Презентация на уроках технологии

Разделы: Технология


Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить качество и объем практической работы учащихся, реализовать идеи системно-деятельностного подхода в обучении.

Приложение 1, Слайд 2: Информационно-коммуникационные технологии на уроках технологии – это цифровые образовательные ресурсы, которые служат учителю большим подспорьем в подготовке и сопровождении урока: конспекты уроков, чертежи, схемы, фотографии, звуковые файлы, видеосюжеты, технологические, инструкционные карты для практических, лабораторных работ и многое другое. Умелое использование ЦОР на уроках не только повышает их эффективность, но и способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

Слайд 3: Особо хочется отметить мультимедийные презентации – комплексные образовательные ресурсы, способные соединить все цифровые образовательные ресурсы, необходимые для конкретного урока. Инструментом для создания мультимедийных презентаций является уникальная программа PowerPoint, входящая в офисный пакет любого персонального компьютера c ОС Windows. Она наиболее универсальна, проста в работе и распространена в России и в мире.

Слайд 4: Функциональные особенности презентаций.

Слайд 5: Основная функция презентации визуализация учебного процесса. К мультимедийной презентации обращаются, когда требуется наглядное сопровождение рассказа учителя, новой темы. В данном случае презентация играет роль наглядного пособия, средства воздействия на визуальный канал восприятия при объяснении нового материала урока. “Лучше один раз увидеть!” – это о визуализации (Приложение 2).

Слайд 6: Как правило, учителя технологии являются страстными пропагандистами разных видов рукоделия, декоративно-прикладного искусства и дизайна, многие из которых становятся их хобби. Они неустанно собирают книги и альбомы, посвящённые прикладным искусствам. В наше благодатное время цифровой техники и Интернета учителя технологии становятся членами сетевых сообществ, активными блогерами, где происходит обмен информацией, мастер-классами, фотографиями как результатами своих успехов в прикладных искусствах. Фотографии и иллюстрации из книг по дизайну так же переводят в цифровой вид, сканируются или фотографируются. Так же собираются видеосюжеты с мастер-классами, а так же с объектов лёгкой промышленности.

В дальнейшем, при подготовке к уроку, всё это используется как материал для создания мультимедийных презентаций, при помощи которых складывается общее впечатление о том или ином виде прикладного искусства, технологическом процессе, оживляется ход урока, пробуждается интерес учащихся к предмету.

Слайды 78: Чертежи для изготовления учебных работ по технологии занимают особое место. И главное требование к ним – последовательность выполнения, качество изображения. Обычно учитель изображает его на классной доске, а учащиеся чертят за ним…

Лучше один раз выполнить аккуратный чертёж на слайдах презентации, чем каждый раз тратить время на уроке.

Слайд 9: Вторая функция презентации – служение учителю опорным конспектом урока. Наиболее распространенная форма использования презентации – вывести ее с помощью проектора на экран. Это позволяет работать сразу со всем классом. При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта).

Так же презентация может быть отличным каркасом урока. Наличие такого каркаса с ясно объявленной целью и планом облегчает жизнь не только учителю, но и ученикам.

Предлагаю вам к рассмотрению презентацию к уроку технологии в 5 классе “Лоскутная техника “пэчворк” (Приложение 2), а так же чертёж к панно “Ангел”, которое учащиеся выполняют на данном уроке (Приложение 3). Презентация служит каркасом данного урока. Обратите внимание, технологическая карта к практической работе представлена в презентации, и это избавляет учителя в подготовке технологических карт для каждого ученика или на каждую парту, экономит рабочее место ученика.

Слайды 1015: Предлагаю вашему вниманию познакомиться с фрагментами ещё одной презентации к уроку технологии в 7 классе “Петушок – золотой гребешок”, в которой представлены разные этапы урока: целеполагание, практическая работа, физкультминутка. Учащиеся выполняют комплекс упражнений под детскую песенку “Куры”, которая остановится с переходом на 15 слайд (Приложение 4).

Слайд 16: Третья функция презентации – задел на будущее. Единожды сделав презентацию, мы облегчаем себе жизнь в будущем. Более того: мы облегчаем жизнь не только себе, но и коллегам! В настоящее время существует много педагогических сетевых сообществ, где учителя технологии часто размещают свои наиболее удачные разработки уроков с презентациями, а так же находят нужный или недостающий медиаматериал для подготовки к уроку. Хотелось бы пожелать всем дальнейших успехов в этом сотрудничестве!

