Работая с детьми разного возраста (от 8 до 16 лет), я убедилась в том, что детей, независимо от того, сколько им лет, постоянно нужно заинтересовывать, удивлять чем-то новеньким: темой, материалом, техникой исполнения и т.д. В нашей школе уже третий год существует такая форма организации учебного процесса как Творческая школа. Это мероприятие проводится в конце первой четверти. Главная цель Творческой школы – создание условий для формирования художественно-творческой активности обучающихся, повышение уровня художественного мастерства. Немаловажное значение имеет также расширение практического опыта обучающихся в овладении различными материалами, техниками и поддержание творческих контактов между обучающимися разных классов. Тема “Роспись по мебели” выбрана не случайно – детей объединяет коллективная работа, где каждый фрагмент выполняется одним ребенком, но подчинен единому замыслу. В результате получились яркие, выразительные работы – шкафы, стулья, которые радуют и авторов, и всех гостей художественного отделения нашей школы. Ребята получили не только массу удовольствия от своего труда, но и отличный опыт, поверили в свои силы и возможности. Надеюсь, моя разработка будет интересна и полезна и другим преподавателям.
Пояснительная записка
Одной из обязательных дисциплин в художественной школе является декоративно-прикладное искусство. Цели и задачи, определяемые рамками изучения этого предмета, могут быть успешно решены при работе по предлагаемой методической разработке “Роспись по мебели”. Данное направление декоративно-прикладного искусства отличается большим многообразием техник и материалов, и имеет широкую область практического применения. Роспись по мебели превращает предметы обыденного обихода в произведения искусства, в дальнейшем эти предметы будут украшать интерьер многие годы. Роспись на мебели необходимо решать таким образом, чтобы в рамках ограниченного пространства предмета художник создал бы целый мир, который отвечал бы замыслу художника по росписи мебели, и вписывался в интерьер.
Роспись мебели
и других составляющих интерьера дома – это пространство для настоящего полета фантазии. Расписная мебель придаст изюминку любому, даже самому шикарному дизайну, добавив в него яркость и неповторимость. Фантазии в поисках средств выразительности имеют широкую область применения, вызывают большой интерес у детей. Появление новых высококачественных и безопасных по химическому составу материалов для росписи делают эту сферу еще более привлекательной для работы с детьми.Методическая разработка “Роспись по мебели” предполагает персонифицированный подход к обучающимся, который способствует развитию креативности ребенка, его творческой самостоятельности, качеств, необходимых для формирования художественной компетентности в области декоративно-прикладного творчества.
Необходимость методической разработки “Роспись по мебели”: обобщить опыт педагога с целью распространения среди педагогического сообщества современных форм и технологий обучения декоративно-прикладному искусству.
Цель методической разработки – помочь преподавателю декоративно-прикладного искусства организовать проведение уроков по теме “Роспись по мебели”.
Задачи:
– познакомить с технологией и
приемами выполнения росписи по мебели;
– раскрыть основные этапы выполнения росписи по
мебели.
Методическая разработка “Роспись по мебели” рассчитана на обучение детей в возрасте 10-16 лет. Общее время реализации занятий 14 часов. Занятия носят групповой характер. Основной формой проведения занятия является урок смешанного типа (лекция, совмещенная с практической работой). Лекция проводится в начале изучения курса при знакомстве с новой техникой работы. В начале каждого занятия рекомендуются небольшие беседы, их цель – настроить обучающихся на рабочий лад, напомнить основные задачи урока. Теоретическая часть сопровождается показом наглядного материала. По результатам каждого занятия подводятся итоги. Выполненная работа анализируется, к обсуждению привлекаются обучающиеся, отмечаются положительные моменты, обобщаются ошибки.
Основные задачи уроков по теме “Роспись по мебели”:
обучающие:
– знакомство со спецификой
декоративной композиции;
– усвоение техники и методики ведения работы;
развивающие:
– развитие умения творчески
пользоваться данной техникой;
– развитие образного мышления, способности
стилизации;
– формирование колористического чувства и
чувства пропорций;
воспитывающие:
– воспитание эстетического
художественного вкуса;
– воспитание аккуратности, терпения и
трудолюбия.
Содержание занятий
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Задачи | Материалы | Кол. часов |
1 | Технология и приемы выполнения росписи по мебели | Познакомиться с технологией и приемами
росписи по мебели: – роспись акриловыми красками; – сочетание росписи с аппликацией; – трафаретная техника. |
Наглядные материалы (фотографии по данной теме из интернета, работы автора разработки. <Рисунок 1> | 2 |
2 | Эскизы для росписи по мебели | Выполнить эскиз для росписи мебели;
познакомиться с основами декоративной
композиции; выполнить эскиз, закомпоновав изображение на листе, в соответствии с выбранной поверхностью. |
Наглядные материалы, бумага, карандаш. | 4 |
3 | Работа в материале | Подготовить поверхность к росписи: – зачистить (наждачной бумагой); – нанести грунт. |
Наждачная бумага, грунт. <Рисунок 2> | 2 |
4 | Работа в материале | Перенести рисунок на поверхность. | Эскизы, карандаш. <Рисунок 3> | 1 |
5 | Работа в материале | Выполнить роспись: – заполнить фон; – прорисовать детали. |
Акриловые краски, кисть, палитра.
<Рисунок 4>
<Рисунок 5> |
4 |
6 | Финишная обработка готовых поверхностей | покрыть акриловым лаком. | Акриловый лак, кисть. <Рисунок 6>, <Рисунок 7> | 1 |
Предполагаемые результаты освоения технологии росписи по мебели обучающимися:
– развитие творческого мышления и
формирование практических навыков и умений,
необходимых для самореализации в искусстве
росписи по мебели.
– формирование образного замысла и
последовательное его воплощение в конкретном
материале, владение художественными средствами
выражения;
– использование полученных знаний, умений и
навыков в дальнейшем (домашние работы).
Условия реализации.
Материально-техническое оснащение.
Оборудование:
– при соответствующей подготовке основой под
роспись акрилом может быть дерево, гипсокартон,
камень, цементная поверхность, почти все что
угодно. Можно использовать старую и новую мебель
(стулья, столы, шкафы), музыкальные инструменты и
т.д.;
– кисти (большие и маленькие), палитра, емкости
для краски;
– фартук и перчатки;
– поверхности, не предназначенные для росписи
необходимо защитить пленкой, газетами или
малярным скотчем.
Материалы:
– акрил как художественный материал возник
в 80-90 гг. 20 века, но сейчас он распространился
повсеместно. Это связано с новыми строительными
материалами, грунтами, поверхностями и новыми
требованиями к интерьеру. Поверхность должна
быть легко моющейся, экологичной, водо и
морозоустойчивой. Акрил после высыхания
отвечает всем этим требованиям, к тому же краска
почти не имеет запаха, легко колеруется, может
наноситься как лессирующим, так и кроющим слоем,
разбавляется водой. Для обработки поверхности
площадью 1 м2 необходимо около 200 гр.
акриловой краски;
– колерующие пасты – количество зависит от
выбранного цветового решения;
– грунт (можно использовать готовый
акриловый грунт, или смешать белую акриловую
краску и клей ПВА в пропорции 2:1);
– акриловый лак.