Цели:
– способствовать формированию навыков
взаимодействия в группе;
– помочь детям осознать, какие качества важны в
дружбе;
– повысить самооценку детей.
Материалы:
– мяч (для упражнений “Что я люблю делать” и
“Настоящий друг”);
– бланки анкеты “Вот я какой!”.
Ход урока
Введение
Приветствие
Разминка “Привет”
Инструкция: “Начните ходить по комнате. Я предлагаю вам здороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: “Привет! Как хорошо, что ты здесь!” Здороваясь с кем-либо из ребят, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Представили себе, как это происходит?”
Упражнение “ Что я люблю делать”
Ведущий: “В школе мы все собираемся вместе, здесь нас ждут друзья, учителя. Каждый из вас – интересная личность, достойная уважения, каждый вносит собственный вклад в наши отношения, дела класса.
Передавая мяч друг другу, назовите свое имя и скажите о том, что каждый из вас любит делать и что у вас хорошо получается. Можно также сказать о том, чему вы могли бы обучить других ребят”
После того как участники выскажутся, они могут сказать друг другу о том, чему каждый из них хотел бы научиться у других.
Основная часть
Упражнение “Настоящий друг”
Это упражнение поможет детям осознать, какие качества ценятся в дружбе.
Инструкция: “Каждый человек в течение своей жизни приобретает и теряет друзей. Дружба доставляет много радости, но иногда она может приносить страдания. Дружеские отношения постоянно меняются по мере того как растем и меняемся мы сами, появляются новые друзья, иногда исчезают старые. Друзей не бывает много; хотя отношения могут быть добрыми и теплыми со всеми одноклассниками, лишь некоторым мы доверяем свои проблемы и переживания”.
Передавая мяч друг другу, закончите предложение: “Друг – это тот, кто…”.
Дискуссия на тему занятия
- Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
- Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего в тебе нравится, как ты думаешь, что именно он сказал бы?
- А если бы этот человек захотел сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чем он сказал бы?
- Что мешает дружбе?
- Каким образом дружба может изменяться в зависимости от времени, при различных обстоятельствах?
- Как можно познакомиться с новыми детьми и улучшить отношения с давними друзьями?
Разминка “Дирижер”
Инструкция: “Я хочу предложить вам небольшой перерыв, который улучшит ваше настроение. Вы готовы?
Пожалуйста, встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит оркестром.
Представь себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит инструменты. Вслушивайся в музыку и начинай в такт ей двигать руками, как будто ты дирижируешь оркестром. Теперь двигай еще и локтями, и всей рукой целиком… Дирижируй всем телом и реагируй на слышимые звуки каждый раз по новому. Ты можешь гордиться тем, что у тебя такой хороший оркестр! Музыкантам нравится играть под твоим руководством, и они все время смотрят на тебя…
Сейчас музыка кончится. Открой глаза и устрой себе и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт”.
Заключительная часть
Игра – “Вот я какой!”
Инструкция: “Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем допишите незавершенные предложения. После того как вы выполните эту работу, разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей”.
Рефлексия игры:
– с кем из детей у тебя больше всего общего?
– чьи ответы показались тебе самыми интересными?
– на какой вопрос тебе было труднее всего
ответить?
Рефлексия итогов занятия:
Обсуждаются действия и чувства всей группы. Участники рассказывают о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остаются неразрешенными.
Список литературы:
- Коблик Е.Г. Первый раз в пятый классс! Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис., 2003
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). – М.: Генезис., 2005
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис., 2001
- Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис., 2002