Слайд 17: Презентации могут быть одной из форм отчетности учащихся по завершении работы над проектом (Приложение 5), исследованием, микроисследованием. Кроме того, презентация может использоваться в качестве домашнего задания. Считаю, что на современном этапе образования важно не только учителю составлять презентации к урокам, но и учить учащихся составлять мультимедийные ресурсы, консультировать их, как сделать хорошую презентацию к уроку, делать акценты на главные ошибки и главные правила при создании презентации.

Слайды 1832: Главные ошибки и главные правила при создании презентации.

Слайды 1920: Первое, что может испортить любую презентацию – бессмысленные украшательства. Создавая презентацию, ответьте на вопросы: Зачем? Можно ли обойтись без этого элемента оформления без ущерба для наглядности?

Однако, не стоит забывать об иллюстрациях! Образ, как правило, работает лучше текста, а “текст + образ” – ещё лучше!

Слайды 2120: Вторая ошибка, которая может испортить презентацию – бессмысленный фон. Часто возникает соблазн подобрать фон ”по теме”, в виде какой-нибудь картинки. В 99% случаев такой фон только мешает восприятию информации.

Рекомендуется для фона выбирать более холодные тона (синий или зеленый). Допустимо использование отдельного фона для заглавных слайдов. Фон не должен быть ярким, бросающимся в глаза, он не должен содержать выделяющихся элементов: все внимание зрителя должно быть приковано к тексту или изображению! Идеальный фон – ровный, без узоров, окрашенный в бледный, ненасыщенный цвет.

Слайд 23–24: Третья ошибка – бессмысленная анимация. Злоупотребление анимацией обычно выдают начинающего пользователя, который никак не может наиграться… К тому же излишние анимационные эффекты отвлекают внимание учащихся от содержания на слайде, а так же могут привести к головокружению, ухудшению самочувствия.

Необходимо широко использовать возможности компьютерной анимации: для поэтапного представления информации на слайде, а так же для фронтальной работы над кроссвордом или тестом. Самая предпочтительная и “культурная” настройка анимационных эффектов в презентациях, отвечающая санитарно-гигиеническим условиям – это Выцветание объектов.

Смена слайдов (частота мелькания) должна производиться с учетом возрастных и психологических особенностей слушателей.

Слайды 2528: Четвёртая ошибка – это отсутствие единообразия.

Макет – расположение основных элементов – должен быть жёстким. Фон для всех слайдов желательно выбрать один. Заголовки должны быть выглядеть одинаково, располагаться на одном месте. Цвет фона слайдов и текста желательно не менять.

Однако, для визуального восприятия разных разделов (бликов) презентации можно использовать разные Шаблоны слайдов и определенную цветовую гамму. Например, если информация разбита на 3 части, то можно использовать 3 шаблона. Таким образом, слайды одного шаблона будут подсказывать, что речь идет о соответствующем разделе. Для первого и последнего слайдов целесообразно воспользоваться одинаковыми шаблонами. В результате возникнет чувство законченности слайд-фильма, как в книге, где первая и последняя страницы имеют одинаковое и всегда запоминающееся оформление.

Слайды 2930: Пятая ошибка – боязнь пустого пространства. Не нужно стремиться заполнить всё пространство слайда информацией.

“Воздух” работает! Не бойтесь простого пространства – “воздуха”. Это мощный элемент дизайна, мощное средство выделения других элементов на слайде.

Слайды 3132: Шестая ошибка – информационная избыточность. Текст, текст... Не надо стремиться разместить на слайде весь текст, который вы скажете по данному вопросу.

Рекомендуется использовать на слайдах короткие слова и предложения. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. И – очень важно – связь текста и иллюстраций должна быть очевидна!

На этапе первичного повторения и актуализации знаний основная роль презентации – отработка ключевых понятий. Здесь эффективны тестовые задания, вопросы. Если используются вопросы с открытым ответом, то на одном слайде не должно быть более одного вопроса с возможными ответами. При этом ответы могут быть не только в виде слов: но и в виде рисунка, графических изображений. Этот прием усиливает ассоциации, активизирует память.

Слайд 33: Необходимо помнить: что применение мультимедийной презентации на уроке, как и при использовании любого средства обучения, должно строиться на здоровьесберегаюших принципах, повышать уровень качества знаний и при этом не вызывать раздражение и утомление. Творческих успехов Вам!

Список литературы:

  1. С. Л. Островский. Как сделать презентацию к уроку? – М: Первое сентября. 2010.
  2. По материалам Модуля 3 “Intel – обучение для будущего”.
  3. Интернет-портал "Сеть творческих учителей".