Урок по теме "Роспись мебели". Учебный курс "Декоративно-прикладное искусство"

Разделы: МХК и ИЗО


Работая с детьми разного возраста (от 8 до 16 лет), я убедилась в том, что детей, независимо от того, сколько им лет, постоянно нужно заинтересовывать, удивлять чем-то новеньким: темой, материалом, техникой исполнения и т.д. В нашей школе уже третий год существует такая форма организации учебного процесса как Творческая школа. Это мероприятие проводится в конце первой четверти. Главная цель Творческой школы – создание условий для формирования художественно-творческой активности обучающихся, повышение уровня художественного мастерства. Немаловажное значение имеет также расширение практического опыта обучающихся в овладении различными материалами, техниками и поддержание творческих контактов между обучающимися разных классов. Тема “Роспись по мебели” выбрана не случайно – детей объединяет коллективная работа, где каждый фрагмент выполняется одним ребенком, но подчинен единому замыслу. В результате получились яркие, выразительные работы – шкафы, стулья, которые радуют и авторов, и всех гостей художественного отделения нашей школы. Ребята получили не только массу удовольствия от своего труда, но и отличный опыт, поверили в свои силы и возможности. Надеюсь, моя разработка будет интересна и полезна и другим преподавателям.

Пояснительная записка

Одной из обязательных дисциплин в художественной школе является декоративно-прикладное искусство. Цели и задачи, определяемые рамками изучения этого предмета, могут быть успешно решены при работе по предлагаемой методической разработке “Роспись по мебели”. Данное направление декоративно-прикладного искусства отличается большим многообразием техник и материалов, и имеет широкую область практического применения. Роспись по мебели превращает предметы обыденного обихода в произведения искусства, в дальнейшем эти предметы будут украшать интерьер многие годы. Роспись на мебели необходимо решать таким образом, чтобы в рамках ограниченного пространства предмета художник создал бы целый мир, который отвечал бы замыслу художника по росписи мебели, и вписывался в интерьер.

Роспись мебели и других составляющих интерьера дома – это пространство для настоящего полета фантазии. Расписная мебель придаст изюминку любому, даже самому шикарному дизайну, добавив в него яркость и неповторимость. Фантазии в поисках средств выразительности имеют широкую область применения, вызывают большой интерес у детей. Появление новых высококачественных и безопасных по химическому составу материалов для росписи делают эту сферу еще более привлекательной для работы с детьми.

Методическая разработка “Роспись по мебели” предполагает персонифицированный подход к обучающимся, который способствует развитию креативности ребенка, его творческой самостоятельности, качеств, необходимых для формирования художественной компетентности в области декоративно-прикладного творчества.

Необходимость методической разработки “Роспись по мебели”: обобщить опыт педагога с целью распространения среди педагогического сообщества современных форм и технологий обучения декоративно-прикладному искусству.

Цель методической разработки – помочь преподавателю декоративно-прикладного искусства организовать проведение уроков по теме “Роспись по мебели”.

Задачи:

– познакомить с технологией и приемами выполнения росписи по мебели;
– раскрыть основные этапы выполнения росписи по мебели.

Методическая разработка “Роспись по мебели” рассчитана на обучение детей в возрасте 10-16 лет. Общее время реализации занятий 14 часов. Занятия носят групповой характер. Основной формой проведения занятия является урок смешанного типа (лекция, совмещенная с практической работой). Лекция проводится в начале изучения курса при знакомстве с новой техникой работы. В начале каждого занятия рекомендуются небольшие беседы, их цель – настроить обучающихся на рабочий лад, напомнить основные задачи урока. Теоретическая часть сопровождается показом наглядного материала. По результатам каждого занятия подводятся итоги. Выполненная работа анализируется, к обсуждению привлекаются обучающиеся, отмечаются положительные моменты, обобщаются ошибки.

Основные задачи уроков по теме “Роспись по мебели”:

обучающие:

– знакомство со спецификой декоративной композиции;
– усвоение техники и методики ведения работы;

развивающие:

– развитие умения творчески пользоваться данной техникой;
– развитие образного мышления, способности стилизации;
– формирование колористического чувства и чувства пропорций;

воспитывающие:

– воспитание эстетического художественного вкуса;
– воспитание аккуратности, терпения и трудолюбия.

Содержание занятий

  1. Знакомство с технологией и приемами выполнения росписи по мебели.
  2. Выполнение эскизов.
  3. Подготовка поверхности к росписи.
  4. Перенос рисунка на поверхность.
  5. Выполнение росписи.
  6. Финишная обработка готовых поверхностей.

Учебно-тематический план

Наименование темы Задачи Материалы Кол. часов
1 Технология и приемы выполнения росписи по мебели Познакомиться с технологией и приемами росписи по мебели:

– роспись акриловыми красками;

– сочетание росписи с аппликацией;

– трафаретная техника.

Наглядные материалы (фотографии по данной теме из интернета, работы автора разработки. <Рисунок 1>

2
2 Эскизы для росписи по мебели Выполнить эскиз для росписи мебели; познакомиться с основами декоративной композиции;

выполнить эскиз, закомпоновав изображение на листе, в соответствии с выбранной поверхностью.

Наглядные материалы, бумага, карандаш. 4
3 Работа в материале Подготовить поверхность к росписи:

– зачистить (наждачной бумагой);

– нанести грунт.

Наждачная бумага, грунт. <Рисунок 2>

2
4 Работа в материале Перенести рисунок на поверхность. Эскизы, карандаш. <Рисунок 3>

1
5 Работа в материале Выполнить роспись:

– заполнить фон;

– прорисовать детали.

Акриловые краски, кисть, палитра. <Рисунок 4>

<Рисунок 5>

4
6 Финишная обработка готовых поверхностей покрыть акриловым лаком. Акриловый лак, кисть. <Рисунок 6>, <Рисунок 7>

1

Предполагаемые результаты освоения технологии росписи по мебели обучающимися:

– развитие творческого мышления и формирование практических навыков и умений, необходимых для самореализации в искусстве росписи по мебели.
– формирование образного замысла и последовательное его воплощение в конкретном материале, владение художественными средствами выражения;
– использование полученных знаний, умений и навыков в дальнейшем (домашние работы).

Условия реализации.

Материально-техническое оснащение.

Оборудование:

– при соответствующей подготовке основой под роспись акрилом может быть дерево, гипсокартон, камень, цементная поверхность, почти все что угодно. Можно использовать старую и новую мебель (стулья, столы, шкафы), музыкальные инструменты и т.д.;
– кисти (большие и маленькие), палитра, емкости для краски;
– фартук и перчатки;
– поверхности, не предназначенные для росписи необходимо защитить пленкой, газетами или малярным скотчем.

Материалы:

акрил как художественный материал возник в 80-90 гг. 20 века, но сейчас он распространился повсеместно. Это связано с новыми строительными материалами, грунтами, поверхностями и новыми требованиями к интерьеру. Поверхность должна быть легко моющейся, экологичной, водо и морозоустойчивой. Акрил после высыхания отвечает всем этим требованиям, к тому же краска почти не имеет запаха, легко колеруется, может наноситься как лессирующим, так и кроющим слоем, разбавляется водой. Для обработки поверхности площадью 1 м2 необходимо около 200 гр. акриловой краски;
колерующие пасты – количество зависит от выбранного цветового решения;
грунт (можно использовать готовый акриловый грунт, или смешать белую акриловую краску и клей ПВА в пропорции 2:1);
акриловый лак.