Информационно-коммуникационные технологии в преподавании естественных наук

Разделы: Биология, География, Внеклассная работа


Когда компьютеры стали использоваться в образовании, появился термин “новые информационные технологии”. Информационные образовательные технологии – все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.

Как сформировать информационную культуру учащихся? Как  повысить качество образования на уроках естественного цикла? Можно ли организовать внеурочное образовательное пространство, используя информационные технологии? Отвечать на эти вопросы стало легче, когда в кабинете появился мультимедиапректор и компьютер.

Развитие и расширение информационного пространства требует от учителя новых подходов к преподаванию, что приводит к совершенствованию содержания, методов и форм традиционного обучения.

В своей преподавательской деятельности я использую различные варианты ИКТ. Они эффективны как в учебном процессе, так и во внеклассной работе по предмету.

Существует большое количество электронных учебных пособий, одно из них “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия”. Оно содержит мультимедийные уроки, медиаиллюстрации, анимации, видиосюжеты, энциклопедические статьи, интерактивные тренажеры. Оно позволяет учащимся усваивать и проверять основополагающие знания по географии и биологии. Очень удобно, что пособие позволяет работать с анимацией, звуком и видеоизображением одновременно. Например, при изучении темы “Население и страны Южной Америки”, удалось не только увидеть традиционные наряды местных жителей, но и познакомиться с танцами и музыкой народов данной страны. Мгновенная готовность мультимедиа-текста к трансформации обеспечивает восприятие информации сразу  несколькими органами чувств в сочетании с быстрым доступом и интерактивными возможностями работы с ним, это сокращает время и повышает качество усвоения материала.

 Применение тренинговых и диагностических программ на готовых носителях позволяет качественно улучшать контроль за деятельностью учащихся, вести мониторинг. Тогда ученик может неоднократно повторить материал, найти правильный ответ. А учитель – обеспечить гибкость управления учебным процессом, учесть сложность задания, время и скорость выполнения, возможность попытки многократного повторения. Эти обстоятельства создают ситуацию успеха ученику, способствуют рефлексии своей деятельности и позволяют наглядно представлять результат своих действий.

Средством предъявления учащимся учебного материала (иллюстраций, фотографий, видео, дидактических материалов и.т.п.) является технология презентаций.

Она была использована на занятиях элективного курса “Школа Робинзона”, при изучении темы: “Виды туристских костров”, а также на уроке природоведения в 5 классе “Три тайны жизни”. Это позволило оживить занятие, вызвать интерес у учащихся, соединив представленные иллюстрации и музыку. Применение презентаций повышает мотивацию и интерес к данной теме, обеспечивает интенсификацию занятия. Презентация, подготовленная самими учениками, дает возможность углубляться в тему, используя дополнительную литературу и интернет – ресурсы.

Создание творческих проектов с использование ИКТ тоже эффективно в работе. На уроках географии в 11 классе при разработке проекта “Создание электронного справочника “Микрогосударства Европы”” учащиеся показали высокий уровень самостоятельности. Они творчески поработали над выполнением заданий исследовательского характера, выступая в роли инициаторов, организаторов и исполнителей. Учитель – в роли научного руководителя и консультанта. Итогом этого проекта стал урок – конференция, там прозвучала защита проектов, что позволило старшеклассникам усовершенствовать навык публичного выступления, умения аргументировано излагать и защищать свою точку зрения.

Создание публикаций помогает увлечь школьников решением познавательных задач по предмету, создать положительную мотивацию изучения предмета. На уроках биологии, в рамках “Недели здоровья”, учащимся было предложено создать буклет о правильном питании – это стало итоговой работой проекта “Здоровое питание – это…”. Создание буклета позволило учащимся работать с информацией, выбирать главное, проявлять свое творчество и фантазию в оформлении.

В нашей школе уже не первый год работает туристический клуб “Веретия” руководителем которого я являюсь. В клубе есть свои традиции, одна из них торжественные проводы выпускников школы – членов нашего клуба. Памятным подарком им, благодаря программе Movie Maker стал фильм “Что такое лето?” об истории клуба и наших многочисленных путешествиях, участниками которых и были выпускники. Это стало приятной неожиданностью и еще одной традицией.

В этом учебном году мы работаем над созданием WEB-сайта нашего туристического клуба. Это позволяет учащимся самостоятельно искать, анализировать, ставить задачи, структурировать и преобразовывать тексы, проявлять творческую фантазию. А “гостям” сайта любоваться фотографиями мезенских просторов, узнавать о наших путешествиях, вдруг у кого– то еще появится желание пройти пешком ни один десяток километров и увидеть всю красоту Русского Севера своими глазами.

Следует отметить, что на эффективность процесса обучения оказывает влияние частота использования ИКТ. Оно не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Кроме того, если ИКТ используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ИКТ в течение многих уроков подряд приводит к потере учащимися интереса к ним. Наблюдения показывают, что оптимально использовать ИКТ можно на каждом 5 – 8 уроке.

Таким образом, использование ИКТ позволяет учащимся лучше усваивать информацию, так как она подается в разнообразном виде, воздействуя одновременно на все органы чувств. Это позволяет усилить мотивацию учения. “Сухой”, надиктованный материал, просмотр    иллюстраций в учебнике вряд ли способны вызвать живой интерес к изучаемому материалу. И наоборот, демонстрации репродукций с экрана, слайды, видиосюжеты и анимации   воспринимаются с большим интересом.

Кроме того, использование ИКТ позволяет интегрировать в себе современные способы организации учебной деятельности: проблемное обучение, дискуссии, исследования, метод проекта. В процессе обучения учащимся прививается навык самоконтроля, они раскрепощаются, повышается уровень общения, результативность выступлений в различных конкурсах и викторинах, развиваются творческие способности, навык групповой работы.

Средства ИКТ являются действенными способами реализации современных стандартов образования, направленных на формирование не только знаний, но и ключевых компетентностей обучающихся, готовит подрастающее поколение к жизни в условиях информационного пространства. Образованный член информационного общества должен:

  • знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;
  • понимать и сознательно использовать различные формы и способы предъявления данных в вербальной, графической и числовой формах;
  • владеть методами анализа и синтеза,
  • использовать достоверность и практическую полезность имеющихся данных с различных точек зрения для решения конкретных практических задач.