Программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности "Дизайн-студия". 10–14 лет

Разделы: Внеклассная работа


Возраст детей -

10-14 лет

Срок реализации программы-

2 года
Ф.И.О. разработчика модифицированной программы- Чернова Светлана Евгеньевна -педагог ДОД МБОУ ДОД ЦДОД № 5 г. Красноярска
Ф.И.О. педагога, реализующего программу- Чернова Светлана Евгеньевна -педагог ДОД МБОУ ДОД ЦДОД № 5 г. Красноярска

Год разработки программы-

2011 г.

Дизайн – это искусство гармонии несовместимого.

(Леонид С. Сухоруков, человек-афоризм)

Дизайн – это трудная последовательность компромиссов.

(Джоэл Спольски,  программист Microsoft)

Всегда выбирайте самый трудный путь – на нем вы не встретите конкурентов.

(Шарль де Голль)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

По “толковому словарю русского языка” С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: “Дизайн – конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты”. Другими словами, дизайн – это образное проектирование того, чего еще нет и не было ни в природе, ни в культуре, но что могло бы возникнуть, произойти, быть построенным, изготовленным в ходе целенаправленной человеческой деятельности.

Слово “дизайн” встречается повсеместно, можно говорить о дизайне стула, компьютера, школы, узора на ткани, коллекции одежды, ресторана, бутерброда, космической станции. Все изделия имеют свой дизайн. Таким образом, дизайн многолик. В разных сферах деятельности человека этот термин понимается по-разному. Он включает в себя и то, как выглядит изделие, и сам процесс проектирования – изготовления, который приводит к конечному результату.

Представленная образовательная программа “Дизайн-студия” подразумевает знакомство с основными объектами труда дизайнера, модельера – это дизайн костюма, дизайн элементов интерьера, предметный дизайн.

На занятиях по дизайну костюма учащиеся познакомятся с основными и наиболее выразительными средствами декоративного оформления костюма. Научатся определять предназначение и стиль костюма, и декорировать его согласно этим критериям.

Овладеть основами знаний о дизайне как специфической художественно-творческой, конструкторской деятельности человека помогут разделы предлагаемой программы.

На занятиях учащиеся узнают, что художественное проектирование многих вещей требует умения рисовать, чертить, моделировать и макетировать. Так же необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, основ декоративно-прикладного искусства, моделирования.

Наблюдая за работой дизайнеров, которые: создают костюмы, оформляют интерьеры жилых и офисных помещений; широко используют при этом природный и искусственный материал, различные техники декоративно-прикладного искусства и новейшие технологии; умело сочетают цвета и фактуры – хочется больше узнать о искусстве дизайна и научиться самому создавать оригинальные композиции.

Познакомить учащихся с широким спектром работы дизайнера поможет программа дополнительного образования “Дизайн-студия”.

Содержание разделов программы позволяет ознакомить учащихся с различными направлениями работы дизайнера, с объектами труда; развить способности, позволяющие использовать полученные знания и умения при решении конкретных задач.

Направленность программы художественно-эстетическая – программа направлена на приобщение школьников к основам дизайна, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их, используя комплексно, при проектировании предметов одежды, интерьера, и всего, что так или иначе окружает нашу жизнь.

Актуальность данной образовательной программы

Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Министерство образования РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Педагогическая целесообразность образовательной программы

Педагогическая целесообразность образовательной программы будет состоять в формировании у учащихся чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (коллекция моделей одежды для кукол, или изготовление самой куклы), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления своих творческих способностей в работе с использованием всех изученных техник декоративно-прикладного искусства (декупаж, роспись по стеклу, ткани, коже, вязание, плетение, шитье, вышивка) при выполнении индивидуальных заданий.

Задачи курса и организация учебного процесса

Программа предусматривает следующие цели и задачи:

Целью данной программы является развитие личностных качеств детей посредством занятий дизайн-проектирования (предметный дизайн, дизайн одежды).

Основные задачи программы:

Образовательные задачи:

  • Изучить основы различных техник декоративно-прикладного творчества;
  • освоить технологические знания проектирования и художественного конструирования швейных изделий и предметов быта.
  • овладеть практическими навыками и приёмами изготовления и декорирования изделий.
  • обучить основам дизайна;
  • познакомить с основными законами композиции;
  • научить пользоваться законами цветоведения;
  • формировать художественно-образное мышление;
  • формировать практические навыки работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества.

