – Прочитайте первую строфу. Обратите внимание, что береза принакрылась снегом. Кого напоминает береза? (человека, женщину, которая накинула на себя шаль или платок) Как называется такой прием? (олицетворение) – С чем сравнивает поэт снег? (с серебром) 2 строфа – Что сказано о ветках? (пушистые) 3 строфа Береза стоит в “сонной тишине” 4 строфа Что такое заря? (восход или заход солнца. Она
бывает утренняя и вечерняя) |
Слайд 5 Слайды 6, 7 Слайды 8,9 Слайды 9, 10, 11 |
Подготовка к выразительному чтению | Совершенствование техники чтения | Работа с памяткой. 6. Прочитай стихотворение еще раз. Подумай, в каком темпе ты будешь его читать? Какие слова необходимо выделить? Какое настроение ты будешь передавать голосом? Где следует остановиться, сделать паузу? 7. Подготовь свой речевой аппарат |
Слайд 12 |
Речевая разминка | Включить вработу речевой аппарат, развивать эмоциональную выразительность речи | 1.Упражнения для щек и губ: Снеговики радуются снегу и морозу Надуть щеки. Веселое выражение глаз. Оттепель. Снеговики тают. Щеки втянуть. 2. Упражнения для языка Сосулька Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до 6-8) Язык “чашечкой” Горка для спуска Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка “горочкой” Саночки Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед – назад, боковые края должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. 3. Развитие речевого дыхания и голоса. Вьюга Старая, седая, с ледяной клюкой, вьюга
ковыляет Бабою-ягой. |
|
Выразительное чтение | Отработка умения передавать свое видение произведения с помощью голоса | Работа с памяткой 8. Прочитай стихотворение так, чтобы оно понравилось поэту, его написавшему и твоему товарищу, который будет тебя слушать (работа в парах) |
Слайд 13 |
Итог по уроку | Способствовать самооценке учащимися своей работы | – Мы познакомились с произведением
Сергея Есенина “ Береза” – Поднимите руку те, кому близок образ, изображенный поэтом – Встаньте те, кто смог передать этот образ в своем чтении |
|
Д/задание (на выбор) | Стимулировать самостоятельность детей и их творческую активность |
|
Список использованных источников:
- Статьи фестиваля “ Открытый урок”.
- Для создания презентации– картинки с сайтов:
http://fotki.yandex.ru/users/alb3345/view/29483/
http://forum.knitting-info.ru/index.php?showtopic=7051&mode=linear
http://www.simbir-flora.narod.ru/biblioteka/bereza/ber.htm
http://otshelnik.net/component/option,com_datsogallery/Itemid,/func,detail/id,275/