Воспитательные задачи:

  • Формировать общую культуру учащихся;
  • содействовать организации содержательного досуга;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры;
  • воспитывать аккуратность, прилежание в работе, трудолюбие;
  • воспитывать чувство сопричастности к традициям различных культур, чувство особой гордости традициями, культурой своей страны, своего народа;
  • воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий;
  • воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.

Развивающие задачи:

  • Развивать общий кругозор;
  • развивать художественно-эстетический вкус при составлении композиции костюма и объектов предметного дизайна;
  • знакомить с работой дизайнера;
  • формировать интерес к различным видам декоративной отделки и положительную мотивацию к совершенствованию в данных направлениях декоративно-прикладного искусства.
  • обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • формировать творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности;
  • развивать зрительное восприятие, чувства цвета, композиционной культуры;
  • содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе;
  • развивать творческую деятельность учащегося.

Отличительные особенности данной программы от других программ по дизайну заключаются в том, что ОП ДОД “Дизайн-студия” предполагает обязательное использование моделирования и дизайна одежды для кукол, а также изучение различных способов изготовления самих кукол, изготовление и дизайн игрушки, поделок, сувениров, аксессуаров. Особенно ценно, при реализации данной программы, самостоятельное изготовление коллекции одежды для кукол, объектов предметного дизайна с использованием изученных техник декоративно-прикладного искусства.

Особенностью программы “Дизайн-студия” является также интеграция с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, черчение, история, технология, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.

Обучение по программе первого года построено по принципу “ от простого – к сложному”. От вырезания простых и симметричных форм – к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости – к проработке объемных форм.

Особенностью второго года обучения является то, что учебный процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: каждая тема подается в течение длительного периода времени с возрастанием степени сложности.

Принцип системности проявляется в том, что в результате реализации программы у учащихся формируются целостные представления о разных видах декоративно-прикладного творчества как самостоятельных технологических процессах, с одной стороны, и целостные представления о том, как использовать ту или иную технику в различных видах дизайна для создания общей работы, с другой стороны.

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, экскурсия, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное.

Основным видом деятельности являются практические занятия.

Сроки реализации образовательной программы – 2 года.

Основные этапы программы: период обучения делится на два этапа:

  • I этап – 1 год обучения –освоение основ материаловедения, цветоведения, основ дизайна; изучение различных техник декоративно-прикладного искусства.
  • II этап – 2 год обучения – изготовление и дизайн игрушки, поделок, сувениров, дизайн одежды, аксессуаров, формирование коллекции одежды для кукол.

Общий учебно-тематический план ОП ДОД “Дизайн-студия”

Перечень основных разделов программы

Количество учебных часов по годам обучения:

Всего часов по разделам:

1 год

2 год

Всего:

Из них:

Всего:

Из них:

Теория:

Практика:

Теория:

Практика:

Введение. Дизайн. Виды дизайна.

11

7

4

     

11

Основы построения общей композиции. Предметный дизайн.

16

6

10

6

3

3

22

Виды техник, используемых при декорировании объектов дизайна (декупаж, роспись, вышивка).

41

7

34

     

41

Виды техник, используемых при создании объектов дизайна (ручное шитье, пэчворк, аппликация, фелтинг, плетение (нити, бисер, ленты, проволока).

71

15

56

      71

Виды техник, используемых при декорировании, создании одежды и аксессуаров (роспись по ткани (батик), трафаретная печать, принт, аппликация, фелтинг (объемные изделия), ручное ткачество, вязание крючком, художественная обработка кожи).

     

60

17

43

60

Изготовление сувениров из различных материалов.

     

16

5

11

16

Игрушка – объект дизайна. Мастерим игрушки сами.

     

9

3

6

9

Кукла – объект дизайна. Выполнение изделия в материале.

     

16

5

11

16

Костюм – объект дизайна. Изготовление для кукол одежды и аксессуаров различного назначения.

     

31

11

20

31

Вариативный блок. Подготовка и проведение выставок. Экскурсии в музеи и выставки.

5

-

5

6

2

4

11

Итого часов по годам обучения:

144

35

109

144

46

98

288

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

“ДИЗАЙН-СТУДИЯ”

(тип программы – модифицированная,
уровень программы - программа основного образования)